Учебные программ по химии 8-11 классы

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основании авторской программы по химии ( автор Габриелян О.С.). Предполагает изучение курса по учебнику Габриелян О.С. Химия 9 класс. – М.: ДРОФА, 2011 г.

Программа курса построена по концентрической концепции.

Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычисления укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы, и освобождение ее от избытка конкретного материала.

Весь теоретический материал курса химии позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики, биологии где изучаются основные сведения о строении атомов, строении и разнообразии веществ.

Ведущими идеями предлагаемого курса являются:

материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

-объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;

конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;

-наука и практика взаимосвязаны: требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

- развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Курс химии 9 класса построен с учетом 2-х часов в неделю, всего 70 часов; контрольных работ -4; практических работ -6. В содержании курса 9 класса вначале обобщённо раскрыты сведения о свойствах классов веществ-металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса-4 часа.

Характеристика элемента по его положению в периодической системе Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления- восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Тема 1: Скорость химических реакций. Химическое равновесие -6 часов.

Понятие о скорости химических реакций. Единицы измерения скорости химических реакций. Факторы, определяющие скорость химических реакций: природа реагирующих веществ; их концентрация; влияние температуры; величина поверхности соприкосновения реагирующихвеществ; действие катализатора на скорость химических реакций. Понятие о ферментах, обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и его динамический характер. Факторы, влияющие на химическое равновесие. Принцип Ле- Шателье.

Демонстрации: опыты, показывающие зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами), от катализатора (разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца (IV), смещение равновесия химической реакции, протекающей жду роданидом аммония и хлоридом железа (III) в растворе.

Тема 2. Металлы — 15 часов.

Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов -оксиды, гидроксиды и соли ( хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в неродном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной поогруппы.

Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий.

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо.

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества, генетические рядыВажнейшие соли железа. Значение железа и

его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации: образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами.

Лабораторные опыты.

Получение и взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей. Рассмотрение образцов металлов.

Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

Тема 3. Неметаллы -20 часов.

Общая характеристика неметаллов:

положение в периодической системе, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» — «неметалл».

Общая характеристика галогенов.

Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера.

Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV и VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот.

Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор.

Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод.

Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение, карбонаты; кальцит, йода.

Кремний.

Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации: Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием.

Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.

Тема 4. Практикум по неорганической химии -5 ч.

Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств

Получение аммиака и изучение его свойств

Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов

Практическое осуществление превращений веществ.

Тема 5. Органические вещества -12 ч.

Вещества органические и неорганические, относительность этого понятия, причины многообразия углеродных соединений.

Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.

Ал к а н ы. Строение молекулы метана. Понятие о гомологическом ряде. Изомерия углеродного скелета. Химические свойства алканов: реакции горения, замещения, разложения и изомеризации. Применение метана.

Алкены. Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов. Двойная связь в молекуле этилена. Свойства этилена: реакции присоединении (водорода, галогена, галогеноводорода, воды) и окисления. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере этанола и двухатомных — на примере этиленгликоля. Трехатомный спирт — глицерин. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Алкины.

Ацетилен. Тройная связь в молекуле ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств: реакция горения, присоединения хлороводорода и дальнейшая полимеризация в поливинилхлорид, реакция гидратации ацетилена. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида.

Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты

на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах.

Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах как амфотерных органических веществах. Реакции

поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их

биологическая роль.

Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы -6 ч.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома.

Строение вещества.

Химические реакции.

Классы химических соединений в свете ТЭД.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать/ понимать:

Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент,атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион,аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность,валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярныйобъём, вещества молекулярного и немолекулярного строения,растворы, эектролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация,окислитель, восстановитель, окисление и восстановление.

Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

Основные теории химии: химической связи, электролитическойдиссоциации, строения органических соединений;

Важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы;серная, соляная, азотная, уксусная кислоты; щёлочи, аммиак,минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол,жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки,искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

Называть изученные вещества по «тривиальной» или международнойноменклатуре;

Определять: валентность и степень окисления химических элементовтип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды вводных растворах неорганических соединений, окислитель,восстановитель, принадлежность веществ к различным классаморганических соединений;

Характеризовать: элементы малых периодов по их положению вПериодической Системе Д.И.Менделеева; общие химические свойстваметаллов, неметаллов, основных классов неорганических и

органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи(ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов.

Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;

Проводить самостоятельный поиск химической информации с

использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представление в различных формах;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Объяснения химических явлений в природе, быту и на производстве;

Определения возможности протекания химических превращений вразличных условиях и оценки их последствий;

Экологически грамотного поведения в окружающей среде;

Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды наорганизм человека и другие живые организмы;

Безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

Приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Календарно-тематический план

N

n\n

Наименование темы, урока

Кол-во

часов

Дата

Примечание

По плану

Фактически

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (4 ч.)

1-2 (1-2).

Инструктаж по т/б. Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева

2 часа

3 (3).

Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений.

Амфотерные оксиды и гидроксиды

1 час

4 (4).

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

1 час

Тема 1. Скорость химических реакций. Химическое равновесие (6 ч.)

5 (1).

Скорость химических реакций

1 час

6 (2).

Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры

1 час

7 (3).

Катализ и катализаторы

1 час

8 (4).

Обратимые и необратимые реакции

1 час

9 (5).

Химическое равновесие и способы его смещения. Обобщение и систематизация знаний по теме.

1 час

10 (6).

Контрольная работа № 1 «Скорость химических реакций. Химическое равновесие».

1 час

Тема 2. Металлы (15 часов)

11 (1).

Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.

Общие физические свойства металлов

1 час

12 (2).

Общие химические свойства металлов

1 час

13 (3).

Металлы в природе. Общие способы получения металлов

1 час

14-15 (4-5).

Коррозия металлов

Сплавы металлов

2 часа

16-17 (6-7).

Общая характеристика элементов главной подгруппы 1 группы.

Соединения щелочных металлов

2 часа

18-19 (8-9).

Щелочноземельные металлы и их соединения.

Соли щелочных металлов

2 часа

20-21 (10-11).



Алюминий. Амфотерный характер оксида и гидроксида алюминия.

Соединения алюминия

2 часа

22-23 (12-13).

Железо. Генетический ряд железа (II) и (III) валентного

2 часа

24 (14)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»

1 час

25 (15)

Контрольная работа № 2 по теме «Металлы»

1 час

Тема 3. Неметаллы (20 часов)

26 (1).

Общая характеристика неметаллов

1 час

27 (2).

Общая характеристика галогенов

1 час

28 (3).

Соединение галогенов

1 час

29 (4).

Кислород. Сера.

Сера в природе, ее химические свойства

1 час

30-31 (5-6).

Оксиды серы.

Серная кислота и ее соли.

2 часа



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст