учебно-методическое пособие по предмету Социально-бытовая ориентировка сбо

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №487

Выборгского района Санкт-Петербурга

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по предмету «Социально-бытовая ориентировка (СБО)»

Составитель: Густова Я. Ю.

Санкт — Петербург

Пояснительная записка

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на решение следующих задач:

формирование умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких

формирование умений и навыков ведения домашнего хозяйства

развитие коммуникативности и социальных навыков поведения в общественных местах

● воспитание положительных качеств личности (трудолюбие, настойчивость, аккуратность)

Основной целью является:

формирование у детей умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, а также развитие коммуникативности и социальных навыков поведения в общественных местах, что позволит успешно адаптироваться в обществе и интегрироваться в социум

Уроки СБО тесно связаны с уроками по предметам « Развитие речи и ознакомление с окружающим», «Математические представления и конструирование», «Альтернативное чтение».

Вся работа на уроках по СБО должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности. Особое внимание необходимо обратить на соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.

В данном учебно-методическом пособии предлагается лишь часть разделов программы по предмету «СБО». Программой определяются следующие основные направления коррекционно-педагогической работы, которые структурируются в виде тематических блоков:

Основные разделы методического пособия:

«Я и моё ближайшее окружение»

Питание

Жилище

Одежда и обувь

Семья. Праздники

Личная гигиена и организм человека

«Мир вокруг меня»

Транспорт. Правила дорожного движения

Средства связи и массовой информации

Торговля. Магазины

Учреждения и организации

Формы организации занятий

Уроки по социально — бытовой ориентировке организуются в форме классных занятий и проходят в виде сюжетно — ролевых игр, бесед, практических работ и уроков — экскурсий. Именно при таком построении учебной работы наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимает ведущее место в обучении воспитанников с ОВЗ.

Уроки по социально — бытовой ориентировке проводятся в специальном кабинете, где необходимо иметь в достаточном количестве натуральные предметы обихода или их образцы (часы, телефонный аппарат, осветительные приборы, бытовые приборы и т. д.). Кроме этого широко должны быть представлены игрушки, картины, разнообразные таблички, типа: «Магазин», «Почта», «Парикмахерская» и т. п.

На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности при пользовании нагревательными, электрическими и механическими бытовыми приборами, колющими и режущими предметами, а также для формирования навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком. Необходимо постоянно приучать детей соблюдать санитарно-гигиенические требования вовремя выполнения различных практических работ.

На уроках дети обучаются элементарным социально бытовым умениям сначала с помощью учителя, а затем и с элементами самостоятельности, используя определенный диапазон моделей коммуникативного общения.

Показатели усвоения программы детьми с разными уровнями развития ребенка определены по темам, но для каждого воспитанника определяется свой уровень в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей.

1 уровень (начальный уровень) – предполагает, что у воспитанника есть элементарное представление о навыке, которое используется им в конкретной деятельности, при устном напоминании. Навык применяется в совместной со взрослыми деятельности.

2 уровень (достаточный уровень) – предполагает, что ребенок имеет представление о навыке и использует его в тех ситуациях, в которых он отработан на занятиях. В незнакомой (не «проигранной» на занятиях) ситуации ребенок не может использовать имеющийся у него навык. Навык применяется при контроле и частичной помощи взрослого.

3 уровень (самостоятельный уровень) – достаточно высокий уровень развития навыка. Предполагается, что воспитанник свободно использует его в деятельности даже в незнакомых ситуациях, самостоятелен, способен помогать другим. Навык применяется, как самостоятельно, так и при частичном контроле взрослого (или при отсутствии такового).

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ: «ТРАНСПОРТ. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ТРАНСПОРТЕ, ЕГО ВИДАХ, НАЗНАЧЕНИИ, УМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ УСЛУГАМИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

-учить различать группы транспорта по способу передвижения:

наземный, водный, воздушный, подземный

-учить различать группы транспорта по назначению: грузовой,

пассажирский, специальный

-учить пользоваться общественным транспортом: соблюдать правила

поведения, показывать проездной билет

-учить выполнять правила дорожного движения : переходить улицу

по пешеходному переходу, на зеленый свет светофора

-дать понятие о дорожных знаках

-учить правильно вести себя у ж/д путей

КОРРЕКЦИОННЫЕ:

-развивать психомоторные функции

-закреплять простейшие качественные связи и зависимости,

сенсорные эталоны

-развивать межличностные отношения

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-воспитывать максимально возможный уровень самостоятельности

-обучать адекватным формам поведения в проблемных ситуациях

Раздел «Транспорт. Правила дорожного движения ».

Тема1 «Городской транспорт. Знакомство с автобусом, троллейбусом,

трамваем. Пользование городским общественным транспортом».

ЗАДАЧИ:

1 уровень:

-учить выделять транспортные средства среди других предметных групп

2 уровень:

-учить различать и называть транспортные средства :автобус, трамвай, троллейбус

-предъявлять документы контролеру, кондуктору, водителю

3 уровень:

-учить различать условные обозначения общественного транспорта на остановке, знать,

на каком транспорте можно доехать до дома

ОБОРУДОВАНИЕ:

-иллюстративный материал, игрушечные машинки, дидактические игры,

геометрический материал, литературный текст

ЗАДАНИЯ:

1 уровень:

-рассматривание набора картинок с изображениями транспорта: автобус, поезд, трамвай

-показ называемых педагогом транспортных средств: машина, автобус, самолет

2 уровень:

-называние детьми машин: автобус, трамвай, троллейбус, поезд, пароход

-наблюдение за движущимся транспортом: разнообразие машин по форме, величине,

цвету

-называние и показ основных частей транспорта: кабина водителя, салон для

пассажиров, колеса и др.

-определение вида транспорта по картинкам: автобус, трамвай, поезд

-выбор из набора картинок только тех видов транспорта, на котором учащиеся

добирались до школы, называние этого транспорта

-дидактические игры «Чего не стало?», «Что лишнее?», лото и др.

-складывание разрезных картинок

-составление аппликации из готовых форм («машина»)

3 уровень:

-экскурсия к ближайшей остановке: рассматривание условных обозначений и

определение вида транспорта, который останавливается на этой остановке

-называние номера транспортного средства

-расположение надписей возле соответствующих транспортных средств

-нахождение отличий на рисунках

-отгадывание загадок

-распределение машин по группам

-узнавание машины по описанию

-описание транспортного средства

-итоговая беседа

Раздел «Транспорт. Правила дорожного движения ».

Тема 2 «Виды транспорта по способу передвижения: наземный, воздушный, водный, подземный».

ЗАДАЧИ:

1 уровень:

-учить выделять транспортные средства среди других предметных групп

2 уровень:

-учить различать и называть транспортные средства по способу передвижения

3 уровень:

-учить классифицировать транспорт по видам

ОБОРУДОВАНИЕ:

-иллюстративный материал , игрушечные машинки, дидактические игры,

литературный текст

ЗАДАНИЯ:

1 уровень:

-рассматривание набора картинок с видами транспорта: машина, автобус, поезд

-показ называемых педагогом транспортных средств: самолет, корабль, поезд, автобус

2 уровень:

-называние детьми машин: трамвай, автобус, поезд, самолет

-называние и показ основных частей транспорта: кабина водителя, кузов, салон для

пассажиров, колеса и др.

-определение вида транспорта по картинкам

-выбор из набора картинок только тех видов транспорта, на котором учащиеся

добирались до школы, называние этого транспорта

-дидактические игры «Чего не стало?», «Что лишнее?», лото и др.

-аппликация и рисование транспорта

-складывание разрезных картинок

-подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Поезд», «Трамвай»

3 уровень:

-экскурсия к ближайшей улице

-расположение надписей возле соответствующих транспортных средств

-нахождение отличий на рисунках

-отгадывание загадок

-выбор из ряда предметов тех, которые относятся к указанному общему слову( только

наземный транспорт т.д.)

-распределение машин по группам: воздушный, водный, наземный транспорт

-называние транспорта, который передвигается по воде( по воздуху, по земле), показ

названной машины

-сравнивание транспортных средств по способу передвижения: наземный и водный транспорт,

воздушный и наземный транспорт

-классификация транспорта по видам и способам передвижения

-итоговая беседа

Раздел «Транспорт. Правила дорожного движения».

Тема 3 «Виды транспорта по назначению: пассажирский, грузовой,

специальный».

ЗАДАЧИ:

1 уровень:

-учить различать машины по внешнему виду

2 уровень:

-учить различать и называть транспортные средства по назначению(перевозка людей,

грузов, для тушения пожаров, уборки улиц, скорая помощь и т.д.)

3 уровень:

-учить классифицировать транспорт по видам

ОБОРУДОВАНИЕ:

-иллюстративный материал, игрушечные машинки, дидактические игры,

литературный текст

ЗАДАНИЯ:

1 уровень:

-рассматривание набора картинок с видами транспорта

-показ называемых педагогом транспортных средств: автобус, трамвай, автомобиль

2 уровень:

-называние детьми машин: пожарная, скорая помощь, для уборки мусора

-называние и показ основных частей транспорта: кабина водителя, кузов, салон для

пассажиров, колеса и др.

-определение вида транспорта по картинкам: грузовой, пассажирский транспорт

-дидактические игры «Чего не стало?», «Что лишнее?», лото, «Наведи порядок»,

«Назови слово» и др.

-складывание разрезных картинок

-выбор из набора машин, транспорта определенного вида («покажи «скорую помощь»,

«покажи пожарную машину», «какие машины перевозят грузы»)

-узнавание машины по описанию

3 уровень:

-экскурсия к ближайшей улице : наблюдение за специальным транспортом, грузовым,

пассажирским

-расположение надписей возле соответствующих транспортных средств

-нахождение отличий на рисунках

-отгадывание загадок

-выбор из ряда предметов тех, которые относятся к указанному общему слову( только

специальный транспорт, грузовой транспорт и т.д.)

-описание транспорта: название, вид по способу передвижения, по назначению

-сравнивание транспортных средств по назначению

-классификация транспорта по видам



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст