учебно-методический проект Человек творческий

Учебно- исследовательский проект «Человек творческий»

Макарова Наталья Геннадиевна- учитель географии ССШ №2

Актуальность проекта. В современном, быстро меняющемся мире, общество переосмысливает социальный заказ школе, корректирует цели и задачи школьного образования.

Кого мы должны воспитать сегодня? Какой человек нужен обществу? Главная цель работы всей школы изменилась. Если раньше нужны были люди, владеющие основами наук, всесторонне развитые личности, то сейчас школа должна воспитать личность активную, творческую, осознающую глобальные проблемы человечества и готовую посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации, мыслящие не шаблонно. Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.

Учебно- исследовательский проект «Человек творческий» отражает работу по изучению и созданию вместе с одаренными детьми виртуальных моделей и явлений окружающей действительности.

Работа проводится под девизом: «От проектирования моделей и явлений окружающей действительности – к проектированию собственной жизни».

Сегодня можно говорить о возникшем противоречии между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны от нас государство требует активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика.

Педагоги должны научиться «видеть» одаренных детей. Одарен необычно и развит не сам по себе ум человека, одарена его личность. Одаренные дети обладают информационно-коммуникативными знаниями, используемыми всеми учащимися, сверхразвитостью виртуальных реальностей, приобретенных за счет неограниченного доступа к информационным технологиям наших детей.

Это легло в основу при выборе темы проекта: «Человек творческий».

Проект состоит из следующих этапов:

1 этап – «Человек любопытный – человек узнающий».

На этом этапе учащиеся знакомятся с методами исследовательской работы, учатся ставить задачи, намечать пути их решения. Это наиболее значимый этап, он требует внимания с моей стороны к каждому мнению, к каждой высказанной мысли ученика. Итогом завершения этого этапа будет научно-практическая конференция «Я — любопытный и знающий».

2 этап – «Человек — знающий – человек — говорящий».

На этом этапе нужно помочь детям осмыслить их речевую практику. Дети учатся слушать, говорить, сочинять. Вырабатывается культура речевого поведения.

Учащиеся знакомятся с видами ораторского искусства, учатся грамотно защищать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, строить диалоги, вести себя при конфликтных ситуациях.

Главным на этом этапе является выработка терпимости к иному, отличному от собственного, мнению, умению слушать и слышать собеседника, умению разрешить конфликтную ситуацию.

Завершается второй этап проведением круглого стола «Я- человек говорящий ».

3 этап –«Человек – изобретатель – человек творящий».

На этом этапе мы работаем над собственными проектами. Здесь вырабатываются навыки работы в группах, оттачиваются лидерские качества, дети учатся работать совместно. Педагог не должен ничего навязывать, надо создать такую атмосферу, когда ребёнку хочется поделиться своими мыслями, чувствами и переживаниями. Итогом работы на этом этапе будет игра «Ярмарка идей».

4 этап –«Человек действующий – человек будущего».

На этом этапе мы завершаем работы учащихся. Итогом этого этапа будут выступления учащихся перед педагогами и ученическим коллективом на празднике «Человек будущего».

5 этап-«Человек – исследователь»

На этом этапе мы выходим их стен родной школы и защищаем свои работы на городском и областном, республиканском и международном уровне. Итогом является участие одаренных детей в различных творческих конкурсах городского, областного республиканского и международного масштаба.

В связи с актуальностью проблемы обучения одарённых детей, нами была выдвинута гипотеза.

Согласно гипотезе учебно-исследовательского проекта если:

-подготовить и разработать поэтапный проект развития индивидуальных способностей одарённых детей,

-активно включать одарённых детей в совместную творческую деятельность,

-вовлекать учащихся в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, поощрять использование дополнительной литературы,

то:

а) развивается мыслительная деятельность, речь учащихся

б) повышается уровень самостоятельности уч-ся

в) развиваются творческие возможности ребёнка

Для решения поставленных задач были использованы теоретические, эмпирические и практические методы:

Теоретические:

Анализ специальной методической, психолого-педагогической литературы.

Эмпирические:

а) собеседование

б) знакомство с работами школьников

Практические:

а) Для оценки эффективности выдвинутых в ходе учебно-исследовательского проекта положений проводились занятия в экспериментальной группе. Занятия проводились один учебный год 2005-2006 гг.

б) анализ полученных результатов, рекомендации психолога.

Цели и задачи проекта

1.Воспитание и развитие одаренных детей на основе включения в реализацию республиканской программы «Дарын»;

2.Изучение и создание вместе с одаренными детьми виртуальных моделей и явлений окружающей действительности;

3.Развитие толерантного сознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, готовности и способности к объективной самооценке, рефлексии, формирование оценочного суждения своих действий и поведения;

4.Воспитание и развитие информационной культуры членов информационного общества;

Стратегия проекта определяется формированием определенного образовательного пространства (воспитательного поля), для реализации всех сфер жизнедеятельности одаренного ребенка, как субъекта мировой цивилизации.

Механизмы реализации проекта:

1.Реализация педагогической проблемы педагога «Развитие ключевых компетенций одаренных детей, как участников интегрированного образовательного сообщества на основе информационно-коммуникационных технологий и научно – исследовательской деятельности»;

2.Гуманизация учебного процесса, обеспечивающего разностороннее развитие личности на основе использование методов обучения, активизирующих самостоятельность мышления и деятельность школьников;

3.Гуманизация воспитательной системы школы, межличностных отношений учащихся и взаимоотношений детей и взрослых на основе выявления и логического развития всех творческих возможностей, способностей и талантов, самореализации личности школьника и удовлетворении ее запросов и интересов.

После составления проекта и защиты его на методическом объединении педагог и психолог школы подбирали детей для работы по этому проекту.



Нельзя сказать, что они отличались высоким уровнем одарённости, но у них на основе проведённого психологического теста были выявлены задатки к интеллектуальному творчеству. В течение года, работая с детьми по проекту, учитель наблюдал, составлял характеристику на каждого, где отмечал успехи и неудачи. Школьный психолог проводил тесты, с целью изучения уровня развития интеллекта детей, их креативности.

Интелект ( по 10-балльной шкале) табл.1

Фамилия, имя ученика

Сентябрь

Ноябрь

Январь

март

май

Марат Зарина

8

8

9

9

9

Жусупова Айгерим

6

6

7

7

7

Олейникова Екатерина

8

8

8

9

9

Кусаинов Санжар

7

7

8

7

8

Познавательная активность табл.2

Фамилия, имя ученика

Сентябрь

Ноябрь

Январь

март

май

Марат Зарина

8

8

9

9

9

Жусупова Айгерим

6

6

7

7

7

Олейникова Екатерина

8

8

8

9

9

Кусаинов Санжар

7

7

8

7

8

Анализ психологом творческого потенциала приведён в таблице 3.

Фамилия имя ученика

Репродуктивный интеллект

Творческий потенциал

Осведомлен-

ность

Арифметические задачи

Классифи

кация

Марат Зарина

10

8

10

7

9

Жусупова Айгерим

9

6

9

5

4

Олейнико-ва Екатерина

9

7

10



6

7

Кусаинов Санжар

8

7

8

6

6

Фамилия, имя ученика

Сравнение

Аналогии

Беглость

Гибкость

Марат Зарина

8

7

8

8

Жусупова Айгерим

6

6

7

6

Олейникова Екатерина

7

6

7

7

Кусаинов Санжар

6

7

7

7

Критерии креативности табл.4

Фамилия имя ученика

Умение видеть предмет

Понимание новой точки зрения

Оригиналь-ность

Анализ Синтез

Марат Зарина

8

7

9

7

Жусупова Айгерим

6

6

6

6

Олейнико-ва Екатерина

7

7

7

6

Кусаинов Санжар

7

6

6

5



Страницы: 1 | 2 | Весь текст