учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы Му

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА Г.УДАЧНЫЙ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ФОРТЕПИАНО

Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

4-8 (9) класс

Программа учебного предмета УП.03.

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Музыкальная литература»

Срок реализации 5 (6) лет

2012г.

г. Удачный

«Рассмотрено» «Утверждаю»

Методическим советом Директор – Гончарова С.В.

образовательного учреждения ___________

«___»__________ 20__г. «___»__________ 20__г.

Разработчики — Шумакова Татьяна Александровна, преподаватель теоретических дисциплин МБОУ ДОД ДМШ г.Удачный Мирнинского района Республика Саха (Якутия)

Рецензент: Курдынко Л.В., преподаватель теоретических дисциплин, зав. отделением МБОУ ДОД ДМШ п.Айхал Мирнинского района Республика Саха (Якутия)

Рецензент:

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………….….4

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;………………………………………………………………….………..4

Срок реализации учебного предмета;……………………………………….....5

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;…………...5

Форма проведения учебных аудиторных занятий;…………………………....6

Цель и задачи учебного предмета;……………………………………………..6

Обоснование структуры программы учебного предмета;………………....…7

Методы обучения;…………………………………………………………...…..7

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;………………………………………………………………………..7

Учебно-тематический план…………………………………………………8

Содержание учебного предмета…………………………………………..14

Сведения о затратах учебного времени;

Годовые требования по классам;

Требования к уровню подготовки обучающихся……………………..…38

Формы и методы контроля, система оценок………………………….….39

Аттестация: цели, виды, форма, содержание;……………………………..39

Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой аттестации;…………………………………………………………………..……47

Контрольные требования на разных этапах обучения;………………47

Шестой год обучения по учебному предмету «Музыкальная литература» (9-й класс)…………………………………………………………………………48

Методическое обеспечение учебного процесса…………………………58

Методические рекомендации педагогическим работникам;……………..58

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;….62

Список учебной и методической литературы…………………..…62

Учебники;…………………………………………………………………….…62

Учебные пособия;…………………………………………………………63

Хрестоматии;……………………………………………………………….…..63

Методическая литература;………………………………………………….64

Рекомендуемая дополнительная литература…………………………64

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета«Музыкальная литература» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

Музыкальная литература — учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной литературе является частью итоговой аттестации.

На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.

Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки».

Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.

Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (с 4 по 8 класс).

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Год обучения

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

Итого

Форма занятий

часов

Аудиторная (в часах)

33

33

33

33

49,5

181,5

Внеаудиторная

(самостоятельная, в часах)

33

33

33

33

33

165

Максимальная учебная нагрузка по предмету «Музыкальная литература» составляет 346,5 часов.

В 9-м классе учебная нагрузка распределяется следующим образом: аудиторная работа — 49,5 часа, самостоятельная (внеаудиторная) работа — 33 часа, максимальная учебная нагрузка — 82,5 часа.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература» — мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.

Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература»

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.

Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:

формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом;

воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах;

овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;

знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров;

знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;

умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);

умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные программы.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки обучающихся;

формы и методы контроля, система оценок;

методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Учебно-тематический план и содержание учебного предмета «Музыкальная литература» для 9 класса представлены в самостоятельном разделе.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, рассказ, беседа);

наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Музыкальная литература»:

обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню учебного плана; во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет;

укомплектование библиотечного фонда печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы;

наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;

обеспечение каждого обучающегося основной учебной литературой;

наличие официальных, справочно-библиографических и периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, видео-оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для учащихся 4 класса (освоивших курс учебного предмета «Слушание музыки в 1-3 классах) содержание тем первого года обучения раскрывается с учетом полученных знаний, умений, навыков.

Предлагаемые музыкальные примеры для прослушивания в классе могут быть дополнены или заменены другими по выбору преподавателя, в зависимости от сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

год обучения

1 четверть

Тема

Количество часов

Введение. Место музыки в жизни человека

1

Содержание музыкальных произведений

2

Выразительные средства музыки

2

Состав симфонического оркестра

1

Тембры певческих голосов

1

Контрольный урок

1

2 четверть

Тема

Количество часов

Понятие жанра в музыке. Основные жанры — песня, марш, танец

2

Песня. Куплетная форма в песнях

2

Марш, танец. Трехчастная форма в маршах и танцах

3

Контрольный урок

1

3 четверть

Тема

Количество часов

Народная песня в произведениях русских

4

композиторов. Сборники русских народных песен. Музыкальные жанры: вариации, квартет, концерт, сюита

Программно-изобразительная музыка

2

Музыка в театре (раздел «Музыка в драматическом театре»)

2

Повторение

1

Контрольный урок

1

4 четверть

Тема

Количество часов

Музыка в театре (раздел «Балет»)

2

Музыка в театре (раздел «Опера»)

4

Повторение

1

Контрольный урок

1

Резервный урок

1

5 класс — 6 класс «Музыкальная литература зарубежных стран»

2 год обучения

1 четверть

Тема

Количество часов

История развития музыки от Древней Греции до эпохи барокко

1

Музыкальная культура эпохи барокко, итальянская школа

1

И.С.Бах. Жизненный и творческий путь

1

Органные сочинения

1

Клавирная музыка. Инвенции

1



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст