Участие в проекте Плейлист для педагога разработка урока в кейс-технологии

Урок в кейс – технологии

Учитель: Свирина Ольга Александровна

Класс: 11

Тема: «Внешняя политика России в начале ХХ века»

Цели урока:

Обобщение и систематизация учебного материала по теме «Внешняя политика России в начале ХХ века»

Создание условий для успешной социализации учеников

Формирование учебно – информационной, коммуникативной и социальной компетенций учащихся

Учебно-информационные (интеллектуальные) компетенции

Коммуникативные, социальные компетенции

Освоение методов анализа и критического мышления

Умение работать с текстом

Создание авторского продукта

Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Освоение методов сбора данных

Развитие умений самостоятельной работы и работы в группе

Получение коммуникативных навыков

Развитие презентационных умения

Формирование интерактивных умений, позволяющих эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

Форма кейса, используемого на уроке: метод ситуационного упражнения, метод дискуссии

Этап урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Постановка проблемы

Предварительная подготовка:

1. Создание кейса по данной теме в 2-х частях: Часть 1 содержит материалы по теме:

— Основные направления внешней политики России на рубеже XIX – XX веков.

- Дальневосточная политика.

- Анализ Русско-Японской войны 1904-1905 гг.

Часть 2 содержит фрагменты документов и отрывки из источников по данной теме.

(ПРИМЕЧАНИЕ: Часть 1 предложена ученикам для самостоятельного освоения в качестве д/з к уроку, Часть 2 будет предложена на этапе открытия новых знаний)

Предварительная подготовка:

Знакомство с материалами кейса

На уроке:

1.Ознакомление учащихся с целями и задачами урока, регламентом прохождения этапов урока. 2.Совместная формулировка темы урока.

Формулирование проблемы урока

ПРОБЛЕМА УРОКА:

Представьте себе, что вы вдруг оказались в 1904 году. Идет заседание Правительства, обсуждается вопрос о необходимости войны с Японией. Вы точно знаете, каковы последствия участия России в Русско-японской войне 1904-1905 гг. Какие меры вы посоветуете предпринять императору Николаю II, чтобы Дальневосточная политика России была успешной?

На уроке:

1.Совместная формулировка темы урока

2.Ознакомление и первичное обсуждение проблемы

Актуализация знаний

1.Составление теста для проверки знаний учениками дат, событий, имен, терминов по данной теме.

1.Письменная работа – выполнение заданий теста

2.Работа со смарт-доской:

(На доске записаны факты, которые надо рассортировать по колонкам)

2.Заполнение таблицы (1 ученик у доски, остальные – кратко в тетрадях):



Способствовали поражению России в Русско-японской войне

Могли бы привести к победе России в Русско-японской войне

Способствовали поражению России в Русско-японской войне

Могли бы привести к победе России в Русско-японской войне

Открытие новых знаний

1.Деление учащихся на группы

2.Координация работы в группах (соблюдение временных рамок, ответы на возникающие вопросы)

1.Учащиеся в сформированных группах работают с документами:

Отрывки из книги «Воспоминания. Царствование Николая II», автор Витте Сергей Юльевич



Статьи документа «Портсмутский мирный договор между Россией и Японией» от 25 августа (5 сентября) 1905 г., Портсмут

Отрывки из мемуаров иностранных корреспондентов, находившихся при действующей армии и флоте Японии.

Отрывок из статьи В.И.Ленина «Падение Порт-Артура»

Текст учебника стр.30-31

Применение новых знаний

1.Помощь группам в составлении тезисов выступления

1.Работа в группе: обсуждение и подготовка выступления по принципу:

Позиция (я считаю, что…)

Аргумент (потому что…)

2.Организация выступления групп

2.Выступление учащегося от каждой группы

3.Организация совместного сравнительного анализа предложенных путей решения и выбор наиболее оптимального

3.Сравнительный анализ предложенных путей решения проблемы и выбор наиболее оптимального

Рефлексия



Предлагает ученикам заполнить таблицу, подчеркнув нужное:

ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ:

На уроке я работал

Активно / пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен / не доволен

Урок для меня показался

Коротким / длинным

За урок я

Не устал / устал

Мое настроение

Стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

Понятен / не понятен

Полезен / бесполезен

Интересен / скучен

Если изначально на уроке поставить акцент на групповой работе, рефлексию можно провести следующим образом: учитель раздает каждому ученику форму «Работа в группе» и предлагает ее заполнить (нужное подчеркнуть).

На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

обмен информацией

взаимодействие

взаимопонимание

были равномерно задействованы все уровни

Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

недостаток информации

недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)

трудности в общении

Какой стиль общения преобладал в работе?

ориентированный на человека

ориентированный на выполнение задания

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

в группе сохранилось единство и партнерские отношения

единство группы в ходе работы было нарушено

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

лидер, выдвинувшийся в ходе работы

нежелание наладить контакт большинства участников группы

непонимание задачи, поставленной для совместной работы

сама задача оказалась неинтересной, трудной

Оценивают свою работу на уроке с помощью таблицы

И / ИЛИ

Заполняют предложенную форму «Работа в группе».