УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ

Аннотация интегрированного урока — практикума по формированию доступных навыков и умений в соответствии с ИПР

(размещается только на сайте факультета «Технологий интерактивного обучения» — www.moi-amour.ru в разделе «Краткое описание»)

Название Конкурса: «Второй открытый профессиональный конкурс педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе»

Интегрированный урок-практикум по формированию доступных навыков и умений в соответствии с ИПР.Предметы: альтернативное чтение + математические представления и конструирование + развитие речи и окружающий мир + графика и письмо

1 класс, 1 учащийся обучающийся индивидуально на дому по программе 8 вида (2 варианта, умеренная УО)

Учитель школы 8 вида высшей квалификационной категории Алексеева Наталья Николаевна

ГС(К)ОУ 8 вида №487

г. Санкт-Петербург

Комбинированный урок – практикум

Особенности уч-ся:

Уч-ся со сложным дефектом (умеренная умственная отсталость, отсутствие вербальной речи, ДЦП, до недавнего времени самостоятельно не передвигался ). Проблемы тормозящие развитие мальчика: повышенная истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность, нарушение зрительно-моторной координации, моторные нарушения, нарушение пространственного восприятия, раздрожительность, гиперактивность, негативизм, упрямство, частая смена настроения, отсутствие вербальной речи, тремор пальцев, косоглазие. Актуальная зона развития – подготвка уч-ся к переходу на поклассную форму обучения.

Цель урока:

Формирование социально значимых умений и навыков, необходимых для социализации.

Формирование максимально возможного навыка самостоятельности

Задачи:

Образовательные:

Обучение основным навыкам самообслуживания

Обучение детей адекватным действиям с игрушками, предметами

Расширение практического опыта, объёма знаний и представлений об окружающем мире.

Формирование представлений о форме и величине.

Формирование социально-бытовых навыков.

Формирование целенаправленных предметных действий

Обогащение сенсорного опыта.

Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами.

Приобретение социального опыта.

Коррекционно-развивающие:

Коррекция координации движений, мелкой и общей моторики, отрицательных черт характера

Развитие наглядно-действенного мышления, зрительно-моторной координации, пространственного восприятия.

Развитие основных движений (выработка целенаправленного, полного, чёткого движения)

Развитие ориентировки в пространстве

Развитие умения рефлексировать

Воспитательные:

•Воспитание самостоятельности, трудолюби

Оборудование:

Альбом для визуального расписания.

Фотографии на которых изображены только необходимые для выполнения задания материалы;

Поощрение (индивидуально для каждого ребёнка, в данном случае – фрагмент мультфильма «Тачки»)

Материал для заданий: пирамидка, прищепки разного цвета, вязанные геометрические фигуры разного цвета и формы, поднос с манкой, «Мельница», ёмкости для воды.

Подносы, коробочки с крышками, корзинки для каждого задания

Компьютер.

Пиктограммы.

Специально организованная предметно-развивающая среда: стелаж где можно разместить материалы для заданий, ванная комната, рабочий стол, стул, стол или стелаж куда можно отнести выполненные задания.

Ход урока

Организационный момент «Приветствие»

Ребёнок встречает учителя в прихожей. Кивком головы приветствует учителя, дотрагиваясь до щёк учителя определяе холодно или тепло на улице.Берёт сумку учителя и проводит его в комнату для занятий.

Погружение в тему «Составление расписания»

задание: выбери чем ты хочеш сегодня заниматься. (инструкция даётся один раз, ребёнок из предложенных фотографий с заданиями сам планирует последовательность их выполнения) Традиционно цели и задачи урока не сообщаются

Мотивация уч-ся: «Волшебный мешочек»

Задание:



Отгодай, ощупывая только рукой что лежит в мешочке? Ребёнок при помощи жестовой речи объясняет, что лежит в мешочке. И (хлопает в ладоши), объясняя что это поощрение за его хорошую работу. В мешочек помещен любой из ранее выявленных стимулов, в данном случае кассета с мультфильмом «Тачки»

«Проверяем расписание»

Задание:

Проверь пожалуйста, правильно я поставила учебный материал на стелаж. Ребёнок подходит к стелажу и соотносит фотографию в альбоме с материалом на стелаже.

«Работа с визуальным расписанием - проработка содержания темы»

Работа с визуальным расписанием предполагает несколько компонентов:

Ребёнок открывает альбом, показывает на картинку, подходит к стелажу и выбирает соответствующее задание, например «Пирамидка», берёт пирамидку и возвращается на рабочее место, выполняет задание, собирает материал и относит на стол с табличкой «Выполнено», переворачивает страницу в альбоме и идёт за следующим заданием

Содержание визуального расписания

«Прищепки». Повесить три платочка (разной фактуры, размера, цвета, формы) на верёвку, закрепив прищепками. Упражнение выполняется сидя на полу, верёвка для выполнения задания закреплена между ножек рабочего стола.

Задачи: приобретение социального опыта, освоение пинцетного захвата, распределение соответствующих усилий пальцев для сопротивления пружины прищепки..

«Пирамидка»

Задачи: развитие наглядно-действенного мышления, зрительного и осязательного восприятия величины. Упр. выполняется сидя за столом.



«Мельница» Задание состоит из множества этапов – ребёнок берёт «Мельницу» и перемещается в ванную комнату, включает свет, открывает дверь, закрывает дверь, ставит «Мельницу» в таз, открывает кран с водой, регулируя температуру, наливает нужное количество воды в прозрачную ёмкость, закрывает кран и выливает воду в «Мельницу» (для определения продолжительности выполнения задания можно подготовить 3-4 ёмкости разной формы и разного размера. После выполнения задания, вытирает руки полотенцем, складывает оборудование в контейнер и возвращается в комнату, открывая дверь, выключив свет.

Задачи: формирование социально-бытовых навыков, улучшение координации движений, совершенствование захвата, развитие зрительно-моторной координации, обогащение сенсорного опыта.

«Волшебная дорога на подносе с манкой» Прокатить машинку по извилистой линии, предварительно выполняет задание двумя пальцами.

Задачи: формирование игровых навыков, активизация речевой активности, развитие зрительно-моторной координации, пространственного восприятия, формирование графо-моторных навыков.

На протяжении всего занятия учитель предотвращает возможность выполнения задания с ошибкой, осуществляя подсказку, помощь (без слов) со спины уч-ся.

Подведение итогов:

Учитель предъявляе 2 пиктограммы ребёнку, на одной изображена улыбка, на другой грустное выражение. Ребёнок выбирает пиктограмму, оценивая свою работу.

Поощрение:

Совместно с учителем, ребёнок включает, компьютер, нажимает на кнопку для открытия дисковода, закрывает дисковод. И просматривает мультфильм

Заключение урока

Уч-ся прощается с учителем кивком головы, провожая в прихожую

Смена статических, динамических поз, выполнение заданий сидя на полу, за столом, в комнате, в ванной, двигательная активность, упражнения с водой, с манкой, соблюдение светового режима, коррекция нарушенных функций способствовали здоровьесбережению и уч-ся и не требовали специально организованной динамической паузы.

Используемый АМО «Визуальное расписание» создаёт необходимые условия для максимальной самостоятельности детей, коррекции нарушенных функций, формированию учебных умений и навыков, преоделению негативизма, отрицательных черт характера, приобретению социального опыта.



Список литературы

1.МакКланнахан Л.И., Крантц П.Дж. Расписание для детей с аутизмом./Пер. С англ. О. Чикурова, С. Морозовой.-М.:Изд-во «СигналЪ», 2003

2.Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений .-М.:Издательский центр «Академия», 200