Участие в интернет — конкурсах как повышение квалификации педагога

«Участие в интернет — конкурсах как повышение квалификации педагога»

Гайсина Г.А.,

учитель русского языка и литературы.

Наше время – это время масштабных изменений в системе образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. определены основные цели развития образования нашей страны. Современное образование должно стать качественным, доступным, эффективным, инновационным. А это значит, что возрастает значимость различных форм профессионального общения педагогов как средства мотивации повышения квалификации, удовлетворения личностно значимых потребностей в «приращении» недостающих компетентностей и переводе их в практическую деятельность.

Необходима такая система повышения квалификации, которая будет помогать каждому учителю выстроить ту образовательную траекторию переподготовки, которая наиболее полно соответствует его профессиональным потребностям. Необходимы такие формы организации повышения квалификации, которые позволят эффективно реализовать личностно-ориентированный, деятельностный подход, опирающийся на самообразование, индивидуальный темп усвоения предлагаемого содержания курсов. Обновляются профессиональные требования к педагогам, а именно переносится акцент с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции педагога в осуществлении профессиональной деятельности.

Д. Медведев сказал в одном из своих обращений к учителям России: «…очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей – вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий, в том числе информационных».

Информационные и коммуникационные технологии признаны во всем мире ключевыми технологиями XXI века, которые на ближайшие десятилетия будут являться залогом экономического роста государства и основным двигателем научно-технического прогресса. И именно информационные технологии обеспечивают современное образование теми механизмами, которые предоставляют учительству России неограниченные возможности непрерывного повышения профессионального образования. Глубокие социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации и системы образования, которая является стратегическим ресурсом экономического роста через обеспечение подготовки конкурентоспособных производительных сил.

Сегодня очевидно, что реализация стратегии развития образования – достижение нового качества общего образования, создание новой модели школы — возможна через серьезные изменения, а именно:

       новые образовательные стандарты;

       индивидуализацию образования (в первую очередь через профильную старшую школу);

       новую систему оценки качества образования;

       становление новых организационно-правовых форм в общем образовании;

       участие общественных институтов в управлении общим образованием (на школьном, муниципальном и региональном уровнях);

       систему предшкольного образования;

       информатизацию общего образования.

Каждая из этих позиций требует ясного понимания, принятия глубокого изучения сути простым учителем и руководителем. К нашему сожалению, до сего времени значительная часть педагогов имеет весьма смутные представления об этом.

Сложившаяся ситуация требует глубокого профессионального переосмысления базовых ценностей в содержании, формах и методах повышения квалификации педагогов.

Как известно, от профессионализма педагогов и их общей культуры напрямую зависят результаты образовательно-воспитательной деятельности.

Руководитель и педагог являются связующим звеном в цепи «наука-практика».

Это требует качественного обновления всей системы повышения профессиональной квалификации педагогов, интенсивного поиска путей формирования инновационного опыта.

У нас появилась возможность и потребность качественного обновления повышения профессиональной компетентности обновления его содержания и форм. Это могут быть:

       краткосрочные (каникулярные) курсы для педагогов, работающих по какой-либо общей проблеме;

       краткосрочные (каникулярные) курсы для педагогического коллектива;

       проблемные тематические курсы для группы педагогов, работающих по инновационной теме;

       проблемные предметные курсы для учителей одной предметной области;

       дистанционное обучение;

       обучение по индивидуальному маршруту;

       Интернет – форумы, конкурсы, ЧАТЫ, Интернет — государство учителей;

       фестиваль открытых уроков;

       методические семинары, семинары-практикумы;

       открытые методические площадки на базе ОУ победителей ПНПО;

       методические дни, недели в ОУ;

       участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.

Одна из актуальных проблем Российского образования — повышение его качества.

Высокое качество образования – стратегический национальный ресурс, главный конкурентный капитал, одно из фундаментальных условий устойчивого, динамического развития общества. В современных условиях требуются не только постоянное накопление, но и обновление этого капитала, формирование личностного механизма саморазвития. Непременным требованием к образовательным системам становится умение учить учиться, а к человеку – потребность учиться на протяжении всего жизненного цикла. На смену формуле «образование на всю жизнь» приходит формула «образование через всю жизнь». Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, переходом от знаниевой парадигмы образования к компетентностно-ориентированной.



Новые требования к выпускникам школ в условиях перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой включают формирование умений самостоятельно определять цели, формы успешной деятельности делать эффективный выбор в ситуации неопределенности. Учить этому сложно, т.к. сами учителя и руководители ОУ никогда этому не учились.

Повышение ИКТ компетентности – подлинный ресурс повышения качества и эффективности образования. Кроме того, ИКТ — это направление, позволяющее значительно разнообразить формы повышения квалификации педагогов.

Впервые о возможности повысить квалификацию дистанционно я услышала в 2006 году. С тех пор эта форма повышения квалификации стала для меня основной. Это и дистанционные курсы, которые проводятся Издательским домом «1 сентября», и курсы центра «Эйдос», и другие сообщества учителей, о которых мы говорили ранее

Мною были разработаны конспекты уроков или фрагменты уроков с использованием этих ресурсов, которые я применила на своих уроках.

Но интернет — повышение квалификации не ограничивается только обучением педагогов. Сюда входят и другие формы работы: обмен мнениями на педагогических форумах, предоставление своих разработок для обозрения и обсуждения другими учителями, участие в различных фестивалях, конкурсах профессионального мастерства.

Среди этих форм, существенная роль принадлежит конкурсам педагогического мастерства, участие в которых активизирует рефлексию учителя, способствующую осознанию им затруднений и проблем педагогической деятельности, являющуюся катализатором поиска средств их преодоления.

Без чего не может быть учителя — профессионала? Пожалуй, без творчества, являющегося обязательным условием успешной работы педагога. Творчество ведет меня вперед, не дает успокоиться, остановиться, разочароваться. Не все бывает гладко, не все получается. Но я не боюсь проигрывать, ошибаться. Вот когда убеждаешься в справедливости мудрого изречения: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Зато успехи окрыляют, дарят радость свободного творческого полета.

Меня волнует содержание образования, методы и приемы работы, новые технологии и их внедрение в учебно-воспитательный процесс школы. Есть огромное желание научиться работать по-настоящему. Поэтому активно включаюсь в дистанционные проекты, конкурсы, осваиваю новые информационные технологии, принимаю участие в различных мероприятиях такого рода.

С целью повышения своего профессионального уровня и обмена опытом я принимаю участие в работе сетевых сообществ учителей русского языка и литературы на портале Сеть творческих учителей на портале Завуч.Инфо на форуме учителей русского языка и литературы, на портале Открытый класс, на портале Pedsovet.su.

Огромный опыт сетевого взаимодействия я получила, участвуя в международной конференции по обмену педагогическим опытом «Россия-Турция», организованной Международной Русской школой в Анталии и интернет – сайтом, посетила международный открытый урок по теме: «Работа в разноуровневых группах», и всероссийской видеоконференции по теме «Организация образовательного процесса в условиях перехода на новые образовательные стандарты

Я не только сама охотно участвую в дистанционных формах работы для повышения своего уровня, но и стараюсь привлечь к этому своих учащихся. С ними мы принимаем участие в различных интернет-олимпиадах по русскому языку, литературе. Об эффективности участия в данных конкурсах говорят их знания и результаты, которые они показывают, участвуя в этих конкурсах. (Родное слово, Минобр.орг, интернет олимпиады при Челябинских Вузах, при Доме Пионеров, Центр поддержки талантливой молодежи и др.) Эти конкурсы, олимпиады не только выявляют сильнейших, но и развивают детей в нужном направлении, расширяют кругозор, проявляют любознательность. Свидетельством этого является то, что в прошлом году в муниципальной олимпиаде по русскому языку и литературе Хамитова Земфира заняла 2 и 3 место, в этом году – Рафикова Диана – 1 место по литературе. В Международном конкурсе сочинений «Россия – Казахстан, Дружба народов» двое из 14 участников от нашей школы – заняли 2 место (Динмухаметова Гульзана и Хакимова Розалина) и 1 – 1 место (Хамитова Земфира). Также призовые места заняли в конкурсе «Серебряное перышко» участники прошлого года и нынешнего года. 3 моих выпускников поступили на филологические факультеты ЧелГу и ЧГПУ и до сих пор там обучаются.

(Байрамгалина Гульназ, Тазеев Наиль, Хамитова Земфира, Садыкова Алина; Салимуллина Ляйсан, Ширванова Лилия,Гиматова Юлия, Хуснутдинова Юлия, Байбулдина Эльвина).

Думаю, что данной работой смогу заниматься и далее.

Различные формы работы посредством интернета обеспечивают:

создание условий для реализации педагогом возможностей непрерывного самообразования через организацию открытого образовательного пространства;

самостоятельное конструирование образовательного маршрута с учетом своих компетентностей, своих профессиональных потребностей, дефицитов и выбор наиболее приемлемых для себя сроков и форм его реализации.

Среди явных плюсов интернет в учебный процесс можно выделить следующее:

гибкий учебный график, возможность совмещать работу и учёбу;

индивидуальную учебную программу и график контроля;

формирование компетенций по работе с ИКТ-технологиями;



самостоятельную систематическую работу с учебным материалом и информационными источниками;

формирование (совершенствование) навыка излагать свои мысли письменно;

экономическую эффективность (уменьшение материальных затрат на бытовые, транспортные расходы);

динамичность ДО (электронная форма позволяет часто обновлять учебный материал);



доступ к источникам информации по всей сети Интернет (электронные библиотеки, каталоги, справочники и т.д.);

интерактивное взаимодействие с информационным материалом;

возможность хранения, оперативной передачи, редактирования, обработки и распечатки информации различного объема и вида.

Актуальность дистанционной формы повышения квалификации очень велика. Благодаря такой форме ПК педагоги могут обучаться, принимать участие в конкурсах, чатах, конференциях без отрыва от места работы; это образование доступно для живущих в отдаленной местности; обеспечивается свобода выбора тематики модулей для повышения квалификации.