Ты в ответе за тех кого приручил

ГБОУ СОШ № 380, Санкт — Петербург

Мигина Надежда Владимировна

Тема занятия: «Ты в ответе за тех, кого приручил…»

Рисование животных по памяти и представлению.

Вид занятия: рисование по памяти и представлению.

Цели и задачи:

Отработать приемы рисования животного по памяти.

Обучающая:

сформировать знания учащегося об анималистическом жанре в изобразительном искусстве;

сравнить мир геометрических фигур с животным миром

сформировать навыки работы над проектом.

Развивающая:

ознакомить с творчеством художников-анималистов Евгения Чарушина, Николая Тырса, Виталия Фролова.

провести сравнительный анализ анатомии животных, сходных по строению тела, связать особенности внешнего строения со средой обитания.;

ознакомить с наскальными рисунками- искусством первобытного человека;

развивать навыки составления композиции.

Воспитательная:

воспитание любви к животному миру, его сохранности;

воспитание любви к устному народному творчеству повествующих сказки , загадки)

Оборудование:

Для учащихся:

– альбом (лист А-4), карандаш простой, резинка, цветные карандаши.

Для педагога:

– репродукции первобытных художников, Плакат 1 и Плакат 2 – дикие и домашние животные, рисунки детей плакат пропорции животных, геометрические фигуры, аппликации из геометрических фигур (животные), символ – руки, проект учащихся.

Зрительный ряд: методические пособия, рисунки детей, иллюстрации художников-иллюстраторов: Е. Чарушин, Н. Тырса, В.Фролова и др., детские книги.

Ход занятия

Организационный момент

( Проверка принадлежности к занятию, знакомство с темой и целями занятия)

(Слайд 3)

Педагог читает стихотворение:

И в 6 и в 10 лет, и в 5

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует!

Цветы и птицы,

Лес из сказки…

Все нарисуем, были б краски,

Да лист бумаги на столе,

И мир в семье и на земле!

Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведем необычное занятие по рисованию.

Цель нашего занятия нарисовать животное по памяти. Все необходимое для этого лежит перед вами на столе. Вы готовы? Приступим к работе?

Вводная беседа.

(Слайд4)

В начале занятия я предлагаю совершить небольшую экскурсию в лес. Вы можете закрыть глаза, слушать музыку и представлять.

(Звучит музыка «Звуки леса»и текст автора).

«Представь себе жаркий солнечный день. Мы стоим на поляне и любуемся красотой осеннего леса. Дует озорной ветерок. Поют птицы. Вот на поляну выскочил заяц. Увидя нас она напугался, застыл, а затем, словно опомнясь, скрылся в кустах.

Мы отыскали глазами тропинку и по ней смело шагнули в зеленую прохладу леса.

Внимательно приглядевшись, среди деревьев мы видим рыжую лису, которая беззаботно ловит кузнечиков.

А справа за елками весело кувыркаются медвежата. Не привлекая к себе внимания, мы медленно по тропинке спускаемся к ручейку, слышим его журчание. И вот под деревом замечаем нору. Серые мордочки волчат с ужасом и любопытством смотрят на нас. Не будем их пугать. К тому же нам пора уже возвращаться».

едленно открываем глаза, возвращаемся на занятие.)

Обобщающие вопросы:

— Какие звуки природы мы слышали с вами на экскурсии?

— Что и кого мы видели в лесу?

— Кого мы будем рисовать?

Правильно, мы будем рисовать животных.

Поэтому тема нашего занятия: «Рисование животных по памяти и по представлению». Вся дальнейшая информация поможет вам в этом.

(Слайд №5-7)

Изображения животных – тема в искусстве очень древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер оленей, бизонов, сцены охоты.

Давайте посмотрим слайды с наскальными рисунками животных и сцен охоты.

Художники всех времен рисовали и лепили животных, которые живут на планете. Они хорошо знают их повадки, образ жизни и внешний вид.

(3 слайда с рисунками наскальной живописи)

Вопрос преподавателя:

— Как называются художники, которые рисуют животных и природу?

- Правильно это художники – анималисты

(Слайд 8)

На этом уроке вы будете выступать в роли художника-анималиста.





Но сначала вам надо заполнить таблицу. Для этого надо вспомнить несколько диких и домашних животных.

Домашние животные

__________________________________________

______________

Дикие животные________________________________________________________

Вопрос:

— А вы знаете загадки о животных?

Ведь основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Попробуйте дать правильные ответы на эти загадки.

(Слайд №9-10)

Загадки:

Лежит замарашка

В щетинистой рубашке,

Хвост крендельком

Нос пятачком.

(свинья)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос.

(медведь)

Рыжий молокозавод

День жует и ночь жует-

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко.

(корова)

Рыжая, с пушистым хвостом

Живет в лесу под кустом.

(лиса)

Мохнатенька, усатенька,

Лапки мягоньки-

А коготки востры.

(кошка)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы.

(заяц)

На овчарку он похож

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(волк)

Лежит – молчит,

Подойдешь – заворчит.

Кто к хозяину идет

Она знать дает. (собака)

Вы правильно ответили на загадки. И, наверное, обратили внимание, что в загадках говорится и о повадках животных, о внешних признаках, о сравнениях. Вспомним нашу тему занятия. «Рисование животных по памяти и по представлению».

(Слайд №11-18)

Давайте совершим с вами прогулку в осенний лес, Вспомним, как разнообразен животный мир. Есть животные, которых на планете осталось очень мало. Им грозит вымирание. Поэтому эти животные занесены в «Красную книгу». (7 слайдов).

Экран – слайды

Тигр

Слон

Крокодил

Обезьяна

Понравилась вам прогулка? Вы не устали?

(Слайд №20-29)

Тогда внимание на экран. Перед вами рисунки художников-анималистов. Посмотри, как они чувствуют, понимают и изображают животных.

Экран – слайды

Е.Чарушин Н.Тырса В. Фролов

Правда, что животные у художников-анималистов получились очень красивые? У вас тоже работы должны получиться очень интересные и красивые.

Помните, что у каждого животного свои повадки, свои условия жизни, и, конечно же, у каждого животного свои пропорции, которые надо соблюдать при рисовании, чтобы животные получились похожими на себя. Это вы видели на фотографиях и рисунках.

Настало время, мы берем в руки карандаш и приступаем к работе.

(Слайд 30)

Природу надо беречь. Она приносит радость, создает

настроение, дарит свои богатства.

Подумайте какое животное вам больше всех понравилось. Вам надо его нарисовать, применив свою сообразительность и фантазию. Поэтому можно рисовать любое животное. А что рисовать – вы уже придумали?

Вопросы преподавателя:

-А у вас дома есть животные?

-Кто?

-А вы сам за ним ухаживаешь?

(Слайд 31-32)

Животные очень привязываются к своим хозяевам. Мы их приручили, и мы за них несем ответственность. Мы их кормим, выгуливаем, чистим клетки. И они дарят нам радость своим общением.

А вот бездомным и диким животных сложно. За них некому заступиться. Поэтому нельзя их обижать. И если есть возможность — нужно накормить их.

Вы смотрели бездомной собаке в глаза? Вы когда-нибудь видели столько печали? Две дорожки от глаз «протоптала» слеза. Сколько боли, несчастья у ней за плечами.

Разве Вас не учили:»Мы в ответе за тех…» Или может Вы просто про это забыли , Когда Вам надоело и после утех. Вы за ней двери дома закрыли?

А она до сих пор верит людям и ждет, Хоть сомненья давно её гложут, Что хозяин (какой бы он не был)- ПРИДЁТ! И на голову руку положит…

Вы заметили сходство между домашними и дикими животными? Пока вы рисуете, давайте проведем сравнительный анализ. Я называю домашнее животное, а вы называете дикое, которое очень похоже на уже названное.

Собака — волк

Свинья — кабан

Кошка — рысь

Конь — лось

Для закрепления материала нам осталось еще ответить на вопросы:

— кого изображают художники-анималисты?

— давно ли человек стал рисовать животных?

— где чаще всего мы видим рисунки художников-анималистов?

— знаете ли вы что такое «Красная книга природы»?

(Слайд №33-36)

Животный мир в наших руках!

Его мы будем любить и оберегать!

Настало время закрепить свои работы на выставочном стенде и оценить их.

У вас все получилось. Вы молодцы! Вам понравилось занятие?