Творческий вечер В мире Танца

Творческий вечер «В мире Танца»

(начинает звучать вальс И.Штрауса «Весенние голоса»)

Видео № 1

Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на встрече с Музыкой! Какая удивительная по красоте музыка…, а ведь это вальс, а сочинил это чудо австрийский композитор Иоганн Штраус. У него был оркестр, для которого Штраус сочинял танцевальные пьесы. В этом жанре композитором создано более 500 произведений: вальсы, галопы, польки, кадрили…. Но именно вальсы дали ему титул «Короля вальса». Во всем мире звучат его знаменитые и неповторимые: «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса» и многие другие. Все они отличаются изяществом, поэтичностью и темпераментностью, присущей самому композитору. Они вобрали в себя все лучшие черты музыкального искусства Вены той поры.

Наша встреча посвящена танцевальной музыке… «В мире танца», — вот где мы с вами сейчас побываем.

С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественной церемонии.

Уже много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадках, где люди кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол или оркестра…

Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени. Конечно, они очень отличаются один от другого в зависимости от страны, в которой родились; от времени, когда это произошло; от того, кто и где их исполнял…

В основе всех танцев лежит народная пляска, так же как в основу всей музыки лежит народная песня. Не зря, известный русский композитор М.И.Глинка говорил: «Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее лишь аранжируем».

Конечно, тема «В мире танца» очень обширна, поэтому мы поговорим, в основном о тех танцах, которые подготовили воспитанники музыкально-хоровой студии вместе со своими педагогами.

А знаете ли вы, как вообще возник танец?

…Искусство любого народа находится в тесной связи с его жизнью. Вот кем был первобытный человек, прежде всего?… Да, конечно же, охотником.

Слайд № 1

Поэтому в танцах древних племен, которые археологи находят в наскальной живописи, получили развитие подражательные пляски, в которых изображались различные животные… У австралийских племен обнаружили танцы «бабочек», «лягушек», «кенгуру»; у бразильских индейцев_»рыбные пляски» и пляски «летучих мышей»; на севере России-пляски «утушек», «лебедушек».

В процессе развития трудовой деятельности появились, так называемые, «трудовые» танцы. Древним племенам приходилось воевать друг с другом- появились воинственные пляски. Одним словом, сама жизнь рождала те или иные пляски или танцы. Отличие пляски от танца в том, что пляска- это импровизация, а танец- это уже движения, поставленные в определенном порядке.

Слайд № 2

В Древне Греции большое значение уделялось гармоничному развитию человека, как духовному, так и телесному. Здоровое человеческое тело, наделенное сильным духом – было идеалом греков. Именно в танце видели греки один из путей формирования такого человека. Древние философы писали: «пляска не только совершенствует самого танцующего, но и приносит пользу зрителям: хорошо их воспитывает, многому учит; пляска вносит лад в душу смотрящего, увлекая его взор красивым зрелищем, слух- чудесными звуками, являя прекрасное единство душевной и телесной красоты».

Танец может выражать и настроение и состояние души человека. Место танца на всех праздничных гуляньях, свадьбах, ему есть место в радости: в России это известные плясовые, и в горести – широкие девичьи хороводы…

Видео № 2

…Медленно движется девичий хоровод. В длинных русских сарафанах шага не видно, кажется, что девушки «плывут- будто лебеди».

Живет танец, рождая прекрасную картину живой природы: молодой березовой рощи ранней весной, плавного течения реки, бескрайних просторов русской природы.

Как вы уже поняли, у каждого народа своя жизнь, свои ремесла, своя природа, свой темперамент и, значит, свои танцы.

Давайте от слов перейдем к делу и послушаем р.н.песню — танец «Как ходил гулял Ванюша» — это песня, с которой деревенские жители выходили вечером за околицу на гулянье.

Слайд № 3

А можно ли представить себе без пляски кочевую жизнь цыган? Послушайте «Цыганочку».

Слайд № 4

Следующая пьеса испанский танец «Солзерес»

Слайд № 5

Композиторы часто включают народные танцы в свои произведения: симфонии, оперы, балеты. М.И.Глинка ввел в оперу «Иван Сусанин» танец краковяк. Краковяк возник в Краковском воеводстве в Польше. Вначале его танцевали только мужчины: парами, в которых один изображал рыцаря, а другой его оруженосца. Затем краковяк стали исполнять в паре с дамой: она – плано, изящно, он – с резкими притопываниями.

Послушайте танец «Краковяк». Слайд № 6

Из танцев, распространенных в 19 веке можно назвать Галоп. 2-х дольный размер, стремительно-скачущие движения. Галоп можно найти в сочинениях Ф.Листа, М.Глинки, П.Чайковского, С Прокофьева и даже Д.Шостаковича.

А сейчас послушайте галоп советского композитора К.Хачатуряна из балета «Чипполино».

О следующем танце мне хочется рассказать подробнее – это старинный танец Менуэт

Слайд № 7

Менуэт стал королем танцев в 18 веке. По своему происхождению это народный хороводный танец родом из провинции Пуату на западе Франции. Название его образовалось из 2-х французских слов «па меню» — мелкий шаг. 3- дольный размер, обычно умеренный темп. Многие композиторы включали менуэты в свои произведения. Менуэт встречается в балете П.Чайковского «Спящая красавица», торжественным менуэтом открывается бал в 1 действии балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта».

Послушайте старинный Менуэт композитора Боккерини.

Слайд № 8

А сейчас прозвучит Менуэт современного французского композитора Поля Мориа.

Слайд № 9

На юге Италии расположился город Таранто. Он дал имя национальному танцу Тарантелла. Стремительный, веселый танец ярко выражает характер темпераментных южан. ¾ или 6/8 размер, с непринужденным движением триолей привлекал внимание многих композиторов: Листа, Шопена, Чайковского, Прокофьева. Посмотрите и послушайте тарантеллу композитора Гаврилина из балета «Анюта». Главную партию исполняет солистка Большого театра Екатерина Максимова.

Видео № 3

Интересна судьба австрийского танца Лендлер.

Слайд № 10

Этот парный круговой 3-х дольный танец получил свое название от австрийской области Ландль. Его танцевали в австрийских и немецких селах в деревянных башмачках. Подпрыгивание танцующих и пристукивание деревянных башмачков вы услышите, если будете внимательно слушать.

П.И.Чайковский «Немецкий танец»

В начале 19 века Лендлер Ленлер перекочевал из сел в города Австрии и германии.

Его стали танцевать на балах и постепенно он превратился во всем известный и знакомый Вальс.

Слайд № 11

Вот уже целых 2 века живет и пользуется неизменной любовью этот романтичный, вечно юный танец.

Слово Вальс произошло от немецкого слова «вальзен» — прокатывать. Постепенно движения становились все более плавными, кругообразными, из него уходили типичные для народного танца подпрыгивания и притопывания. Рождался Вальс!

В 19 веке вальс быстро распространился по разным странам Европы. Прежде всего новый танец завоевал Вену. Вальсы композитора Ланнера, Иогана Штрауса – отца звучали в австрийской столице повсюду. Вальсы Иогана Штрауса – сына покорили не только Вену, но и весь мир.

Удивительно, проходит время, а вальс не стареет. Композиторы охотно включают их в свои оперы и оперетты, балеты и даже симфонические произведения.

В России великолепным образцом симфонического вальса стал «Вальс – фантазия» М.И.Глинки.

Слайд № 12

Звучит «Вальс – фантазия» М.И.Глинки.

Говоря о танцах, нельзя не сказать о Великом польском композиторе Фредерике Шопене.

Слайд № 13

Шопен писал почти исключительно фортепианную музыку, он черпал свое вдохновение в народных песнях и танцах. Шопену удалось придать новое звучание танцевальным формам, он создал танцевальные миниатюры.

Так же Шопеном написано более 60 Мазурок ( мазурка – это польский танец, получивший свое название от области Мазовия, мазур – житель этой области); Полонезы ( полонез в переводе с франц. – польский) – это танец – шествие, открывающий сначала сельские праздники, а затем и светские балы.

Послушайте Вальсы Ф. Шопена си минор и Вальс до диез минор

Слайд № 14

А сейчас прозвучит вальс французского композитора Морено «В стиле Шопена»

Слайд № 15

Не мог остаться равнодушными к вальсам и великий русский композитор П.И.Чайковский. У него много фортепианных вальсов, но особой популярностью пользуются вальсы из балетов.

Посмотрите вальс из балета «Спящая красавица»

Видео № 5

В советское время стали очень популярны у слушателей вальс А. Хачатуряна к драме М.Лермонтова «Маскарад», вальс С. Прокофьева из оперы «Война и мир», и из балета «Золушка».

Слушаем Вальс С. Прокофьева из балета «Золушка»

Видео № 6

Прекрасны вальсы, не правда ли?

Но теперь давайте переключимся на совсем другой по характеру танец – Танго.

Слайд № 16

Танец этот родился в городском районе Буэнос – Айреса (в Аргентине). Будучи довольно экзотичным танцем, чувственным, страстным – танго не сразу был принят европейским обществом. Настоящий «прорыв» танго произошел на танцевальном конкурсе во французской Ривьере. Танец был настолько хорошо представлен группой танцоров, что мгновенно получил признание в Париже, а затем и в остальной в Европе.

Послушайте Танго композитора Шилина на гитаре.

Слайд № 17

А сейчас мы поговорим об одном удивительном танго – это танго «Утомленное солнце». Не все знают, что музыку эту написал польский композитор Ежи Петербургский, а особую популярность в Советском Союзе оно приобрело в 30-х годах 20 века.

В предвоенные годы успех его был так велик, что это танго, ставшее песней (слова написал И.Альвек), звучало повсюду: в скверах, парках, доносилось из домашних радиоприемников и патефонов. Наши деды и прадеды были просто влюблены в него.

Итак Ежи Петербургский «Утомленное солнце»

Видео № 7

А знаете ли вы, откуда произошло название танца «Полька»?

Слайд № 18

Это чешский народный танец; и в переводе с чешского «пулька» — это «половинка» (т.е. полшага). В середине 19 века это чешский народный танец стал бальным. Размер 2-х дольный, движение основано на полушагах и легких прыжках с поворотом. Чешские композиторы Б.Сметана и А.Дворжак часто вводят польку в свои произведения.

Не остался равнодушным к польке и уже известный нам австрийский композитор Иоганн Штраус. Польки Штрауса стремительные, яркие, блестящие.

Слушаем польку И.Штрауса «Трик – Трак»

20 век принес в танцевальную музыку новые ритмы. Но и здесь ощущается влияние фольклора разных народов, особенно латиноамериканских и африканских. Это такие танцы как Регтайм, Тустеп и Фокстрот.

Слайд № 19

Из соединения 2-х разных стилей ритм энд блюза и хилли-билли возник новый музыкальный стиль Рок – н – ролл. В середине 20 века вошли в моду твист, шейк, танцы со смешным название «хали – гали» и буги – вуги. Твист и шейк в 70 –е годы молодежь пыталась танцевать на школьных вечерах, но это быстро пресекалось бдительными педагогами.

Давайте послушаем пьесу композитора Шмица «Танцуем буги».

Некоторые из этих танцев со временем потеряли свою популярность, а другие, наоборот, получили второе рождение. Такие танцы как медленный фокстрот, квикстеп, румба, пасадобль, ча-ча-ча, джайв стали обязательными танцами на танцевальных конкурсах.

Давайте обратимся к экрану и посмотрим в великолепном исполнении танцы «Чарльстон» и «Квикстеп» (быстрый шаг).

Видео № 8

Подходит к завершению наша встреча с «Миром танца». Если говорят, что музыка – это язык души, то танец – это прекрасная поэма, где каждое движение – слово!

Видео № 9

Мне хочется все время танцевать

Мазурку, танго, в вальсе закружиться,

Безудержно чечетку отбивать –

Пусть это танец бесконечно длится.

***

Мне хочется все время танцевать

Под звуки флейты, саксофона, скрипки,

Своей энергией и страстью заражать,

Срывать аплодисменты и улыбки.

***

Мне хочется все время танцевать,

Отбросив прочь тревоги и сомненья,

Импровизировать, порою удивлять,

И быть всегда в плену у Вдохновенья!

Танцуйте, дорогие друзья! Любите танцевальную музыку, потому что она ПРЕКРАСНА!