ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме самообразования Использование на уроках ОБЖ технологии разви

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по теме самообразования «Использование на уроках ОБЖ

технологии развивающего обучения»

Ваделова Али Саламхановича,

преподавателя «Основы безопасности жизнедеятельности»

Покачевского профессионального училища – 15

Я, Ваделов Али Саламханович в 2007 г. был аттестован на 2 квалификационную категорию. В предыдущий период я работал по теме: «Использование наглядно-развивающего материала на уроках ОБЖ». Однако ценностью современного общества становится коммуникативная компетентность. Необходимо выработать у учащихся умения продуктивного общения со сверстниками, техникой, с интернетом, информационным полем и т.д. Анализ методической литературы показал, что технологии развивающего обучения могут являться руководством для достижения высоких результатов в развитии личности учащихся.

На сегодняшний день в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий развивающего обучения, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. В 1996 году Министерство образования России официально признало существование системы Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).

Прогрессивное развитие личности – процесс физического и психологического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Свойства и закономерности процесса развития.

Специфическими свойствами развития личности является следующее:

- имманентность: развитие есть неотъемлемое свойство личности, заложенное природой;

- биогенность: психическое развитие личности во многом определяется наследственностью;

- социогенность: влияние социальной среды;

- психогенность: человек – саморегулирующаяся и самоуправляющаяся система;

- индивидуальность: личность представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом развития;

- стадийность: развитие личности подчиняется всеобщему закону цикличности;

- нелинейность: каждая личность развивается в своем темпе, испытывая случайно распределенные во времени ускорения и противоречия роста:

- физический возраст определяет количественные и качественные характеристики и возможности психического развития. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. В развивающем обучении педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных обучаемых. При такой форме обучения обучаемый – полноценный субъект деятельности на всех ее этапах. Каждый этап вносит специфический вклад в развитие личности. В деятельности целеполагания воспитываются свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность; при планировании – инициатива, творчество, организованность, самостоятельность, воля; при реализации целей – трудолюбие, ответственность, критерии оценки.

Технология развивающего обучения направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств.

Современное общество переживает сложные времена. В мире изменился спектр и характер угроз безопасности личности, обществу, государству. Безопасность жизни и жизнедеятельности – насущная потребность человека. Очень ответственная задача стоит перед преподавателем – воспитание общественной культуры безопасности. Одним из необходимых условий формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих является воспитание у них общепризнанных норм поведения. В практике применяю различные методические приемы для активизации процесса обучения на уроках ОБЖ. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Учащиеся лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Развитие интереса, творческой активности и целеустремленности учащихся на уроках и внеурочных занятиях - необходимое условие обучения в современном училище.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предусматривает процесс познания сложных связей человеческого организма и среды обитания. Воздействие человека на среду, согласно законам физики, вызывает ответные противодействия всех ее компонентов. Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор, пока они не превышают пределы адаптации. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» рассматривает:

— безопасность в бытовой среде;

- безопасность в производственной сфере;

- безопасность жизнедеятельности в городской среде (селитебной зоне);

- безопасность в окружающей природной среде;

- чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

Организация процесса образования строится с использованием технологий системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. На уроках ОБЖ рассматриваются вопросы современной политики. Современные требования к воспитательному процессу изменились с изменением экономической и политической системы в нашей стране. Стало ясно, что государство не может гарантировать безопасность отдельных граждан. Каждого россиянина надо учить выживать в условиях криминального беспредела, локальных военных конфликтов, безработицы, поэтому каждый учащийся должен знать свои права и обязанности, соблюдать правовые отношения и законодательные акты, чтобы избежать опасных ситуаций в своей жизни. Наиболее результативно прививаются учащимся мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в училище, на природе, а затем – в обществе и на производстве, через общее образование на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»

Готовность выпускников училища к творческой деятельности во многом определяет их будущий успех в профессиональной сфере. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся является ведущей в процессе образования. Учебно-воспитательный процесс по предмету ОБЖ проводится в различных формах — это уроки и внеклассные мероприятия. На уроках изучается программный материал по курсу ОБЖ.

В содержание внеклассных и внеучебных мероприятий входят: экскурсии в музеи военно-патриотической направленности, посещение постоянных эпизодических специализированных выставок; встречи с военнослужащими и ветеранами Вооруженных сил РФ, работниками военкоматов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины, подготовка и участие в окружных и городских соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, в тематических викторинах, конкурсах, комбинированных эстафетах и соревнованиях с выполнением различных упражнений ОБЖ (например «А ну-ка парни!», «А ну-ка девушки!», «Соревнования сандружинниц!», «Школа безопасности», «Сто к одному!», «Брейн-ринг», «КВН»). Все формы организации учебно-воспитательного процесса направлены на развитие творческого начала учащихся.