творческий отчет к аттестации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Тополёк»

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ:

«Познавательное развитие

детей дошкольного возраста

через проектную деятельность»

воспитателя МБДОУ д/с «Тополёк»

Шаякбаровой Любовь Николаевны

г. Советский. 2013г.

Шаякбарова Любовь Николаевна

Дата рождения: 23.06.1977

Образование: средне специальное, Казанский профессиональный лицей № 68, 1998г., «Социальный работник»

Педагогический стаж: 12 лет

Категория: 2 квалификационная категория до 13 мая 2013г.

Стаж работы в МБДОУ д/с «Тополёк» 12 лет.

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ — 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект»,- его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно — манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей «заглохнуть», но и развить его познавательные интересы.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.). Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлении, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру.

В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.

Вся образовательная деятельность направлена на реализацию проектов.

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности («активного поведения в условиях неопределенности) детей дошкольного возраста и способствует развитию их творческих способностей. Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях. Известно, что уважение к личности ребенка, его достоинству, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации, удовлетворение потребностей ребенка в конструировании собственного мира детства способствуют развитию его творчества.





Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок – взрослый», на соучастии взрослого и ребенка. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно, от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству.

Поэтапное стимулирование проектной деятельности взрослым позволяет формировать у ребенка умения, которые могут развиваться только в деятельности, — умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого.

Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых.

В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:

•Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);

•Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)

•Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)

•Здоровьесберегающая (через беседы)

•Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)

В соответствии с ФГТ ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения — важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых метода, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.

В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка.

Все это требует от педагогических работников нового комплекса умений – проектировать развитие образовательной системы или собственной образовательной деятельности. Современный педагог-профессионал должен быть способен к таким новым видам деятельности, как формулировка проблемы, разработка средств ее решения, деятельностная проработка понятий, рефлексия результатов реализации проекта, построение содержательной коммуникации с другими субъектами образовательной деятельности и пр.

Поэтому я определила для себя тему: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Цель: развитие познавательных способностей и интересов детей дошкольного возраста, через проектную деятельность

Задачи:

Изучить научную и методическую литературу, разработать перспективный план по проектной деятельности;

Актуализировать умственную деятельность детей;

Заинтересовать проектом, развивать ум, расширять, углублять познавательные представления;

Закрепить полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

Актуальность: На смену традиционным методам обучения и воспитания приходят новые, инновационные технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, является метод проектной деятельности. Проектная деятельность для дошкольника, с точки зрения психологии, не является чем-то искусственно привнесенным, а носит вполне естественный характер. Дети в этом возрасте активны и чрезвычайно любознательны. Значительная часть активности связана с проверками окружающих предметов на прочность, гибкость, способность к превращениям и т.п.

Метод проектов позволяет ребёнку войти в более широкий мир, сориентироваться в нём, понять окружающую его предметную действительность.

Проектная деятельность выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познаёт не только свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми:

-учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых,

- учится сотрудничать в условиях совместной деятельности,

-знакомится с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе.

-У него появляется реальная возможность шире реализовать свои возможности в познании.

В условиях введения Федеральных государственных требований к структуре программы дошкольного образования проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость.

В дошкольном образовании метод проектов , бесспорно, является педагогической инновационной технологией.

Проектная деятельность имеет свои специфические особенности, которые обусловливают определенные изменения в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений.

Новизна: проект обеспечивает возможность формирования интегративных качеств личности педагога дошкольного образования, не только на уровне представлений и первичных знаний, но и создает условия для целенаправленного формирования проектировочных умений на уровне метода, технологии и форм практической работы педагогов дошкольных учреждений в рамках регионального компонента.

Новые задачи, которые ставятся в современном образовании, требуют новых подходов и решений. Новизна и практическая ценность заключается в разработке и апробации различных проектов по развитию познавательной и творческой активности у детей дошкольного возраста и организации межгруппового взаимодействия в рамках проектной деятельности.

Ожидаемый результат:

Системная работа по данному направлению позволит:

Развивать критическое мышление, внимание, память.

Развитие самостоятельных творческих способностей детей и коммуникативные навыки.

Развития познавательных способностей

Развивать детскую любознательность, пытливость ума.

Достичь качественных результатов в работе и при выпуске в школу.

Условия:

Создала предметно – развивающую среду.

Подобрала методическую литературу по познавательному развитию

детей дошкольного возраста через проектную деятельность (см. список литературы).

Разработала и оформила проекты «Моя семья», «Лес вокруг нас», «Зимняя мозаика»

Разработала беседы, стихотворения, загадки, пословицы консультации для родителей по данным проектам.

Направления в работе:

Работа с детьми.

Работа с родителями.

Работа с педагогами.

Формы работы с детьми:

Экспериментирование, нод: подгрупповые, индивидуальные, контрольно – диагностические, диагностика, интегрированные. Для профилактики нарушения зрения и снятия напряжения с глаз и мышц всего тела стараюсь выполнять несложную гимнастику для глаз и дыхательная гимнастика.

Средства – книги, иллюстрации, дидактические игры, презентации.

Формы работы с родителями:

Консультации, родительские собрания, выставки поделок, составление фотовыставок.

Формы работы с педагогами:

Консультации, практикумы по проектной деятельности, интегрированные нод.

Средства — книги, материалы для консультаций, проекты.

Перспектива на будущее:

Согласно Федеральным Государственным Требованиям к дошкольным образовательным учреждениям более углубленно работать по образовательной области «Познание» И продолжать работу над темой: «Познавательное развитие

детей дошкольного возраста через проектную деятельность», разработать программу.