Творческие задания на уроках музыки

Плеханова Марина Витальевна

МОБУ Лицей № 8, Россия. Г. Тында Амурской области.

Творческие задания на уроках музыки.

Что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира. Характерной особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как следствие, творческая активность школьников.

С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интереснее.

У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо на уроках музыки использовать творческие задания. Используя творческие задания , учитель имеет прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности: слух, голос, чувство ритма и т. д.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально - дидактическая игра.

Следует отметить полифункциональный характер музыкально — дидактических игр, которые рассматриваются как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление систематизацию знаний о музыке; как средство музыкального общения и развития ребёнка; как способ развития музыкальных способностей детей.

Создавать голосом или на инструменте движение звука:вверх, вниз, кружение, прыжки.

Выражение своих мыслей и чувств  звуками.Передать с помощью звука заданное учителем  психо-эмоциональное состояние (нежность, страх, удивление…). Другой вариант — в виде игры,  когда ребёнок загадывает эмоциональное состояние, остальные  дети  –  отгадывают.

  Сочинение мелодии на заданный текст: загадки, потешки, стихи, скороговорки, колыбельные. Задание может быть использовано в  качестве домашней работы.

  На заданный ритм придумать слова и мелодию.     Другой вид упражнений, который помогает развить творческие способности не только в области музыки, но и литературы. Детям предлагается в качестве домашнего задания на заданный ритм сочинить слова и музыку (объяснить детям, как устроен ритмический рисунок, где можно сделать паузу, взять дыхание). Так же можно использовать любую знакомую песню и выполнить задание.

  Графическое, цветовое моделирование музыки.

  Мимически, пластически создать  образ героя данного музыкального произведения. Например, слушая пьесы М.П.Мусогрского «Гном», «Баба Яга»; С.С. Прокофьева «Балет невылупившихся птенцов» и т.д. (поле деятельности очень обширное).

  Создание  литературного «перевода» с языка музыки на язык слов. Пример: знакомясь с музыкой Чюрлёниса, предлагаю ребятам представить себе эти пьесы в виде страниц личного дневника,  в котором человек делится своими душевными переживаниями, и создать литературную интерпретацию музыки.

  Создание  звуковых картин«Утро  в деревне», «В зимнем лесу», «Ярмарка».

Пример 1: звуковая картина «В зимнем лесу» (1,2 класс).

Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки,  листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку.