Творческие мастерские на уроках изобразительного искусства

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Арсаковская средняя общеобразовательная школа № 31.

Тема

«Творческие мастерские на уроках изобразительного искусства».

Искрова Рамиля Минулловна

учитель изобразительного искусства.

2013год.

Тема

«Творческие мастерские на уроках Изобразительного искусства».

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке.С искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала.

В.П. Беспалько

Для того чтобы успешно действовать в условиях современного общества, любой человек должен уметь перерабатывать информацию самостоятельно и принимать решения о том, что для него важно, а что – нет. Если приучить ребёнка продуктивно работать с информацией, правильно использовать полученные умения и навыки, у него сформируется способность жить в современном мире в гармонии с самим собой.

Что же подразумевается под этим понятием?

В современном обществе востребован не только квалифицированный в своей области специалист, но и личность разносторонняя, эстетически развитая, культурно образованная. И чем выше статус человека в обществе, тем выше предъявляемые к нему требования.

Но как сформировать у детей понятие о том, что современный успешный человек в полном смысле этого слова – это, прежде всего гармоничная личность, патриот, это тот, кто знает свою историю, культуру, разбирается в искусстве, ценит свои истоки? Как внушить детям мысли о том, что из современного информационного поля необходимо отбирать не только те сведения, которые им будут практически полезны в профессиональной деятельности и в повседневной жизни, но и те, которые позволят им быть развитой личностью, гедонистически воспринимать окружающую действительность?

Уроки изобразительного искусства во многом способствуют этому.

Из всех современных образовательных технологий в решении данного вопроса наилучшим образом способствует технология мастерских, творческих часто применяемая учителем на уроках изобразительного искусства.

Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной

деятельности учащихся, чем обычный урок. В творческих мастерских

ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Эта

технология, разработанная «Французской группой нового образования»,

Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др..удивляет своей

обращенностью к «я» ребенка, к его интересам, поискам, целям.

Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и Мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусства способствуют развитию индивидуальности ученика, дает толчок творческому процессу создания творческих работ.

Не случайно французские педагоги выдвинули лозунг «Все способны!».

Обычно мастерскую учитель проводят в конце или начале большой или очень трудной темы. Цель – пробудить интерес детей, их мыслительную активность. И по продолжительности – это не академический урок. Мастерская может длиться от 45 мин в зависимости от возраста детей и целей занятия.

Цель мастерской – подтолкнуть к поиску, избавить от чувства страха, раскрепостить, побудить к общению и творчеству.

Девиз творческой мастерской – каждый способен творить на своем уровне. Это доверие к человеку, вера в его силы и возможности. Мастерская считается состоявшейся тогда, когда участники в процессе деятельности забывают про учителя.

Идея творческой мастерской – создать условия для развития в индивидуальной и в групповой работе.

Основные идеи мастерских состоят в том, чтобы создать условия учащимся для индивидуального выдвижения идей и их развития в индивидуальной и в групповой работе. Применение в работе именно этой педагогической технологии дает возможность учащимся самим добывать и обрабатывать предметные знания и умения, научиться осознавать свои различные психические состояния и управлять ими.

Технология творческих мастерских включает в себя несколько фаз,

рассмотрим на примере урока в 4 классе « Пейзаж родной земли».

Цели:





познакомить и научить с новым художественным материалом – сангина

— уметь выполнять художественные работы разными техниками;

— развивать эмоционально – чувственную сферу и художественно – образное мышление как основу творческой личности;

— воспитывать любовь к природе, к Родине, к своему краю.

Задача: — показать красоту нашей родной земли разными техниками.

Зрительный ряд: мультимедиа, музыкальное оформление, стихи, песни.

Материал:

Листы бумаги А3, гуашь, акварель, пастель, сангина, листья, кисти.

Этап – Индуктор.

На данном этапе урока создается эмоциональное настроение каждого ребенка. В начале урока используется отрывок из песни, сопровождаемый слайдами с изображениями родных мест. Это вызывает поток эмоций, ассоциаций, будит чувство к своему краю, месту, где ты родился и вырос.

На этом этапе учащиеся самостоятельно определяют тему урока.

Таким образом, первый этап – мотивационный..

II. Следующий этап в мастерской – самоконструкция. На этом этапе идет переход от чувств, эмоций к реальным действиям. Прослушав песню, учащиеся находят ассоциации со словами данной песни. Мастер предлагает коллективно или индивидуально написать творческую работу (стихи, рассказ). У учащихся рождаются стихи, рассказы. Мастер предлагает учащимся самостоятельно определить задачу урока. В дальнейшем процессе учащиеся знакомятся с новым художественным материалом «Сангина». Задача Мастера – не мешать ученику в самопроявлении.

Цепочка заданий продумана Мастером так, чтобы постоянно углублять знания у учащихся.

Этап в творческой мастерской – самоконструкция. На этом этапе Мастер предлагает работу в паре.

Каждая группа распределяет самостоятельно задание и выбирает технику исполнения над композицией. Делят группу – защита композиции и выбирают главных художников для предстоящей работы над композицией. Обсуждают свою работу и пишут план выступления. С учетом полученной в процессе урока информации, зарождается творческая работа по теме «Пейзаж родной земли».

IV. Этап – социализация. Все, что учащиеся сделали индивидуально, в группе позволяет ребенку обогатить свои знания. На данном этапе идет сотрудничество, взаимопомощь, где учащиеся сопоставляют выполненную композицию с тем, что придумали для защиты (стихи, рассказы, песни и т.д.).

V. Афиширования. Первая подгруппа представляет свою художественную работу, а вторая подгруппа ее защищает сочиненными стихами, рассказами, песнями.

Основная задача этого этапа — обеспечить признание творческого коллективного опыта.

VI. Этап в творческой мастерской – рефлексия. Где учащиеся отражают свои чувства, ощущения, возникшие у учащихся в ходе работы.

Учитель предлагает учащимся выразить свои чувства к проделанной работе, используя кленовые листочки (разных цветов), значения цвета проговаривает Мастер. В завершении получается дерево – «Настроение», дерево – отношение к проделанной работе, к уроку. Учитель сразу видит результат данного урока.

В конце урока учащиеся получают не отметки, а наивысшую похвалу «аплодисменты».

В мастерских у учащихся развивается креативное мышление, воображение. У учащихся развивается мотивация, интерес к предмету. Дети сами, открыв какие-то истины, лучше их запоминают и лучше могут их использовать в разных ситуациях.

У учащихся развивается умение и желание сотрудничать при выполнении коллективной творческой деятельности, идет становление позитивной Я-концепции, формируется ответственность.

Список использованной литературы

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.

Брагина Г.Б. Мастерство учителя на уроке. — М., 1992.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика

Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии. — М.: Знание, 1992.

Данюшенков В.С. Практические работы учащихся с позиции педтехнологии // Педагогика. — 1993. — №3. – С. 29-33.

Джуринский А.Н. Новые технологии в системе образования Франции //Советская педагогика. — 1991. — №4. — С.132-136.

Окунев А. А. Урок? Мастерская? Или…- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001.

Педагогические мастерские «Франция — Россия» / Под ред. Э. С. Соколовой. — М.: Новая школа,

Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.- М.: Просвещение, 1988.