Творческие достижения учащихся и способы их оценивания

Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство самореализации и самоопределения личности ученика.

Кондаурова Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по научно-методической работе МБОУ СОШ №9 Кировского района, городского округа город Уфа

Цели образовательной политики Российской Федерации, стоящие перед современным педагогом, состоят в формировании духовно-нравственной и социально – адаптированной личности, а это достигается наиболее продуктивным обучением.

Опираясь на три задачи, поставленные перед участниками педагогического процесса:

- воспитание ребёнка.

- развитие личности ребёнка.

- научение (умение учиться),

определяем и оптимальный путь для достижения поставленных целей:

дать качественное, востребованное, эффективное образование.

Дают широкий простор для педагогического поиска принципы образования:

1) гуманизация образования;

2) гуманитаризация образования;

3) дифференциация образования;

4) вариативность;

5) демократизация образования.

Учебный процесс на уроке должен быть трансформирован в образовательный. При этом своим чередом возникает проблема: как обеспечить влияние изучаемого на уроке материала на ум и душу каждого ученика, или – как обеспечить разностороннее развитие его личности?

Эта проблема вполне решаема за счёт поиска разработки и применения соответствующей технологии, которая имела бы психолого-педагогическую направленность непосредственно на личность школьника и более эффективно обеспечила бы его воспитание, обучение и развитие.

Разработка идеи исследовательской деятельности как технологии, основывается на понимании того, что сейчас во всём педагогическом мире актуальной стала задача обновления содержания образования. Прежде содержание образования ассоциировалось с вербальным учебным материалом. Сегодня содержание образования – это также деятельность ученика, его переживание и интерпретация изучаемого материала.

Если же при этом содержание образования будет ещё и ориентированно на непреходящие и универсальные ценности мировой культуры, то результатом образовательного процесса станет формирование глобального, критического и конструктивного мышления ученика, его самореализация и самоопределение в жизни.

От прежнего потребления учеником информации, выдававшейся ему преподавателем, учебником, пособиями, техническими средствами обучения, происходит поворот к обучению тому, как самостоятельно добывать нужную информацию и как выражать к ней своё отношение.

Критерий успешности тогда будет включать не только полученные знания, но и другие показатели: участие в дискуссиях, умение сформулировать и отстоять свою точку зрения, сбор материала из различных источников, постановка и поиск исследовательских задач.

Хорошо ли мы преподаём своим детям русский язык и литературу? Хорошо, потому что огромный объём теоретических знаний даёт им солидную фундаментальную подготовку. Но если это так, почему наши ученики не могут на базе этих фундаментальных знаний получить ещё необходимые умения и навыки? Думается, этот парадокс можно объяснить тем, что мы частенько используем однообразные пассивно-авторитарные технологии обучения, при которых ученик под давлением учителя воспроизводит лишь то, что написано в учебнике, сформулировано учителем как аксиома, то есть принимает определённое мнение, с которым не может спорить. В результате учебная деятельность становится монотонной и однообразной, не вызывающей у детей интереса, желания анализировать, самостоятельно осмыслять полученную информацию, принимать самостоятельные решения, иметь мотивацию к учению.

Как с этим бороться, если учитель всякий раз оказывается в ситуации, когда базисный учебный план, типовая программа, Государственный образовательный стандарт, сетка часов и прочее вынуждают его давать задание и предлагать типовые способы достижения цели. Учитель может попытаться сформировать у учащихся навыки исследовательской работы, переходя к организации учебно-исследовательской деятельности, поскольку не должен быть лишь пропагандистом готовых научных решений и выводов. Он может и должен ставить перед классом и перед собой нерешённые, дискуссионные проблемы, нуждающиеся в исследовании.

Весь вопрос в том, какие формы организации учебного процесса для этого использовать. Мы уже знаем, что при изучении физики, химии, биологии, информатики традиционно используются лабораторные и практические работы. В последнее время такие формы работы предлагаются и для уроков иностранного языка, истории. Для уроков литературы такие формы занятий пока не применяются. Однако, думаю, они и так могут стать эффективными, поскольку лабораторная работа предусматривает проведение учебных исследований, а практическая — применение полученных знаний, при этом конкретной задачей становится включение детей в разнообразную учебно-исследовательскую деятельность путём специально подобранных практических и лабораторных работ. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в ходе исследовательской работы, выполняемая учащимися в процессе освоения новых знаний и умений, определяется как совместный с учителем творческий процесс по поиску возможных решений при изучении художественного произведения на основе жизненного опыта, литературных традиций, а также знаний литературного характера. Практическая работа предусматривает самостоятельную работу учащихся, так как становится способом проверки освоения знаний. Формы и условия учебно-исследовательской деятельности на уроке и дома должен задавать педагог. Что получим в результате? Ученики дадут собственную интерпретацию литературного материала, новый взгляд на художественные произведения. То есть исследовательская работа на уроках литературы будет, с одной стороны, методом преподавания, а с другой — уровнем, до которого школьники могут подняться в своей деятельности.

Могу сказать, что такая форма работы складывается постепенно, дети при этом становятся более успешными в учёбе (и не только при изучении литературы), они становились более критичными и одновременно более объективными при оценке того, что слышат от других, стремились понять точку зрения окружающих, проявить себя.

Я гору медленно лезу,

Ступени вверх прорубаю.

Я гору железом, железом

Долбаю, долбаю, долбаю…

Усилья, усилья, усилья…

Спина — будто натерта солью.

А вдруг это крылья

Прорезываются с болью?

Строки из стихотворения Вадима Шефнера можно считать достойным эпиграфом к понятию исследовательской деятельности. Это умение самостоятельно мыслить, анализировать, сопоставлять факты и на их основе делать собственные умозаключения.

У словесника, верно понимающего профессию, всегда есть исследовательский интерес. Когда преподаватель организует решение ужё решённых наукой задач, он является исследователем. Потому, что ему интересно и важно, что думают и чувствуют его ученики, погружаясь в произведение.

Однако словесник может поставить перед классом и перед собою проблемы нерешённые, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании.

Если говорить об этимологии слова «исследование» нетрудно заметить, что в этом понятии заключено указание на некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено стремление анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.

Остановлюсь на некоторых методических приёмах, формирующих навыки исследовательской работы учащихся.

При изучении биографических данных учащимся интересно знать не только о самом писателе, но и о его предках, его родословной. Обратившись к «Лермонтовской энциклопедии» (М; 1981), учащиеся установили шотландское происхождение фамилии Лермонтова – родоначальником русской ветви Лермонтовых является Георг (Юрья) Лермонт, служивший с 1613 года в рядах русской армии.

Ф.М. Достоевский. Предки писателя владели селом Достоево, находящимся в Брестской области. Кстати, по мнению критика С.В.Белова, в имени героя романа «Преступление и наказание», имя героя – Родион — можно связать с идеей родины, которая его породила, и которую он «раскалывает», а если брать и фамилию – Раскольников и отчество – Романович, то на поверхности толкование: раскол родины Романовых.

Учебное исследование способно «осветлить» атмосферу уроков литературы. Воздействовать на все стороны личности ученика на уровне самостоятельных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомое. В области искусства, как ни в какой другой области познания, проявляются именно личностные, индивидуальные особенности человека. А это значит, что в процессе усвоения художественных произведений нельзя не учитывать личный опыт человека, ведь это эмоционально – окрашенный, личностно – значимый опыт. Произведение художника необходимо нам именно потому, что в нём есть ответы на наши вопросы: наши, потому, что художник не ставил их себе и не мог их предвидеть. Каждое новое приближение к произведению искусства есть его воссоздание, каждый новый читатель есть как бы его отражение.



Это значит, что художественному мышлению свойствен своеобразный перенос на себя, то есть слияние процесса познания произведения искусства с процессом самопознания. Продуктом этого слияния является процесс формирования личностного отношения к литературному произведению, когда «объективные» читательские открытия в тексте окрашиваются «субъектным» личностным восприятием на основе своего жизненного опыта.

Урок — «ведущая форма жизни» учащихся. Урок литературы занимает среди других учебных дисциплин особое место, он отличается большими эмоциями, тесно связан с духовной жизнью человека.

Процесс восприятия художественного произведения – очень сложное и индивидуально неповторимое явление. Оно значительно своеобразнее процесса усвоения научных знаний. Художественная литература воздействует на очень широкую сферу психики, на мировоззрение, речь, этические и эстетические чувства, то есть, по существу, на формирование всей личности человека.

Готовясь к уроку литературы по гоголевскому «Ревизору», ученики «углядели» в героях Бобчинском и Добчинском принцип совпадения, который потом назвали принципом «зеркальности» и закипела просто ошеломляющая работа. Принцип «зеркальности» исследователи обнаружили и в образе Городничего («недоумен») и в образе Хлестакова («недоглуп»), Держиморда и Свистунов – зеркальное отражение друг друга, как две капли воды похожи мать и дочь (тоже отражение), Анна Андреевна и Марья Антоновна. А когда удалось услышать запись комедии, где главную роль исполнял Виталий Соломин, где его голос преломлялся эхом сквозь призму зеркал, ликованию не было предела — мы шли правильным путём к открытию.

А ведь участие было личностно – ориентированным: кто-то оформлял декорации, исследовал постановки спектаклей прошлых лет, кто-то провёл дотошное исследование и нашёл (!), где находится город Н, кто-то в композиции произведения нашёл доказательство принципа «зеркальности».

Примерные темы исследовательских работ, работающие на свободное и творческое развитие ребёнка, могут звучать так:

- «Зеркальный мир комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

- «Мир женщины Серебряного века».

- «Стихотворение, помогающее жить»

- «География любовных сюжетов».

- «Защита поэзии».

- «О ничтожестве литературы русской» (А.С. Пушкин).

- «Проклятые» вопросы русской литературы и истории.

- «Русская классическая литература и её воплощение в киноискусстве».

Как же избежать простого подбора информации по выбранной теме, сделать исследовательскую работу действительно исследовательской?

Загадка. Поиск. Открытие Завораживающие слова для любого человека. Каждый из нас прошел этот удивительный путь познания мира ещё в детстве.

Может быть, стоит воплотить идею обучения через самостоятельно проведенное исследование на обычных уроках.

Исследовательская работа начинается с поставленной учителем или ещё лучше самими ребятами задачи. Задачи могут быть самыми разными: простыми и сложными, требующими кропотливой работы или игры воображения, или просто проявлением смекалки. Чем больше интриги будет содержать вопрос, тем активнее ребята включаются в работу.

Иногда организовать поисковый процесс бывает очень просто, достаточно спросить неожиданную вещь. Например, изучая роман Даниэля Дефо в 5 классе, поинтересоваться, кто напугал Робинзона Крузо в тёмной пещере протяжным и долгим вздохом? Те, кто не читал ранее, когда было просто задано прочесть, начинают читать и искать ответ. Конечно, исследовательской работой, в прямом смысле слова, это не назовешь. Но, найдя неожиданный ответ, что это был лишь старый козёл, который забрался в пещеру умирать, ребёнок испытывает чувство радости самостоятельно найденной отгадки. Учительская цель достигнута – ребята читали, читали внимательно и получили удовольствие от чтения. Что само по себе в наше время имеет большое значение.

Вовлекая детей в исследование, анализ литературного произведения, учитель может ставить не только образовательные, но и воспитательные задачи.

Когда изучается роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» в 6 классе, ребят можно спросить о том, почему из Гаргантюа вышел такой глупец и бездельник? Предложить найти ответ в тексте романа. Проанализировав 5 главу, ребятишки приходят к выводу, что бедный Гаргантюа просто не получил должного воспитания, и многие вещи вынужден был постигать самостоятельно, так он сумел догадаться, что нос лучше всего вытирать молоденьким гусенком, ну, а то, что следует умываться, причёсываться, мыться и чистится, он сам догадаться не мог… Следующий вопрос, подталкивающий к поиску, рождается сам собой. Что нужно было сделать, чтобы Гаргантюа перестал быть глупцом и бездельником? Ребята, читая 6 главу, постигают систему воспитания Понократа и приходят к выводу, как нужно себя вести, как нужно учиться, трудиться, чтобы достичь успеха. Учащиеся любого возраста легко вовлекаются в исследовательскую деятельность, она становится для них естественной. Иногда у ребят бывают неожиданные находки, например, при изучении изучали романа А.С. Пушкина «Дубровский» поставлена задача – сопоставить изображение имений в романе и имении Пушкина, Михайловского и Покровского, использовать текст романа и статью в учебнике «В мире литературы. 6 класс» под редакцией А.Г. Кутузова. Сравнили, пришли к нужному выводу, что великий Александр Сергеевич Пушкин явно писал «с натуры». А потом вдруг неожиданно обнаружили, что не только описание имений сходится, но и имя одной из героинь романа, старой няни

Дубровского – Орина Егоровна, созвучно с именем няни Пушкина – Арина Родионовна. Так вводится понятие – прототип литературного персонажа. Безусловно, ситуация открытия была срежиссирована учителем. Но «Эврика!» прозвучало на следующем уроке и для учителя, когда одна из девочек 6 класса принесла на урок книгу, содержащую письмо Арины Родионовны к Пушкину: «Государь ты наш, я твоя старая нянька, решилась доложить тебе…». Почти слово в слово совпадает с письмом няни из романа.

Для детей это было открытие, которое они сделали для себя сами и увлеклись настолько, что нашли сведения о 3 томе романа, где Маша с Дубровским вновь встречаются… Исследование на уроках помогает плодотворно освоить большой и сложный материал и в более старших классах. Существует проблема, как дать ребятам тему «Лирические отступления в романе «Евгений Онегин» в 9 классе. Материал большой, рассказывать о лирических отступлениях можно долго. Только нужно ли? И мы пошли путем поиска и открытий.

В романе 8 глав, ребята разделились на 8 групп и получили задание: найти лирические отступления в каждой главе, внимательно перечесть их, посчитать, определить тематику, средства художественной выразительности, при этом в каждой группе работа статист, который вёл подсчёт, сколько раз Пушкин использует олицетворение, эпитеты, метафоры. Затем на доске была сделана гигантская таблица, где каждая группа отразила результат своего поиска, и ребята могли провести наблюдение. Оказывается, что максимальное количество лирических отступлений в первой и последней главе. Чем динамичнее сюжет, тем лирических отступлений меньше. Был сделан вывод, что Пушкин тяготеет к эпитету и метафоре. Проанализировав тематику лирических отступлений, ребята пришли к выводу, что В.Г. Белинский был прав, когда назвал роман «энциклопедией русской жизни», потому что в лирических отступлениях они нашли всё, чем живёт человек.

Конечно, эти ребячьи изыскания не стоит принимать всерьёз с научной точки зрения. Но ценно то, что они почувствовали вкус поисковой работы, им было интересно работать самим. Урок, который обещал скучную лекцию учителя, неожиданно превратился в интересное дело. И перспективу работы сами ребята наметили: ведь роман Пушкин писал в течение семи лет, любопытно было бы проследить по лирическим отступлениям, что волновало поэта в разные периоды его жизни.

Преподавание литературы в последнее время пытается выйти из «окаменелостей» старого типологического подхода, идейно-тематического анализа и изучения художественного образа по образцам. Исследовательская работа на уроке литературы позволяет не только по-своему интерпретировать художественное произведение, но и, благодаря личностно-ориентированному подходу, позволить ребёнку самореализовать собственные исследовательские навыки, позволить самому добывать знания, делать открытия на основе полученного.



История культуры не знает эволюции. Поэтому она опирается на «вечные ценности», которые творит само искусство. Знание традиций, фольклорной и книжной, составляет основу интерпретации текста.

Художественное произведение, живущее в веках, обогащается новыми значениями, новыми смыслами, надо лишь дать возможность ученику осознать произведение, пропустить не только через разум, но и через душу. В наше время мы ставим перед классикой новые вопросы, актуальные для нас, и она отвечает на них, раскрывая глубины, через которые происходит самореализация личности ученика. Время требует освобождения от инертности и узости « закрытого сознания», расширения диапазона видения жизни, постижения истины о мире человека. Уроки литературы должны помочь определиться молодому человеку в современном культурном пространстве и времени. Ученик овладевает литературой как познанием жизни.

Исследовательская деятельность признана не только интерпретировать художественные произведения, но развивать мышление, логику, формировать гибкость ума, пополнять активный словарный запас.



Перед исследователем раскрываются большие личностные возможности по самовыражению и самореализации себя как личности, а перед учителем раскрываются обозримые возможности по осознанию себя как тьютора, наставника, Учителя.