Творческая реабилитация – эффективная технология социальной работы с детьми

Творческая реабилитация – эффективная технология социальной работы с детьми.

«Истоки творческих способностей и

дарований детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут

тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства

в детской ладошке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский

Как утверждают многие педагоги — все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения.

Быть ориентированными на лучшие конечные результаты, быть успешным в современном мире сможет только человек с неординарным мышлением и творческими способностями. Развитие творческих способностей выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Творчество как один из видов деятельности и креативность, как устойчивая совокупность черт, способствующих поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития. 

Ребенок с творческими способностями — активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Развивая творческие способности, мы зарождаем в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному.

Без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Эффективность работы определяется тем, в какой мере воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого воспитанника, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной деятельности. Свойства личности в процессе творческой деятельности не только проявляются, но и формируются.

Личность ребенка — слишком многогранное и сложное понятие. Он может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного

достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть в другом человеке личность со своим неповторимым мироощущением.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: 1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей. 2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка. 3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения,

когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел,

продолжительности занятий одним делом и т.д. 5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к

творчеству. 

Большую работу провели многие ученые для исследования творческих способностей у детей. Наиболее известными и широко используемыми на практике являются тесты творческого мышления, разработанные Е. Торренсом. По мнению ученого, творческие возможности человека позволяют более надежно судить о будущих успехах ребенка, чем уровень его интеллектуального развития. Уровень творческих способностей оказывает влияние на уровень развития познавательных процессов. У детей, обладающим высоким уровнем творческих способностей, наблюдается и больший уровень познавательных процессов в сравнении с детьми с низким уровнем творческих способностей.  Проанализировав все это, я разработала и по возможности применяю в работе проект «В стране Мастеров». Его реализация поможет воспитанникам увидеть красоту окружающего мира, развивать способность к постижению прекрасного, как основы гармонии жизни. Наилучшим средством для такого развития является различного вида искусство: художественное творчество, аппликация, лепка и т.д. Однако важно учитывать, что ребёнку совсем не просто выполнить задания, тем более сложно довести начатое дело до конца. В связи с этим необходимо сформировать у него положительную мотивацию деятельности. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен, а творческий процесс посилен.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети испытывают внутреннее удовлетворение, в них просыпаются творческие способности и эстетический вкус – возникает желание жить по законам красоты. Для достижения положительного результата в работе необходимо обладать терпением и соблюдать принцип « пошагового выполнения работы» на занятиях, а так же неразрывности занятий.

Только применяя принцип последовательности, системности и постоянства в развитии творческих способностей, можно рассчитывать, что в дальнейшем это приведет к развитию гармоничной, творческой и социально – адаптированной личности. Значение занятий для нравственного воспитания заключается в том, что у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. Деятельность воспитанников, в ходе реализации проекта, способствует воспитанию аккуратности, трудолюбия, дисциплинированности, общительности, дружеских взаимоотношений и взаимопомощи.

Предлагая нарисовать рисунок в подарок маме, бабушке или папе на праздник, ко дню рождения братика, сестренки, товарища, способствуем воспитанию внимательного, заботливого отношения к близким, доброжелательность.

Главным условием каждого занятия является эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить. Каждая встреча – это своеобразное настроение, творческий миг деятельности и полет фантазии, собственного осознания и понимания. Формировать творческое мышление у воспитанников можно на протяжении всего хода занятия самыми различными приемами и средствами, но главным считаю — это создание ситуации успеха, что, на мой взгляд, является мощным стимулом для воспитанников. Важно, чтобы неудачи, которые случаются часто на таких занятиях, не отпугнули ребенка, а самостоятельная работа над заданием укрепляла его уверенность в своих силах, развивала навыки. Нужно уметь видеть реальные изменения, достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать ребенка. 

К сожалению, в наше время, альтернативой творческой активности является пассивность личности, выражающаяся в чистом исполнительстве, отсутствии стремления к изменению, преобразованию жизни, неумении применить усвоенные знания в новых условиях.

И в заключении хочу сказать, что творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. И свое выступление хочу закончить такими словами:

Ребенок, словно чистый лист бумаги Неосторожно не сомни его судьбу, Ты помоги ему, придай отваги И научи выигрывать борьбу.