Творческая работа Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания

Творческая работа

«Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания»

Мазуренко Елена Александровна

Учитель истории и обществознания

МБОУ лицей №1 г. Пролетарска Ростовской области

-2-

План

Введение. Актуальность темы.

Теоретическая часть:

Особенности организации самостоятельной работы.

Виды и формы организации самостоятельной работы учащихся.

Опыт педагогической деятельности.

IV. Вывод.

V. Список литературы.

-3-

Введение

Формирование самостоятельной, инициативной и творческой личности всегда рассматривалось как одна из основных задач образования. Такую социальную задачу ставили перед школой передовые педагоги и общественные деятели уже более ста лет назад. Так, в «золотой» период развития дидактики К. Д. Ушинский и его последователи — революционеры-демократы Н. М. Пирогов, Л. Н. Толстой утверждали, что самый тяжелый грех казенной школы — это отказ от обучения методу работы, способам и средствам самостоятельной деятельности. Сегодня способность школьников часто бывает ограничена подражанием, дублированием правил, алгоритмов, предъявляемых учителем и воспроизведением их по его указанию. Залогом успешного выполнения учебной работы обычно является ее точное соответствие предъявленному образцу.

В то же время нельзя не отличить стремление многих учителей предоставить ученикам свободу, например, в тех случаях учебной и внеучебной работы, когда неправильность или неточность выполнения задания не будут влиять на общую картину успеваемости (усвоения, результативности). Это различные творческие задания по предмету на завершающем этапе изучения темы, внеклассные мероприятия на учебном материалеи т.д. Можно сказать, что учитель располагает возможностями и может создать условия для целенаправленного развития самостоятельности ученика. Психологический дискомфорт (кто-нибудь не справится, появится слишком много способов решения, и дети не овладеют основным учебным содержанием…) и недостаточная разработанностьвопроса на общеметодическом уровне (понятно, как развивать способности при изучении темы 1, и непонятно — темы 2) не позволяют сделать процессформирования данной способности составляющей частью процесса обучения.

-4-

Современные учебные программы по школьным предметам, в том числе и по истории, содержат требование воспитывать учебную самостоятельность и формировать умение учиться (то есть «учить себя»). Ребенок, который не приобрел этих качеств, не справляется с растущими требованиями к самостоятельности, объемом учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к учению, учится значительно ниже своих возможностей, а став выпускником, оказывается не в состоянии без посторонней помощи творчески выполнять свою работу, обязанности гражданина.

Актуальность работы обусловлена тем, что самостоятельность необходима и в школе, и в быту для того, чтобы дифференцировать информацию, выделять наиболее значимую, чтобы в дальнейшем не испытывать затруднения при обобщении и систематизации знаний и умений и легко обращаться к собственному опыту (как к учебному, так и к житейскому).

Цель работы: проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования, выявить основные особенности организации самостоятельной работы школьников и предпосылки ее развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть сущность самостоятельной работы учащихся в современной педагогической науке.

3. Рассмотреть виды и формы самостоятельной работы учащихся на уроках истории.

4. Выявить особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории.

-5-

1. Особенности организации самостоятельной работы учащихся

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.

Самостоятельная деятельность учащихся является необходимым условием развития их познавательных способностей. Развитие самостоятельности учащихся необходимо начинать уже с первых дней обучения в школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит становление таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность и способность к самоконтролю.

Под самостоятельной деятельностью мы понимаем такую деятельность учащихся, при которой они по заданию учителя самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Таким образом, можно выделить следующие признаки самостоятельной деятельности учащихся:

- наличие задания учителя;

- самостоятельность учащихся;

- выполнение задания без непосредственного участия педагога;

- активность, умственное напряжение учащихся.

Известно, что основная цель самостоятельной деятельности на уроках — научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал.

Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространенным является самостоятельная работа. Многие ученые, педагоги, психологи и методисты определяют самостоятельную работу как специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.

-6-

Эффективность выполнения учащимися самостоятельной работы в процессе обучения прямо зависит от условий, обеспечивающих ее организацию, планирование, управление и контроль. Под организацией самостоятельной работы подразумеваются действия педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. Создание таких условий требует от преподавателя знаний психолого-педагогической специфики методов управления познавательной деятельностью учащихся, умения своевременно и правильно формулировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры и ценностные установки на учебную деятельность.

Иначе говоря, организуя самостоятельную деятельность учащихся, преподаватель должен уметь обоснованно ответить на следующие вопросы:

когда целесообразно вводить самостоятельную работу при изучении любого учебного материала;

какой конкретный тип самостоятельной работы из всех возможных следует выбрать и использовать на каждом этапе усвоения знаний?

Организация и проведение самостоятельной деятельности на уроках истории требует особого подхода. Поэтому учителю необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место самостоятельной работы, формы и методы ее организации. Только в этом случае самостоятельная деятельность учащихся на уроках истории будет осознанной. При этом педагог должен предусмотреть уровень сложности и объем работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у детей в ходе ее выполнения. При организации самостоятельной работы на уроках истории также необходимо продумать проведение контроля и оказание помощи учащимся.

Как правило, учителя используют самостоятельные работы в процессе закрепления и контроля учебного материала, причем они формулируют

-7-

задания на репродуктивном уровне. Е. А. Тупичкина и И. В. Крючкова в своих исследованиях утверждают, что иногда учителя забывают о возможности организации самостоятельной деятельности учащихся с различными дидактическими целями. Они попытались выделить следующие цели проведения самостоятельных работ:

актуализация знаний учащихся;

изучение новых знаний;

закрепление и повторение знаний и умений учащихся;

проверка знаний и умений учащихся.

Говоря об уровне сложности самостоятельной работы, обратим внимание на то, что она не должна быть слишком простой, ниже уровня развития умственных способностей учащихся. Постепенное нарастание трудности самостоятельной работы совершается в основном по трем направлениям:

путем увеличения объема заданий и длительности самостоятельной работы учащихся;

путем усложнения содержания задания;

путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны учителя.

Таким образом, эффективность самостоятельной работы учащихся прямо зависит от условий, обеспечивающих организацию и планирование, управление и контроль за системой самостоятельных работ, позволяющих в рамках целостного учебно-воспитательного процесса параллельно использовать и методы косвенного руководства учебной деятельностью обучаемых, и методы управления приобретением ими навыков сознательной самоорганизации. Естественно, создание таких условий требует от преподавателя знаний о психолого-педагогической специфике содержания

-8-

прямых и косвенных методов управления познавательной деятельностью учащихся в ходе выполнения ими самостоятельных работ разного типа и их назначения, умения своевременно и правильно формулировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры и ценностные установки на учебную деятельность. Кроме того, важным является и умение преподавателя реализовывать требование своевременного и последовательного включения самостоятельных работ в процесс усвоения знаний.

Иначе говоря, организуя систему самостоятельных работ учащихся, преподаватель должен уметь обоснованно ответить на следующие вопросы:

когда целесообразно вводить самостоятельную работу при изучении учебного материала;

какой конкретный тип самостоятельной работы из всех возможных следует выбрать и задействовать на каждом этапе усвоения знаний.

Кроме того, методика организации и проведения самостоятельной работы должна учитывать необходимость постепенного, строго регламентированного и учтенного в единой системе самостоятельных работ изменения их частно-дидактических целей, типов предъявляемых познавательных задач, степени их трудности и сложности. Такие изменения на разных этапах обучения способствуют развитию интеллектуальных возможностей учащихся, их подготовке к непрерывному самообразованию в дальнейшем.

-9-

2. Виды и формы самостоятельной работы учащихся

Необходимо отметить значимость научно обоснованной классификации самостоятельных работ, так как без ориентировки на нее невозможно построить эффективную систему самостоятельных работ обучаемых. Нужно сказать, что сегодня существуют различные классификации самостоятельных работ. Одни исследователи классифицируют их по целям, другие — по характеру учебных задач, выполняемых обучаемыми в ходе самостоятельных работ, третьи берут за основу классификации характер учебной деятельности в процессе решения различных задач, в работах четвертых сделаны попытки создать такую классификацию самостоятельных работ, которая учитывала бы наиболее обобщенные основания.

На мой взгляд, наиболее полно отражает дидактическую сущность и роль самостоятельных работ в учебно-воспитательном процессе классификация, основанием которой являются современные трактовки частно-дидактических целей, сути познавательных задач и специфики учебно-познавательной деятельности. В этой классификации выделено четыре типа самостоятельных работ.

К первому типу самостоятельных работ отнесены те, частно-дидактическая цель которых — формирование у учащихся умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условиях задания (т.е. формирование знаний и деятельности первого уровня). Познавательная деятельность учащихся при этом должна заключаться в узнавании объектов данной области знаний при повторном восприятии информации о них или повторных действиях с ними.

Частно-дидактическая цель самостоятельных работ второго типа заключается в формировании знаний и деятельности, позволяющих

-10-

воспроизводить по памяти усвоенную информацию и решать типовые задачи (т.е. формирование знаний и деятельности второго уровня). Познавательная деятельность учащихся в этом случае заключается в четком воспроизведении или частичном реконструировании, преобразовании структуры и содержания усвоенной ранее информации. Это предполагает необходимость анализировать данное описание объекта, различные возможные пути выполнения задания, выбирать наиболее правильные из них или последовательно находить логически следующие друг за другом способы решения.

Частно-дидактической целью самостоятельных работ третьего типа является формирование у школьников знаний и деятельности, лежащих в основе решения нетиповых задач (т.е. формирование знаний и деятельности третьего уровня). Познавательная деятельность обучаемых при выполнении самостоятельных работ третьего типа заключается в накоплении и проявлении во внешнем плане нового для них опыта на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Такая деятельность сводится к поиску, формулированию и реализации способа решения. Это-то и требует выхода за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе мышления заставляет обучаемых варьировать условия задачи и усвоенную ранее информацию, рассматривать их под новым углом зрения.

Частно-дидактическая цель самостоятельных работ четвертого типа — создание предпосылок для творческой деятельности (четвертого уровня знаний и деятельности). Познавательная деятельность обучаемых здесь заключается в глубоком проникновении в сущность рассматриваемых объектов, установлении связей и отношений, необходимых для нахождения новых связей и отношений, неизвестных ранее идей и принципов решений, генерирования новой информации. Это требует того, чтобы на каждом этапе

-11-

работы задумываться над сущностью новых действий, над характером той информации, которую следует создавать.

Знание и учет показанных характерных особенностей самостоятельных работ каждого типа должны лежать в основе своевременного и последовательного включения их в учебный процесс. Если такое включение организуется и с учетом дидактических целей этапов обучения, то тогда можно говорить о том, что самостоятельная работа обучаемых реализуется в качестве органичного элемента целостной системы обучения и воспитания.

Большое значение для повышения эффективности самостоятельных работ учащихся имеет своевременно и правильно сформированная мотивация учебного труда.

Формируя у учащихся мотивы выполнения заданий для самостоятельной работы, нужно учитывать, что, хотя мотивационная сфера учебной деятельности и характеризуется большой совокупностью мотивов, определяющими в этом случае могут выступать три их группы.

К первой группе относят социальные мотивы. Они могут включать показ необходимости осознания учащимися жизненных потребностей в приобретении знаний высокого качества, понимания общественной значимости хорошей подготовки и т.п. Усиливать мотивы этой группы преподаватель может путем превращения их из понимаемых в действенные за счет показа прикладного характера усваиваемой учебной информации.

Ко второй группе относят мотивы, направленные на развитие познавательных интересов к учебному предмету и науке, которую он представляет. Усилить эти мотивы преподаватель истории может, связывая интерес учащихся к содержанию учебного предмета с формированием у них знаний о процессе познания.

К третьей группе мотивов относят реакции учащихся на ряд внешних факторов, организующих учебную деятельность. Для усиления мотивов этой группы преподаватель должен четко проводить мероприятия, необходимые

-12-

для организации работы учащихся по предлагаемым заданиям (своевременно выдавать задания, консультировать, контролировать, оценивать и т.п.), а также стараться показать учащимся престижность их хорошей работы.

Главное, что следует иметь в виду, организуя самостоятельную работу учащихся по выданным заданиям, — это необходимость предварительно научить их методам организации познавательной деятельности, вооружить их методикой составления описаний, объяснений и предписаний — обязательных процедур любого вида индивидуального познания. Для этого преподаватель должен особо выделять учебный материал, представляющий дидактическую ценность для формирования типовых способов действий, логических приемов построения определений, действий «подведения под понятие» по определению и признаку, построению доказательств и т.п., и организовать формирование вышеназванных умений на учебных занятиях самого разного назначения в рамках такой методики их проведения, которая обеспечивает смещение акцента с передачи готовых знаний на способы действия с ними.

На занятиях, преследующих эту дидактическую цель, должно постоянно фиксироваться внимание учащихся на том, как формируются определения, какие есть способы определения понятий, каким требованиям должна удовлетворять та или иная формулировка, как следует выделять исходные посылки, аргументы, делать выводы, заключения и тому подобное.

Реализация такой методики обучения требует своевременного перехода с информативно-иллюстративного метода обучения на проблемный. Последний позволяет создавать для учащихся определенные затруднения на разных этапах занятий и условия, обеспечивающие успешное преодоление этих затруднений в ходе поисковой деятельности на основе мобилизации и реконструкции ранее сформированных знаний и умений.

Для создания у учащихся ценностных ориентиров и установок, адекватных специфике познавательной деятельности, необходимой для

-13-

выполнения заданий, в ходе самостоятельной работы, на уроках истории наряду с доказательством общеобразовательного значения изучаемого содержания следует показывать его влияние на развитие интеллекта личности и мировоззрения, демонстрировать приемы систематизации знаний, экономного овладения ими, формировать правильную самооценку.

Эти задачи преподаватель должен стараться решать не только на теоретических занятиях, но и в ходе практических работ. Здесь он должен делать акцент на том, что практика (эксперимент) подтверждает истину и проверяет действенность усвоенных знаний и способов построения рассуждений. При такой ориентации практических работ у учащихся будет идти формирование умений проводить основные этапы научного теоретического исследования и эксперимента, оформлять отчеты в соответствии с установленными требованиями. У учащихся с высокими учебными возможностями в процессе таких работ преподаватель может целенаправленно формировать умения входить в атмосферу научного поиска, делового контакта с товарищами, планировать этапы исследования, формировать его цели и задачи, выбирать (а иногда и разрабатывать) целесообразные методики, вести рабочий журнал.

Таким образом, уже в рамках учебных занятий по истории (их подготовки и проведения) следует создавать определенные условия, обеспечивающие эффективную самостоятельную работу учащихся.

Установлено, что форма организации труда влияет на его результат. Педагогическая ценность самостоятельной работы зависит также и от того, каким образом организована деятельность учащихся. Форма организации — это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой. Самостоятельно ученик может работать один, вместе с небольшой группой

-14-

одноклассников, с кем-нибудь одним из товарищей или же принимать участие в общеклассной работе. Поэтому формы организации самостоятельной деятельности имеют важное воспитательное значение. Но достигаются положительные результаты, если педагог знает возможности каждой формы, ее специфику и педагогические условия использования. Рассмотрим их.

Фронтальные самостоятельные работы. Классно-урочная система как известно, предусматривает организацию познавательной деятельности одновременно со всеми учащимися. Это может быть и фронтальная беседа, и самостоятельная работа, выполняемая в классе под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоят в следующем:

все учащиеся выполняют общее для всех задание (задания);

учитель дает общий инструктаж к выполнению задания;

используются общие приемы организаций и руководства действиями учащихся.

Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единых задач, побуждающих учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты самостоятельной деятельности могут успешно обсуждаться всеми учащимися, подвергаться взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений, стимулирует познавательный интерес и активность учащихся.

При правильной педагогической инструментовке фронтальные самостоятельные работы имеют большое воспитательное значение. Если весь класс работает над одним заданием, познавательный процесс обретает некоторые черты коллективной деятельности. При обсуждении результатов такой работы быстрее вырабатывается общее мнение, единая позиция по

-15-

отношению к изучаемому материалу, что создает основу для коллективных переживаний, для формирования взглядов и убеждений школьников.

Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна тогда, когда учащиеся приступают к изучению темы, когда важно создать определенный настрой, вызвать интерес к новой теме. Также важна и полезна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способом выполнения задания по образцу.

Обратим внимание на некоторые важные педагогические условия организации познавательной деятельности учащихся на этом уроке:

Фронтальная самостоятельная работа эффективна, если результаты ее обсуждаются в процессе общеклассной беседы, т. е. включаются в коллективную деятельность. Каждый получает возможность проверить свой ответ, высказать свое мнение, уточнить, обогатить его суждениями других ребят. Беседа в этом случае — способ самопроверки и стимул одновременно. Отсутствие ее превращает самостоятельную работу в «черный ящик», поскольку результаты этой работы оказываются закрытыми, что снижает ее стимулирующую роль.

Работа объединяет усилия учителя и учащихся, если задания и вопросы побуждают к поисковой деятельности, требуют анализа материала, если сотрудничество оставляет за каждым право высказывать свое предположение, оценку.

Индивидуальная самостоятельная работа – работа, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество учащихся. Однако она открывает огромные возможности для сотрудничества ученика с учителем. Обязанности учителя при этом не менее сложны и ответственны, чем ученика. Необходим тщательный анализ содержания учебного материала, на основе которого педагог может выделить

-16-

те вопросы, которые доступны отдельным учащимся для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса.

Организация индивидуальной самостоятельной работы в условиях классно-урочной системы вызывает серьезные затруднения у педагогов. Нелегко выявить при существующей наполняемости классов индивидуальные особенности каждого, много времени отнимает предварительная разработка заданий. Если работа в классе выполняется всеми одновременно, учителю приходится готовить большое количество раздаточных материалов.

Какие же задания, когда и как могут все-таки выполнять школьники индивидуально? 1. В структуру урока легко включаются небольшие по объему работы, которые учитель предлагает отдельным ученикам или группам (2—4 человека). Задания выполняются в то время, когда в классе проводится фронтальная работа. Проверяются они здесь же или после урока.

Каждый ученик заранее оформляет на карточке задание, которое приносит на урок. Классу, таким образом, предлагаются индивидуальные задания, составленные не учителем, а самими школьниками. Проверяют и корректируют выполненную работу и учащиеся, и учитель. Это — интересный прием сотрудничества ребят и педагога.

Выполнение текущих индивидуальных домашних заданий, предложенных учителем, но выбираемых учеником на альтернативной основе.

Подготовка к уроку опережающих заданий, требующих поисковой деятельности: сообщений, докладов, опытов. На уроках для них выделяется 5—10 минут в процессе изучения нового материала.

Подготовка и проведение учащимися старших классов отдельных уроков.

Длительная индивидуальная работа творческого характера,

-17-

выполняемая теми учениками, у которых сформировался познавательный или профессиональный интерес в процессе изучения того или иного предмета.

Внеучебная работа, связанная с самообразовательной деятельностью учащихся, направленной на удовлетворение их интересов и познавательной потребности.

В последние годы заметное распространение в школах получила групповая форма организации самостоятельной работы. Чем же привлекает она педагогов? Прежде всего, благоприятными условиями для сотрудничества самих учащихся, для коллективного взаимодействия.

Наиболее простая и доступная на уроке форма сотрудничества учащихся — работа в парах постоянного состава. Ее можно одинаково успешно использовать для совместной проработки материала учебника или документа, выполнения лабораторных опытов и практических заданий, взаимной проверки письменных упражнений и др. Такими парами постоянного состава являются два ученика, сидящие за одной партой. Поэтому взаимодействие налаживается без особых организационных затруднений и затрат времени. На выполнение единичных заданий учащиеся затрачивают 5—10 минут, на работу с листами взаимоконтроля, включающими материал целой темы,— значительно больше. Установлено, что более эффективной парная работа является там, где сотрудничают ученики разной успеваемости, где роли партнеров постоянно меняются.

До проведения групповой работы учитель может организовать специальную подготовку консультантов к выполнению тех функций, которые выполняет сам. Консультант распределяет обязанности между членами группы после предварительного ознакомления с материалом, расчленяя общее задание на части, решает, сколько времени необходимо затратить, в каком порядке (по какому плану) строить работу, как оформить отчет всей группы. Наряду с этим он руководит обсуждением выдвигаемых

-18-

гипотез, принимает решения, направляет деятельность членов группы и контролирует ее. Таким образом, функции педагогического руководства частично передаются самим учащимся, а это имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.

Самостоятельная проработка материала группой оправдана тогда, когда этот материал имеет широкие связи с ранее изученным. Основные положения программного материала может объяснить сам учитель, а группы продолжают работу, подбирая факты, примеры, детализирующие эти положения и обсуждая их. Возможна и самостоятельная работа учащихся с учебником, которая начинается после инструктажа учителя и осуществляется индивидуально каждым учеником, но предусматривает при возникновении необходимости возможность общения в группе. Ученики могут обратиться за помощью к товарищам, выяснить непонятное, наконец, проверить друг друга.

Применение вариантов групповой работы не только порождает различные способы и механизмы сотрудничества учащихся, требует самоорганизации, но и оказывает влияние на мотивационную сферу учения. Однако комплексное решение учебно-воспитательных задач достигается при том условии, если сочетаются в обучении индивидуальная, групповая и фронтальная формы организации самостоятельной работы.

Варианты этого сочетания могут быть различными.

Учащиеся индивидуально прорабатывают материал, который затем обсуждается в парах и в общеклассной фронтальной беседе.

Индивидуальные творческие задания выполняются отдельными учениками дома. Организуется их рецензирование двумя учащимися с последующим обсуждением работы и рецензий в классе со всеми школьниками.

Общее задание, выполняемое группой, разделяется на индивидуальные задания, над которым индивидуально работает каждый член

-19-

группы.

Результаты каждого обсуждаются сначала в группе, а потом с классом и педагогом.

-20-

Опыт педагогической деятельности.

Общеизвестно, что одной из причин слабой успеваемости ряда учащихся является их неумение работать с книгой, текстом, неумение самостоятельно мыслить, излагать материал своими словами. Наоборот, когда учитель побуждает ученика самого обдумывать, определять, сравнивать исторические явления, обобщать полученные знания, высказывать свое мнение и тому подобное, то есть когда ученик действует и рассуждает, ищет и умозаключает, у него развиваются целенаправленная наблюдательность и умение преодолевать трудности; приобретаемые таким путем знания глубоки и прочны.

Очевидно, что в этой работе должна быть строгая система. В организационном плане она предполагает следующее:

- включать в процесс самостоятельной деятельности ( с учетом его индивидуальных особенностей, уровня подготовленности);

- осуществлять переход от простых знаний к более сложным;

- постоянно обеспечивать контроль и руководство со стороны учителя;

- включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний.

Источниками знаний при организации самостоятельной работы учащихся являются учебники, исторические документы, карты, фотодокументы, статистические данные, справочная и научно-популярная литература, материалы периодической печати и других средств массовой информации, Интернет.

Существует довольно много видов самостоятельной работы учащихся на уроках, но мне бы хотелось выделить следующие:

- составление планов;

-работа учащихся над выводами как по отдельному уроку, так и по теме в целом;

-составление учащимися сравнительных таблиц;

-21-

- работа с историческими документами.

Наиболее распространенной формой самостоятельной работы учащихся на уроке является составление ими плана рассказа учителя.

Я начинаю такую работу с учащимися с пятого класса. Работа по составлению планов в пятом классе проводится постоянно, с постепенным усложнением. Уже на третьем-четвертом уроке с начала учебного года перед рассказом нового учебного материала я пишу на доске не только название урока, но и простой план. Учащимся объясняю, что, пользуясь планом, легче следить за рассказом учителя и воспринимать его, а потом по этому плану легче и рассказывать. План определяет главное в новом материале, намечает последовательность его изложения, помогает определить второстепенное. Следующая ступень работы – это составление самими учащимися плана рассказа учителя. Первоначально план бывает сравнительно кратким, состоит из небольшого числа пунктов. Когда эта работа повторена на нескольких уроках, то предлагается учащимся уже во время изложения нового материала составить у себя в тетради план моего рассказа. Первое время я вела свой рассказ значительно медленнее обычного, интонацией голоса и построением фраз подчеркивая главные разделы излагаемого материала. В конце урока в течении пяти-восьми минут разбираем с учащимися несколько составленных планов, указывая на их достоинства и недостатки. Ученику, несколько раз хорошо составившему планы, можно поставить положительную отметку.

Позднее, мы приступаем к составлению более сложного развернутого плана. Чтобы научить ребят выделять главные пункты, а потом уже детализировать их подпунктами, я использую такой прием работы. В начале урока даю ученикам простой план, а уже в ходе урока вместе с учениками преобразуем его в сложный.

Научившись составлять такой план в ходе рассказа учителя, учащиеся, во – первых, могут подробнее отразить в нем те разделы, о которых не сказано

-22-

или мало сказано в учебнике, во – вторых, более тщательно и глубоко будут усваивать новый материал урока. В дальнейшем ученики уже самостоятельно составляют такой развернутый план.

В старших классах по мере необходимости учащиеся переходят от составления развернутого плана к составлению плана – конспекта как школьной лекции учителя, так и при самостоятельной работе над текстом учебника и над дополнительной литературой.

Большое значение в развитии у учащихся навыков самостоятельного изучения и осмысления нового материала имеют задания по составлению выводов как по отдельному уроку, так и особенно при повторении всей пройденной темы. Эти выводы составляются учащимися на уроке в устной или письменной форме или дома при подготовке к повторительно – обобщающему уроку.

При составлении письменных выводов учащиеся не всегда справляются с заданием, подчас упуская главные положения темы, не всегда четко выражают свои мысли. Но все же, по – моему мнению, эта работа очень полезна, так как приучает учащихся выделять в теме самое существенное и важное.

Изучая с учащимися исторический материал, мы всегда должны опираться на имеющиеся уже у них знания. Очень большую роль при этом играет прием сравнения и сопоставления.

Составление специальных таблиц и схем на сравнение и сопоставление усиливает эвристическую сторону урока, больше активизирует познавательную деятельность учащихся. Работа по составлению сравнительных таблиц помогает ученикам глубже понять суть происходящих изменений.

Это можно хорошо показать на примере работы в седьмом классе.

-23-

Так, при изучении темы «Государственные реформы при Петре I» я строю свой урок в основном методом беседы на уже известном учащимися фактическом материале. Проводя сопоставление экономики страны, армии, военно – морского флота в начале царствования Петра I с концом его правления, я добиваюсь от учащихся соответствующих выводов, которые они и записывают в свою тетрадь в виде таблицы.

Затем я задаю классу вопрос:

- Чем была вызвана необходимость изменений в жизни страны в период правления Петра I ? Какие это были изменения?

После этого мы переходим к конкретному анализу изменений в жизни страны в различных ее областях. Результаты беседы как выводы записываются в следующую таблицу.

Таблица №1

Содержание реформ в период правления Петра I.

В начале правления

Проведено правительством Петра I

1. Армия

1). Отсутствие постоянного войска.

2). Отсутствие единого вооружения.

3). Ненадежные командные кадры из наемных иностранцев.

1. Армия

1). Создание путем рекрутского набора постоянной армии.

2). Единое вооружение.

3). Собственные офицерские кадры из дворян, прошедших обучение в гвардейских полках.

-24-



2.Военно – морской флот

1). Отсутствие выхода к морям, кроме Белого.

2). Отсутствие военно – морского флота.

2.Военно – морской флот

1). Завоевание выхода в Балтийское море.

2). Создание сильного военно – морского флота в Балтийском море.

3. Развитие мануфактур и торговли

1). Слабо развита внутренняя, внешняя торговля.



2). Слабо развита промышленность. Зависимость от иностранных государств.

3. Развитие мануфактур и торговли

1). Борьба за экономическую независимость страны.

2). Поощрение развития промышленности и торговли. Строительство мануфактур. Рост иноземной торговли, особенно с постройкой Петербурга. Политика меркантилизма.

4. Реформы государственного управления

1). Совместное правление царя с боярами.

2). Назначение на должность не по способности, а по знатности.

3). Большой и запутанный аппарат приказов.

4. Реформы государственного управления

1). Самодержавная власть императора.

2). Создание Сената, состоявшего из высших чиновников, выдвинувшихся по таланту.

3). Десять коллегий.

-25-



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст