Творческая работа Развитие способностей активного восприятия цвета у детей на уроках из

Развитие способностей активного восприятия цвета у детей на уроках изобразительного искусства

Творческая работа учителя изобразительного искусства МОУ «СОШ № 34 с углублённым изучением художественно – эстетических предметов» Нерсесовой Лады Сергеевны

г. Саратов



Преподавателю изобразительного искусства в своей практике приходиться сталкиваться со множеством проблем и вопросов касающихся методики преподавания таких понятий, как перспектива, композиция, форма, цвет. Причём в большей степени и чаще педагоги испытывают затруднения именно по вопросам цветоведения. Как научить ребёнка видеть цвет, воспринимать его, манипулировать с ним – это лишь немногие вопросы, на которые приходится искать ответы учителю изобразительного искусства. Целью данной работы является попытка обобщить, систематизировать накопленный методический опыт, материал по вопросу развития способностей цветовосприятия у детей, изучить воздействие и влияние его на их развитие. В свою очередь это попытка осмыслить то, как можно решать вопросы по обучению детей основам цветоведения, опираясь на программу Б. М. Неменского. Цвет является неотъемлемой частью нашей жизни и активно влияет на неё. Он представляет собой нашу среду обитания, проявляясь во всех предметах окружающих нас. Обращая внимание только на цвет, характерный для той или иной эпохи, можно проследить эволюцию мира. Люди каменного века, украшая свои пещеры наскальными изображениями, использовали ограниченную гамму цвета. С течением времени цветовой диапазон постепенно расширялся и видоизменялся в зависимости от идеалов эпохи. Когда люди обратились к исследованию цвета, то выяснилось, что воздействие его на человека намного обширнее, чем это представлялось на первый взгляд. Наше сознание и подсознание постоянно реагирует на цвет, а у ребёнка эта особенность выражена наиболее сильно. Сначала ребёнок воспринимает цвет на уровне «Ярко», затем наступает период различения локально цвета (красный, жёлтый и т. д.) Задачей следующего этапа становится развитие у ребёнка способности восприятия не только локального цвета, но и множество его оттенков. Это позволит ему увидеть мир во всей его красоте и многообразии красочной палитры, создаст основу для полноценного общения с произведениями изобразительного искусства. Проблема преподавания основ цветоведения актуальна и для нашей школы, где дети изучают предметы искусства ( в том числе ИЗО ) более углублённо. Программа Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 часа в неделю), позволяет на уроках изобразительного искусства дать расширенные знания по живописи и цветоведению. ( Важно только не нарушить основные идеи и принципы программа ). С первых дней обучения, необходимо развивать у ребёнка желание наблюдать за окружающим миром, природой, заострять внимание на предметах, которые его окружают, на их форме, цвете. Такие наблюдения в дальнейшем отразятся на развитии эмоциональности, сыграют немаловажную роль в эстетической отзывчивости и творческой активности ребёнка. Постепенно у него возникает потребность изобразить увиденное, он с удовольствием будет работать с красками и радоваться результату. Практика показывает, что для ребёнка вообще не свойственно смешивать цвета, он пользуется краской из баночки, не утруждая себя смешиванием цвета, нахождением его более светлых оттенков. Отношение ребёнка к цвету очень просто, он воспринимает цвет как знак, у него солнце жёлтое, небо синее, трава зелёная. Если в набор красок вместо жёлтого цвета мы поместим любую производную от жёлтого (охра, зеленовато – жёлтый, разбелённый жёлтый), она его удовлетворит для раскрашивания солнца. При этом ребёнок может рисовать охристо – грязным цветом, а про себя проговаривать: «Солнышко у меня жёлтенькое». Другим примером является то, когда ребёнок на вопрос: «Какого цвета небо?» Отвечает «Голубое», а изображает его на бумаге синим (той краской, которая находится в наборе красок). Из этого можно сделать вывод: Задуманный образ цвета не соответствует реально используемому в рисунке, ребёнок этого не замечает. И чтобы исправить данную ситуацию, нужно научить ребёнка в первую очередь видеть и сравнивать цвета. Программа Б. М. Неменского даёт простор для формирования навыков у детей по цветоведению. Уже на первом уроке по программе Б. М. Неменского дети знакомятся с понятием цвета, узнают, что существуют три основных и три дополнительных цвета. Внимание детей заостряется на технике смешивания красок, на умении наблюдать за изменениями происходящими со стороны цвета. Дети наблюдают за процессом, который их поражает. Они приглашаются в удивительный, волшебный, полный чудес и превращений мир цвета, где они смогут почувствовать себя волшебниками. Всё это стимулирует к поиску, позволяет ребёнку делать открытия, удивляться. Техника смешения красок на этом этапе даётся ненавязчиво, и всё же уже с первых шагов необходимо приучать ребёнка к правильной технологии смешения красок, к рациональной организации своего рабочего места. Нужно познакомить ребёнка с приёмами работы кистью, с правилами обращения с ней, дать последовательность выкладывания на палитру красок, приёмы подмешивания цвета одного к другому (на листе и палитре). Особое внимание ребёнка необходимо обратить на то, что краску нужно подмешивать постепенно, причём очень внимательно следует наблюдать за тем, как меняется цвет, подходит ли он для задуманного ребёнком образа, совпадает ли с его настроением. Так формируются навыки осмысленного отношения к цвету в своей работе. Формированию навыков осмысленного отношения к цвету способствует тема урока «Цвет как средство выражения. Глухие и звонкие цвета», — где дети учатся получать светлые, нежные, ласковые цвета за счёт соединения звонкой и белой красок, а так же мрачного, опасного, тёмного благодаря смешению звонкой и чёрной краски, открывают для себя взаимосвязь таких понятий, как цвет, настроение и образ. Для закрепления этого понятия, я предлагаю детям выполнить следующие упражнения: «Твоё настроение» и «Услышь цвета» (смотрите приложение № 1) при изучении тем: «Изображать можно то, что невидимо (настроение)»(1класс); «Пять красок – всё богатство цвета и тона» (2 класс); «Изобразительное искусство. Картина — пейзаж» (3 класс); «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла» (5 класс); «Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла» (5 класс); «Цвет в произведениях живописи» (6 класс); «Сюжет и содержание в картине» (7 класс); «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен» (6 класс); «Сопереживание – великая тема искусства» (4 класс). Эти упражнения очень нравятся детям, во – первых, потому что они чувствуют себя более раскрепощено в работе с кистью, пятном, от них не требуется передачи определённой строгой формы предмета, во – вторых, получают эмоциональный заряд при прослушивании музыки; и в третьих, что каждый может выразить свои ощущения по – своему. Немаловажно постепенное расширение лексики ребёнка по определению цвета. Постепенно педагог уводит ребёнка от простых названий к более сложным определениям цветового тона (серебристый, палевый, багряный, серо – голубой, желтоватый, зеленоватый и т. д.). Развить способность к нахождению более сложной характеристики цвета помогают следующие упражнения: «Опиши небо», «Найди отличия» (смотрите приложение № 2). И в первом, и во втором упражнении объектом, который рассматривают дети по цвету, может быть не только небо, но и море, трава и т. д. Эти упражнения можно вводить при изучении тем: «разноцветные краски» (1 класс); «Изображать можно и то, что невидимо (настроение)» (1 класс); «Пять красок – всё богатство цвета и тона»» (2 класс); «Изобразительное искусство. Картина — пейзаж» (3 класс); «Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла» (5 класс); «Цвет в произведениях живописи» (6 класс); «Изображение природы в разных состояниях» (2 класс); «Выражение характера человека в изображении; женский образ» (2 класс); «Цвет в натюрморте» (6 класс). Во втором классе даётся понятие контраст, сближенная гамма, ритм цветовых пятен, выразительный характер цвета. В связи с этим в своей практике, я предлагаю детям следующие упражнения: «Угадай», «Знаешь ли ты?», помогающие закрепить такие понятия по отношению к цвету как контраст, нюанс, тёплый, холодный, звонкий, глухой (смотрите приложение № 3). Личный опыт показывает, что такие упражнения детям очень нравятся, так как каждый из их стремиться как можно быстрее и правильнее разложить карточки по данному заданию. Я рекомендую вводить такие упражнения достаточно часто, при изучении тем: «Здравствуй лето!» (1 класс); «Изображение природы в разных состояниях» (2 класс); «Картина — натюрморт» (3 класс); «Три основные краски, строящие многоцветие мира» (2 класс); «Пять красок – всё богатство цвета и тона» (2 класс); «Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного» (2 класс); «Цвет как средство выражения: тихие (глухие0 и звонкие цвета» (2 класс); «Цвет. Основы цветоведения» (6 класс); «Цвет в произведениях живописи» (6 класс). В 3 – 5 классах для совершенствования навыков в работе с цветом, я продолжаю в уроки включать упражнения, в которых дети составляют любимую цветовую гамму, палитру своего настроения, цветовую гамму, соответствующую определённой прослушанной музыке, тексту при изучении таких тем: «Посуда у тебя дома» (3 класс); «Мамин платок» (3 класс); «Обои, шторы в твоём доме» (3 класс); «Художник в цирке» (3 класс); «Праздник в городе» (3 класс); «Пейзаж родной земли» (4 класс); «Народные праздники» (4 класс); «Одежда говорит о человеке» (5 класс); «О чём рассказывают гербы и эмблемы» (5 класс). В 5 – ом классе учащиеся на протяжении всего учебного года знакомятся с декоративно – прикладным искусством. Считаю, что при изучении этой темы необходимо у детей сформировать представления о своеобразии цветовой гаммы, характерной для русского декоративно – прикладного искусства. Особо внимание следует уделить символике цвета, которая поможет учащимся глубже понять образы, создаваемые народными мастерами. Если учащихся 3 – 5 классов результаты от своей изобразительной деятельности почти всегда удовлетворяют и радуют, то в 6 – 7 классах дело обстоит несколько иным образом. Появляется неудовлетворённость качеством своей работы, этому способствует повышенная самокритичность, характерная для начала возрастного переходного периода. Чтобы смягчить эти негативные моменты подросткового периода, необходимо к этому времени вооружить ребёнка различными изобразительными навыками ( и по цвету в том числе). В 6 и 7 классах, углубляя знания по цвету, нужно вводить упражнения, направленные на колористический поиск, эксперимент (смотрите приложение № 4). Детей такие упражнения очень увлекают, потому что результат бывает достаточно необычным. Открываются новые возможности для самовыражения. В этих упражнениях решаются чисто декоративные задачи, где ребёнку порой не требуется заострять внимание на объёме, пространстве, для него поэксперементировать с цветом, почувствовать ритм цветовых пятен, особенность того или другого колористического решения. Такие упражнения хорошо использовать при изучении тем: «Городской пейзаж» (6 класс); «Пейзаж настроение. Природа и художник» (6 класс); «Цвет в натюрморте» (6 класс); «Цвет. Основы цветоведения» (6 класс); «Цвет в произведениях живописи» (6 класс); «Сюжет и содержание в картине» (7 класс); «Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве» (7 класс); «Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) (7 класс). В 8 – 9 классах, развивая чувство цвета, можно предложить ребятам следующие упражнения «Рисунок – фантазия» (смотрите приложение № 5). Иногда детям просто полезно рассматривать и сравнивать картины, которые построены на разных колористических принципах (контраст, нюанс), что даёт возможность поразмышлять с ребятами, как помогают эти решения передать те или иные чувства, выразить то или иное настроение, уяснить для себя манеры письма, пристрастия к цветовой гамме художника, как личности ( чтобы по манере письма, колориту дети смогли узнать автора даже пусть ранее неизвестной им картины). (смотрите приложение № 6). При хорошей подготовленности детей рекомендую выполнять с ними сложное, но очень полезное упражнение по колористическому анализу произведении известных художников (К. С. Петрова – Водкина и А. И. Куинджи). (смотрите приложение № 7). Это упражнение способствует более глубокому пониманию понятия термина колорит, развивает утончённое восприятие цвета. Изучение различных подходов живописцев к колористическому решению картин делают ребят смелее в своих творческих поисках, формировании навыков работы с цветом, у педагога появляется возможность наблюдать за психологическим состоянием ребёнка его развитием. Анализируя опыт своей работы, я пришла к выводу, что работа по цвету представляется важной, благодаря тому, что она способствует развитию ребёнка, его творческому потенциалу, целостному мировосприятию, даёт базу для активного, осознанного восприятия и осмысления произведения великих мастеров живописи и тем самым делает общение с живописным полотном более глубоким, утончённым, важным, дающим большой эмоциональный заряд, способность откликаться на прекрасное.



Литература

1. Энциклопедический словарь юного художника. Москва. «Педагогика» 1983 г. 2. А. Кальнинг « Акварельная живопись» Издательство «Искусство». Москва – 1968 г. 3. Лилиан Бондс «Магия цвета»Цветотерапия на каждый день. Санкт – Петербург. Москва. Харьков, Минск. 1997 г. 4. «Всё о технике: живопись акварелью». Незаменимый справочник для художников. АРТ – Родник, Москва, 1998 г.

Приложение № 1 (1)

В упражнении «Твоё настроение» каждому ребёнку выдаются по два листочка размером 15 х 15 см. Перед детьми ставиться задача за 10 минут при помощи цветовых пятен сюда можно включить и линии попытаться передать на одном листе состояние грусти, боли, напряжения, страха, а на другом лёгкости, спокойствия, нежности, мягкости. В этот самый момент хорошо было бы детям задать вопрос: «В каком из этих двух вариантов будет преобладать белый (светлый), а в каком чёрный (тёмный) цвет?» Подобное упражнение можно предложить и с временами года (осень, зима).

Упражнение «Услышь цвета» начинается с обращения учителя к классу: «Ребята кто из вас на сегодняшнем уроке хочет стать волшебником? Естественно, при таком вопросе каждый ребёнок ответит: «Я». В этот самый момент учитель заостряет внимание детей на том, что у нас сегодня будут два вида волшебников. А вот что это за волшебники мы попытаемся сейчас угадать прослушав два музыкальных фрагмента (Д. Д. Шостакович «Вальс шутка», П. И. Чайковский «Болезнь куклы»). После того как дети прослушали музыку и высказали своё мнение, учитель раскрывает тайну волшебников (грусть и веселье). Здесь стоило бы спросить у детей: «Какой из этих музыкальных фрагментов можно отнести к глухой гамме, а какой к звонкой и почему?» Далее детям предлагается поделиться на две группы: одни будут весёлыми волшебниками, которые всегда оживлённые, непоседливые, а другие тоже будут волшебниками, но с небольшой грустинкой. И перед теми и другими детьми ставится задача за 10 минут несколькими прикосновениями волшебной кисточки (палочки) к белоснежному листу (15 х 15 см.) создать свою музыкальную сказку грусти и веселья.

Приложение № 2

При выполнении упражнения «Опиши небо» на доске вывешивается репродукция картины художника Г. Г. Нисского «Подмосковье. Февраль», где присутствует очень большая цветовая палитра неба. Прежде чем приступить к выполнению упражнения, детям полезно задать вопрос: «Какого цвета небо?» Ответ в таких случаях всегда прост: «Голубое». Да, действительно для большинства людей небо голубое. А теперь давайте посмотрим, как видят цвет неба художники. Когда дети рассматривают репродукцию картины и размышляют над ней, в этот самый момент можно устроить соревнование, задав им следующий вопрос: «Можно ли с чем – ни будь сравнить это небо? Кто больше найдёт сравнений?» (ответы могут быть самыми неожиданными). Во время ответов детей не следует добиваться точного ответа и навязывать своё мнение. Для учителя должно быть важным высказывание ребёнка. Если ребёнок затрудняется в ответе, необходимо ему помочь. Далее детям предлагается перечень названия ряда цветов, из которого каждый ребёнок должен выбрать наиболее точные для описания неба в данной репродукции.

Белый Изумрудно – зелёный

Розовато — коричневый Тёмно – серый

Кремовый Фиолетовый

Розовый Лиловый

Чёрный Зелёно – голубой

Светло – серый Румяно – розовый

Розовато – лиловый Красно – фиолетовый

Лазурно – голубой Тёмно – оранжевый

Красный Персиковый

Малиновый Лимонно – желтоватый

Огненный

Дети из перечня названий сначала будут выбирать самые простые, знакомые им. Далее учитель выясняет, названия каких цветов ребятам незнакомы, объясняет их значения, опираясь по аналогии на сравнения жизненного опыта ребёнка, а затем показывает этот цвет на репродукции картины или предлагает его найти самим.

Упражнение «Найди отличия» даётся позднее. Ученикам предлагается уже ни одна, а три репродукции картин разных художников (Ф. А. Васильев «Перед дождём» (1869 г.); К. П. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830 – 1833 г.); А. И. Куинджи «Вечер на Украине» (1878 г.)), рассмотрев которые дети отвечают на вопрос: «Какого цвета небо на репродукциях?» А затем сравнивают настроение неба на трёх репродукциях картин и излагают свои мысли по поводу увиденного.

Приложение № 3

В упражнении «Угадай», используя выданные карточки по цвету, детям необходимо ответить на ряд поставленных вопросов:

1. Как называется цвет? 2. Глухой он или звонкий? 3. Лёгкий или тяжёлый? 4. Тёплый или холодный?

Затем предлагается из набора карточек с выкраской определённого цвета выбрать два цвета, которые по их мнению сочетаются и определить, по какому принципу это сочетание.

В задании «Знаешь ли ты?» используется раздаточный материал (карточки с разнообразными цветовыми выкрасками). Детям раздаются выкраски шести цветов, по которым прошу составить:

1. Контрастные сочетания (обращаю внимание на то, что один цвет усиливает звучание другого). 2. Определить наличие открытых цветов. 3. Приглушённых.

Карточки одного цвета, но разного тона предлагаю разложить по нарастанию тона или, наоборот, ослаблению.

Приложение № 4

Дети выполняют натюрморт, композиции (можно абстрактные) в определённой гамме, настроении, теме (контраст, сближенная гамма, тёплые, холодные цвета), два одинаковых натюрморта на малом формате с противоположным, контрастным решением цветового образа.

Приложение № 5

Рассмотрев репродукции картин с характерной манерой художественного письма, колоритом, дети пытаются выполнить рисунки – фантазии по впечатлению от этих работ. Внимание детей в этой работе заостряется на особенностях колористического пристрастия художников различных школ, направлений их личных представлений о цветовой образности.

Приложение № 6

Одним из примеров может служить репродукция картины К. С. Петрова – Водкина «Купание красного коня», рассматривая которую дети пытаются ответить на следующие вопросы: 1. Ваше впечатление от увиденного на картине. 2. Как вы можете объяснить необычный цвет коня? 3. Определить принцип цветового сочетания. 4. Почему художник использует контраст? 5. Какие другие цвета находятся на картине, случайно ли?

Во время размышления над репродукцией картины ребята подходят и закрепляют понятия цвет, символ. После этого даётся домашнее задание, которое заключается в подборе нескольких репродукций картин К.С. Петрова – Водкина, и сравнение их с предыдущей. Работа над этим поможет подвести детей к понятию контраст и тем самым уяснить для себя, какая манера письма характерна для этого художника.

Приложение №7

В этом упражнении дети делают выкраски характерных цветов (5, 6) доминирующего цвета колористического решения, пытаясь как можно точнее подобрать эти цвета на палитре.