Творческая работа Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности про

МОУ Войновская средняя общеобразовательная

школа № 9 им. В. И. Сагайды

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Работу выполнила учитель истории и обществознания

Коновальцева Татьяна Владимировна.

2010г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ3

2.СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ4

2.1. Понятие личностно-ориентированного обучения4

2.2. Функции личностно ориентированного обучения4

2.3. Позиция педагога в личностно ориентированном образовании5

2.4. Ученик как субъект познавательного процесса6

2.5. Средства достижения целей личностно ориентированного обучения7

2.6. Критерии эффективности личностно ориентированного урока8

2.7. Методологические основы организации личностно ориентированного урока9

2.8. Особенности личностно ориентированных технологий11

3. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СОЗДАНИЕ НА УРОКЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ12

3.1. Игровой метод12

3.2. Метод дискуссии16

3.3. Проблемный метод обучения18

3.4. Исследовательский метод20

3.5. Использование информационно-коммуникативных технологий 21

3.6. Внеурочная работа с учащимися23

3.7. Индивидуальный подход к учащимся при личностно ориентированном подходе к обучению24

4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ30

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ32

ПРИЛОЖЕНИЯ33

Введение.

Преподавание истории и обществознания в школе не должно строиться на основе точного воспроизведения не слишком точной информации. Как бы хорошо не был усвоен фактический материал, он имеет свойство забываться, если не был пропущен через себя в ходе осмысления проблем развития человеческого общества. Историческое образование предполагает не столько усвоение суммы фактов, сколько развитие умений и навыков, формирование способности эти факты самостоятельно анализировать. Выпускнику школы необходимы хотя бы элементарные навыки и умения ориентироваться в реалиях нынешнего дня, в политических программах и предвыборных дискуссиях, чтобы не превратиться в одного их тех маргиналов, которыми легко манипулировать, которые легко восприимчивы к любым несбыточным обещаниям.

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику.

Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно-ориентированное образование, представлено в работах Е.В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т.И. Кульпиной, В.В. Серикова, А.В. Петровского, В.Т. Фоменко, И.С. Якиманской, Н.А. Алексеева и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека.

В этой связи интересно познакомится с личностно-ориентированным подходом как таковым.

2.Сущность личностно ориентированного обучения

2.1. Понятие личностно-ориентированного обучения

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

2.2. Функции личностно-ориентированного образования:

гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала.

культуросозидательная, которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования.

социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества.

2.3. Позиция педагога в личностно – ориентированном образовании.

Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам, представление их как объектов педагогического воздействия. В личностно ориентированном образовании между учителем и учеником строятся субъект субъектные отношения. Позиция педагога должна исходить из следующих принципов:

оптимистический подход к ребенку, стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;

отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно и проявлять собственную активность;

опора на личностный смысл и интересы каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть мир собственного «Я» и научиться управлять им.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения:

«Личностно-ориентированное обучение» – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира».

2.4. Ученик как субъект познавательного процесса.

Субъектную позицию ученика в образовательном процессе представляют и «как цель, и как условие, и как результат образования».

Обычно субъектность ученика раскрывается в том, что он является субъектом образовательной деятельности. Ученик представляется как партнёр учителя по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями и т.д. Ученик является субъектом своего поведения в образовательной ситуации уже в силу того, что имеет активное начало, свою позицию, свой неповторимый индивидуальный опыт познания, переживаний, отношения и действий.

Субъектность позиции ученика — достаточно сложное понятие уже в силу того, что ученик является участником или даже инициатором многих видов деятельности.

Учитывая сказанное, следует подчеркнуть, что личностно

ориентированная система обучения предполагает:

признание ученика основным субъектом процесса обучения;

признание основной целью развитие индивидуальных способностей ученика;

определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством целенаправленного развития его личности в процессе обучения.

Цель личностно ориентированного обучения — создание условий для проявления познавательной активности учеников.

2.5.Средства достижения учителем целей личностно ориентированного обучения.

использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

оценка деятельности ученика не только по его конечному результату, но и по процессу его достижения;

поощрение стремления находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока.

создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Выделенные цель и средства организации личностно ориентированного урока должны быть конкретизированы учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.

Учитель должен сам составлять структуру урока в зависимости от его темы, уровня подготовленности класса, целевой установки, и т.п. Поэтому, в зависимости от типа урока должны существовать различные критерии эффективности его проведения. Единых критериев быть не может. Обозначим те, которые позволяют анализировать деятельность учителя на уроке с личностно ориентированной направленностью.

2.6. Критерии эффективности урока с личностно ориентированной направленностью.

наличие у учителя учебного плана проведения урока;

использование проблемных творческих заданий;

применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;

создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока;

обсуждение с детьми в конце урока не только того, что узнали, но и того, что понравилось или не понравилось и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по — другому;

поощрение при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал. Какой способ использовал, почему и в чём ошибся.

отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться;

при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Рассматривая личностно ориентированную модель обучения, можно по новому определить сущность педагогической деятельности:

Педагогическими в собственном смысле слова являются такие действия учителя, когда им целенаправленно создаются условия, ставящие ученика в позицию субъекта, сознательно принимающего ценностное содержание опыта, предлагаемого учителем.

2.7.Методологические основы организации

личностно-ориентированного урока

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

В таблице представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком.

Таблица 1.

Традиционный и личностно ориентированный урок.

Традиционный урок

Личностно- ориентированный урок

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков.

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта.

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам.

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми.

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком.

5. Планирует и направляет детскую деятельность.

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.

6. Оценивает результаты работы. детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки.

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми.

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.

8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых.

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.

Главная задача педагогов, исповедующих личностно ориентированное обучение, — содействовать ученику в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности в обществе. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыл себя как носителя активного преобразующего начала. Образовательный процесс личностно ориентированной направленности предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможности реализовать себя.

При субъектной позиции у школьника постепенно формируется устойчивая потребность в самообразовании, отношение к познанию как к ценности, готовность к преодолению трудностей и интеллектуальная активность.

2.8.Особенности личностно ориентированных технологий.

Одним из основных признаков, по которому различаются все педагогические технологии, является их мера воздействия на ребёнка, подход к ребёнку.

Либо технология исходит из могущества педагогики, либо она признает главным действующим лицом ребенка – личностно ориентирована.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.

Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.

Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.

Личностно-ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества личности.

3.Используемые методы работы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации.

В своей работе я использую следующие методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации: игровой метод, проблемный метод обучения, метод дискуссии, исследовательский метод.

3.1.Игровой метод

Игры существуют разные: ролевые, деловые. С помощью игры обучение для ребят становится радостным, увлекательным, жизненно важным делом, игра становится частью их жизни.

Игра порождает бодрость, воодушевляет ребят, обогащает их впечатлениями.

Играя, ребёнок познаёт мир и взаимоотношения между людьми, реализует творческие потребности и познавательные интересы. Игра способствует развития мышления у ребёнка; он учиться действовать по правилам, преодолевать трудности, планировать свою деятельность в соответствии с правилами.

Игра развивает воображение и фантазию, творческие способности детей, она реализует отношения между детьми, развивает их чувства, укрепляет их волю.

При этом я придерживаюсь таких правил: сделать урок интересным, но не развлекательным, эффективным, но не эффектным, обучать, играя, а не просто играть.

Познание мира в дидактических играх облегается в иные формы, не похожее на обычное обучение. Здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Не по необходимости, не под давлением, а по желанию самого учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах.

Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило, ученики, отличающиеся «леностью ума», и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов в книгах, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей памятью, но может с умом пользоваться ее богатством. Во время игры учащиеся умственно и морально обогащают себя, причем собственными усилиями. А сознание этого приносит чувство удовлетворения, уверенности в себе.

Но положительный результат достигается только в том случае, если эти уроки проводить в системе, регулярно.

На каждом уроке, особенно в пятом и шестом классах, я использую различные игры или элементы игры. После изучения крупных разделов «Древний Восток», «Древняя Греция», «Древний Рим» я провожу игры – соревнования, игры – путешествия. Такие игры позволяют проверить и знание дат, и знание имён исторических деятелей, и знания терминов. Такие игры дают установку памяти на долговременное запоминание, а азарт и переживания в ходе игры закрепляют фактический материал в памяти надолго.

Интересная игра «Кот в мешке» позволяет лучше запомнить достижения культуры народов различных стран. В мешочек можно положить шахматы, хлопок, пачку чая, кусок шёлка, листок бумаги и т.д. Ученик, вытащив любой предмет должен сказать, что это и кем изобретено.

Игра «Неизвестная земля», в ходе которой ученик выбирает любую из предложенных ему карт атласа и тут же рассказывает, что это за страна и описывает её географическое положение, даёт возможность проверить знание карты.

Знание дат и терминов я проверяю в виде игр «Цветик – семицветик», «Заморочки из бочки», «Поймай рыбку». И такое скучное занятие как запоминание дат, терминов становится увлекательным. Ребёнок старается заучить нужные даты и термины, чтобы не попасть впросак.

На уроках я часто использую самодельную аппликацию. С её помощью ребята составляют рассказ у доски. Так, например, с помощью аппликации я сравниваю родовую общину и соседскую общину на уроке «Зарождение неравенства и знати». Аппликация вызывает у детей образное восприятие и способствует усвоению материала.

Очень интересны и полезны на уроках ролевые игры. В ходе таких игр ребятам предоставляется возможность выступить в роли экскурсоводов по египетским пирамидам (урок «Искусство Древнего Египта»), в роли учеников «школы табличек» (урок «Древнее Двуречье»), в роли участника Марафонской битвы (урок «Борьба греков с персидским нашествием»), в роли гладиатора (урок «Рабство в Древнем Риме») и т.д. В ходе таких ролевых игр дети имеют возможность поделиться своими переживаниями как непосредственные участники событий. Так, например, на уроке «Земельный закон братьев Гракхов» (см. Приложение) учащиеся выступают в роли римских граждан. Одна группа – безземельные крестьяне, другая – богачи. Я выступаю в роли Тиберия Гракха. Игра помогает окунуться в атмосферу Древнего Рима, побывать на народном собрании, выступить там и даже проголосовать за Тиберия Гракха. Уроки в форме игры «Слабое звено» позволяют закрепить пройденный материал , проверить знание имён, фактов, событий. Урок проводится в форме «мозговой атаки»: ответить нужно быстро, практически не задумываясь. Игра проводится в несколько туров, после каждого тура ученик, набравший наименьшее количество фишек, выходит из игры (фишка даётся за правильный ответ). Побеждает тот, кто ответит на большее количество вопросов. Такие игры я провожу в 7, 8 и 9 классах при изучении всеобщей истории. Игра учит быстроте реакции, сосредоточенности, развивает память.

Урок «Древнее Двуречье» . (см. Приложение) – это урок – интервью. На уроке использована ролевая игра. Дети ведут беседу не с учителем, а с крестьянином из Двуречья. Это вызывает у ребят живой интерес, они с удовольствием придумывают вопросы и задают их крестьянину из Двуречья. Ини включаются в игру, игра помогает им погрузиться в атмосферу Древнего Двуречья. Они рисуют и пишут на «глиняных табличках», сделанных из пластилина. История Древнего Двуречья воспринимается ими в конкретных образах, это уже не сухой материал, который нудно повторяет учитель. Ребята сами побывали в роли учеников, попробовали писать клинописью и даже чуть не получили по рукам от строгого крестьянина –учителя. После такого эмоционального урока ребята надолго запомнят природу Древнего Двуречья, запомнят особенности религиозных обрядов, запомнят и то, почему в Древнем Египте пишут иероглифами, а в Междуречье клинописью. А во время своего домашнего творческого задания они даже нарисуют герб Древнего Двуречья, проявив фантазию, сумев выделить главные черты и особенности Древнего Двуречья.

3.2. Метод дискуссии.



В старших классах я часто провожу уроки – дискуссии. Этот метод является гибким инструментом в развитии подростка, в организации его самопознания, в развитии его креативности, а также решает многие внутриличностные проблемы. Метод обладает возможностями для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и в отношении к себе. На этих уроках мы обсуждаем такие вопросы как :

«Перестройка: за и против»;

«Можно ли назвать наше государство правовым?»;

«Последствия большевистского переворота 25 октября 1917г»;

«Сильные и слабые стороны нашей государственности»;

«Революция: добро или зло» и многие другие вопросы.

Естественно к каждому такому уроку нужна большая подготовка. Следует соблюдать некоторые правила ведения дискуссии:

Не принуждать учеников следовать в обсуждении тому порядку идей, которые являются главными с точки зрения учителя;

Не обсуждать маловажные проблемы;

Подкреплять теоретические идеи практическими упражнениями;

Внимательно слушать то, что говорит ученик;

Ободрять учащихся, если они находят правильные аргументы или подтверждения своим собственным идеям;

Что дают дискуссионные методы обучения:

Развивают субъективную активность;

Развивают умение слушать;

Показывают, что большинство проблем имеют многозначное решение;

Повышают мотивацию включения в решение проблемы;

Дают возможность аргументировать свои идеи;

Удовлетворяют потребность в самоуважении;

Даже опрос я стараюсь строить так, чтобы в вопросах присутствовали слова: сравните, сопоставьте, проанализируйте, аргументируйте, докажите. Такие уроки можно строить в виде игр «Пусть говорят», «Поединок». Так, например, урок по обществознанию «Человек и человечность» ( см. Приложение) — урок — дискуссия. Он построен в форме игры «Пусть говорят». Перед учениками ставится тема дискуссии: «Нужна ли людям доброта? И если нужна, то зачем?» Ребята заслушали две точки зрения, два разных мнения на этот счёт. Одна точка зрения: доброта нужна, без неё люди погибнут от жестокости. Другая: доброта и мягкость лишь мешают в достижении жизненного успеха. Дети активно включаются в обсуждение, высказывают своё мнение, приводят в пример истории, связанные с ними или увиденные по телевидению. В конце урока все вместе приходим к единому мнению: без доброты и человечности мы не сможем жить. Урок построен на конкретных фактах, примерах, всё пропущено через душу и сознание.

3.3.Проблемный метод обучения.

Проблемная ситуация на уроке позволяет заинтересовать ребят поиском решения той или иной проблемы. Это способствует развитию логического мышления и получению глубоких, прочных и, главное, устойчивых знаний по изучаемой теме.

Я очень часто использую проблемные задания на уроках, особенно на уроках обществознания. Так, на уроке обществознания «Богатые и бедные» в 8 классе, ( смриложение) мною была поставлена перед детьми проблема: «бедность не порок?» Эта тема очень трудная не только для детей, но и для взрослых. Решить эту проблему мы пробуем в ролевой игре. Класс делится на несколько групп: богатые, бедные, зажиточные, депутаты Государственной Думы (представитель от партии КПРФ и от «Союза правых сил»), Президент. На группы ребята делятся произвольно, вытягивая из мешочка фишки разного цвета.

Далее я задаю детям вопросы:

1 вопрос: каковы проблемы бедных и богатых?

2 вопрос: причины бедности?

3 вопрос: пути решения проблемы бедности?

Каждая группа работает, отвечая на поставленные вопросы. При помощи компьютера я, исходя из ответов детей, составляю схемы и высвечиваю их на экране. В ходе обсуждения ребята посмотрели на проблему с точки зрения богатых, бедных, зажиточных, даже поставили себя на место депутатов от противоположных по взглядам партий и даже на место Президента. Ученики самостоятельно отвечали на самые жизненно важные, волнующие их вопросы. Так при ответе на вопрос о причинах бедности были названы такие причины как лень, пьянство, отсутствие образования, иждивенческие настроения, отсутствие предприимчивости, неумение распорядиться правильно тем, что имеют. В то же время назывались и такие причины как низкая заработная плата, безработица, высокие цены, слабая помощь государства, несчастный случай, стихийное бедствие.

Отвечая на вопрос, что может сделать государство для борьбы с бедностью, назывались такие методы: поднять престиж образования, повысить зарплату бюджетникам, поощрять развитие малого бизнеса, повысить налоги на сверхдоходы, повысить социальные пособия.

В конце урока вместе с детьми мы приходим к ответу на поставленную проблему:

Если человек впал в бедность по своей воле: пьянство, лень, пассивность, безынициативность, иждивенческие настроения, безграмотность, то это порок, да ещё какой. И здесь, кроме самого человека ему никто не поможет. Изменения должны произойти в психологии самого человека. Бедность в данном случае – это стыдно и гордиться здесь нечем.

Если же человек беден не по своей воле (низкая зарплата бюджетников, экономический кризис, безработица, несчастный случай, стихийное бедствие, инвалидность), то в данном случае государство должно помочь своим гражданам, не бросать их в беде. Государство должно помочь перейти им из разряда бедных в разряд зажиточных.

3.4. Исследовательский метод

Поисково – исследовательская учебная задача позволяет ученику реализовать себя как субъекта учения, что является одним из основных требований личностно ориентированного подхода.

Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся, связанная с решением творческой исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научных работ: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Основными чертами исследовательского метода обучения являются:

постановка обучаемого в позицию исследователя;

направленность на обучение мышлению и поисковой деятельности

столкновение с противоречиями между новыми и прежними представлениями и стимулирование и учащихся чувства неудовлетворённости;

Существенной характеристикой каждой из этих процедур является поисковая направленность. Важно при этом стимулирование мотивации учащихся, включение их в творческую исследовательскую деятельность. К такой деятельности можно привлечь, к сожалению, не всех учащихся, а только любознательных, интересующихся, ищущих ответы на все вопросы. Но в этом также проявляется личностно ориентированный подход.

Урок ограничен по времени. И не все вопросы можно рассмотреть на уроке. В таком случае я предлагаю учащимся побыть в роли исследователей и самостоятельно поискать ответа на волнующий их вопрос. Например, учащиеся самостоятельно проводили исследовательскую работу по вопросам: «Холокост», «Афганская война», «Чеченские войны», « События в Катыни»», «Сталин и его роль в истории России», «Личность В.И. Ленина», «Григорий Распутин и его роль в истории», а также по многим другим вопросам. Хорошую почву для исследований представляет краеведческая работа. Исследовательскую работу учащиеся представляют в виде доклада на уроке или в виде реферата.

3.5 Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания.

Ориентирование педагога только на высокий уровень усвоения содержания, приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. В этом случае есть угроза потери интереса к предмету у учащихся среднего и низкого уровня. Поэтому, на различных этапах урока необходимо создавать ситуацию выбора, для поддержания познавательной деятельности у школьника.

На уроках я использую информационные технологии, которые способствуют развитию интереса и творческих способностей учащихся.

На уроках истории я демонстрирую детям исторические видео – хроники: «Николай II и его дети», «Первая русская революция», «Россия в Первой мировой войне», «Битвы Великой Отечественной войны» и др. Это вызывает у них неподдельный интерес, т.к. приближает к реальным событиям прошлого.

При изучении некоторых тем я показываю отрывки из художественных фильмов, таких как « Троя», «Гладиатор», «Александр Македонский», «Иван Грозный», «Александр Невский», «Тарас Бульба», «Архитектура Петербурга» и др. Делаю я это для того, чтобы привлечь внимание детей, зародить в них интерес к изучаемой теме, повлиять на чувства, эмоциональное состояние, а то, что пропущено через душу, лучше запоминается.

При изучении тем «Невская битва», «Ледовое побоище», «Куликовская битва», «Бородинское сражение» и некоторых других я использую видеофильмы «Схемы сражений», где показано расположение войск, направления ударов, движения войск. Всё это также способствует улучшению запоминания.

При изучении культуры Руси и зарубежных стран я обязательно демонстрирую ребятам фото – презентации с изображениями произведений архитектуры, скульптуры, живописи.

При изучении обществознания есть целые темы, где без видео и фото – материалов просто не обойтись.

Например, при изучении темы «Бедные и богатые» мною подготовлена фото – презентация о жизни бедных и богатых, где наглядно, в сравнении можно увидеть особенности жизни этих слоёв населения (жилище, двор, домашний интерьер, автомобили, одежда и др.).

При изучении темы «Отклоняющееся поведение» я демонстрирую учащимся видеофильм о вреде курения, презентацию о наркомании, об алкоголизме.

Информационные технологии дают возможность не только рассказать учащимся о чём то, но и показать. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

3.6. Внеурочная работа с учащимися.

Во внеурочной работе я также применяю личностно ориентированное обучение. Регулярно, каждый год учащиеся выбирают факультатив по моим предметам: «Азбука гражданина», «Готовимся к ЕГЭ по истории», «Право и политика», «Правоведение».



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст