Творческая работа Я — классный руководитель в новой школе

Творческая работа на тему

«Я — классный руководитель в новой школе».

«Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас»

Легуве.

Существует множество профессий и специальностей. У каждой — свои оттенки, свои специфические черты, свой вклад в жизнь. Есть среди множества профессий и такая — учитель. Педагог. Особенная и очень ответственная должность, так как основная задача педагога — воспитание подрастающего поколения.

В 90е годы пришла пора переосмысливания сущности воспитания, основным направлением которого было обращение к человеку как к духовно активной личности . Главная идея Концепции модернизации российского образования – « новое качество образования, которое предполагает ориентацию не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности.» Основная проблема модернизации воспитания- личностное развитие обучающихся.

Функция воспитания в современной школе возложена на классного руководителя. Классным руководителем можно назвать человека, которому доверено воспитание детей в то время, когда он в школе. Это человек, которому должны доверять родители. Но самое главное – дети. Им должно быть комфортно и спокойно рядом с этим человеком, ему можно поведать свои тайны, придти с проблемами, рассказать о них и получить дельный совет или просто поговорить, не боясь быть осмеянным, оскорблённым.

Каждое утро я направляюсь в школу. Она не только место моей работы ,она второй дом, в котором есть и радость и заботы и проблемы. Главная причина, которая привела меня в школу — желание быть полезным для ребят. С первого года работы мне дали классное руководство, два выпуска вела ребят до 10 класса.

Сейчас я классный руководитель 6 класса. Возраст шестиклассников достаточно интересен. Он отличается от возраста пятиклассников тем, что ребята преодолели процесс адаптации к школьному обучению, стали полноправными членами школьного коллектива.

Этот возраст называют переходным от детства к юности. Возраст этот достаточно труден, иногда его называют критическим возрастом, так как это связано с глубокими изменениями, которые происходят в этот период в физиологии и психике ребенка.

Лев Семёнович Выготский отмечал, что в этом возрасте происходят большие изменения в сфере интересов ребенка. Старые интересы отмирают и им на смену приходят новые интересы.

Для детей данного возраста характерна внушаемость, податливость, доверчивость и склонность к подражанию, которая им свойственна еще с начальной школы.

Шестиклассники подвижны, их энергия бьет через край, им необходимо поле для активной деятельности, они любопытны, им интересно абсолютно все, что может представлять собой интерес.

Классный руководитель очень много может вложить в души своих питомцев. В школе для воспитания порядочности, честности для формирования личности заложены огромные возможности. Здесь происходит сравнение своих жизненных позиций и жизненных позиций окружающих тебя людей. Здесь закладываются приоритетные нравственные принципы, здесь идёт подготовка к жизни в обществе. Здесь воспитываются личности. Считаю, что основой работы классного руководителя должно стать нравственное воспитание обучающихся.

Нравственное воспитание должно быть ориентировано на духовное развитие ребёнка, как на общечеловеческие, так и на национальные ценности, должно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика, класса. Нравственное воспитание должно строиться не на порицании качеств личности ребёнка, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера, которые ему присущи. Воспитание должно способствовать овладению общечеловеческими нормами нравственности, формированию внутренней системы нравственных регуляторов поведения.

Как научить видеть хорошее в человеке, как воспитать ученика? Это возможно только в том случае, когда педагог неформально относится к своему делу, когда процесс воспитания носит системный характер, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека — это процесс создания личности.

Зная особенности формирования человеческой личности, педагог хочет вырастить человека, способного быть личностью, способного решать свою жизнь « лично». И именно в этом состоит великая сила педагогической помощи.

Какие же качества необходимы педагогу кроме знаний, умений и навыков? Конечно, доброта, требовательность. Такт, организованность и ещё много других профессионально значимых качеств.

Обучая и воспитывая детей, нужно помнить, что любовь воспитывается любовью, доброта — добротою, и что необходимо чувствовать ответственность за судьбу каждого ребёнка.

Твёрдо убеждена, что в школе должны работать люди, неравнодушные к детям, те, которые могут стать примером. Быть для ребят личностью, примером – сложно, да и не всегда получается.

За годы работы я прочно усвоила главное правило поведения: нужно вести себя так, чтобы ученик был уверен, что учитель его любит.

А ещё классный руководитель должен отличаться эмпатией – сопереживанием ученику, должен переживать его эмоциональные состояния, которые испытывает воспитанник, и сочувствовать ему.

Классный руководитель должен быть справедливым. Быть справедливым — это, значит, быть объективным в оценке достижений и неудач самого себя, друзей, товарищей. Он не только справедливо оценивает, но и пытается помочь, предлагает свою поддержку и свои умения.

Классный руководитель — живой человек, и свои эмоции он несет в класс. Доброжелательная улыбка, замечания не вызывающие обиды и неприятия, невербальное общение (иногда достаточно бывает жеста, взгляда, интонации, чтобы успокоить и подбодрить ошибающихся, поддержать неуверенных и наградить знающих учеников) — все это способствует созданию положительных эмоций .





От классного руководителя зависит психологический климат в классе, то, с каким настроением идут они в школу, как они будут говорить обо мне, что расскажут родителям дома. Важно создать психологический комфорт для воспитанников. чтобы они получали удовольствие от школы, от уроков. Для этого нужно создавать атмосферу сотрудничества, найти правила, основанные на взаимном понимании, уметь поддерживать хорошую дисциплину, основанную на уважении классного руководителя к воспитанникам и воспитанников к классному руководителю.

Организуя воспитательный процесс придерживаюсь таких принципов сотрудничества классного руководителя и воспитанников:

Принцип первый — безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.

Принцип второй — беспристрастность в оценке поступков учащихся.

Принцип третий — терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.

Принцип четвертый — диалогичность и открытость в общении с учащимися.

Принцип пятый — отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.

Принцип шестой — использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися

Принцип седьмой — умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения

Принцип восьмой — учение признавать ошибки.

Направления работы:

Культура поведения и этикет

Здоровый образ жизни

Развитие творческого потенциала и коллектива класса.

Патриотическое воспитание

Развитие психических качеств личности, процесса саморегуляции

Коллективная деятельность, развитие творчества

Формирование самопознания и самовоспитания

Человек и его профессии.

Применяемые формы работы:

Психологические тесты.

Классные часы

Коллективно – творческие дела.

Спортивные соревнования

Развивающие игры.

Экскурсии.

Участие в общешкольных мероприятиях.

Встречи с интересными людьми.

Игры – упражнения

Конкурсы .

Викторины

КВНы.

Участие в предметных неделях.

Основные методы моей работы:

Уважения

Личный пример

Убеждение

Поощрение

Понимание

Рассуждения

Совместного анализа поступка, ситуации, итогов дня.

Ситуации успеха

В своей работе опираюсь на личностно-ориентированный подход, который заключается в развитии неповторимой личности ребёнка. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Необходимо развивать творческие способности ребёнка, верить в ребёнка, доверять ему, поддерживать его стремления к самореализации, к самосовершенствованию

Воспитание может быть успешным в том случае, если ведётся мониторинг деятельности классного руководителя.

Веду мониторинг по следующим направлениям:

Диагностика уровня воспитанности обучающихся.

Сформированность ученического самоуправления.

Диагностика психологических особенностей личности.

Экран общественной активности обучающихся.

Социометрия.

6.Экран поведения

Наш классный коллектив живёт по таким законам школьной жизни:

Закон точности. Время дорого, береги его.

Закон вежливости. Внимательно относитесь к людям.

Закон человечности. Нигде и никому не делайте плохо и больно.

Закон здоровья. Забота о здоровье — дело каждого.

Закон сотрудничества учителей и учеников. Честное, ответственное отношение друг перед другом.

Закон улыбки. Дарите свою улыбку людям.

Закон бережливости. Не ломай, не порти ничего.

Закон рыцарства. Мальчики, юноши уважительно относятся к представительницам прекрасного пола, а они, в свою очередь, помнят: скромность, вежливость.

На основе законов жизни классного коллектива разработаны заповеди, по которым может и должен строить свои отношения классный коллектив. Заповеди конкретизируют законы жизни классного коллектива, делают их осуществимыми в реальной жизни.

В классном коллективе живем по заповедям:

Школа — твой родной дом. Ты пришел в этот дом получить образование, профессиональные умения и навыки, эти заповеди твои:

В твоем доме стараниями администрации и учителей — все новое. Это для того, чтобы тебе было комфортно. А сберечь имущество — твоя обязанность

В твоем доме все работники школы — твои друзья. К друзьям относятся с уважением, добротой и искренностью.

В твоем доме не принято курить, сквернословить, обижать других, не сдерживать собственное слово.

Учеба — твой главный труд, приложи все усилия , чтобы учиться по способностям. Неукоснительно соблюдай дисциплину на уроках.

В школу ты пришел трудиться. Будь собран, опрятен, приходи в кабинет- за 5 минут до звонка, не пропускай занятий без уважительной причины.

Береги труд техслужащих и своих товарищей дежурных — соблюдай чистоту и порядок в школе. Дежурные отвечают за порядок в школе, в общежитии — выполняй их требования.

Отдыхая на перемене, не мешай другим.

Учись отстаивать собственное мнение, делая это корректно, не ущемляя достоинство других. Отвечай за свои дела и поступки, ведь ты — человек разумный.

Ты имеешь право участвовать в общественной жизни класса и школы. Если критикуешь, выражаешь несогласие — выражай, возражаешь — предлагай, предлагаешь — выполняй

Ты имеешь право на уважение человеческого достоинства и защиту от унижения, оскорбления, по помни, что это право имеет каждый, не’только ты.

Ты имеешь право на доверительное, товарищеское, партнерское общение со сверстниками и учителями и их поддержку в добрых поступках и делах.

Выбирай профиль обучения согласно интересам, возможностям, состоянию здоровья, с учетом их и учись.

Педагогика сотрудничества. Это, прежде всего, мое педагогическое кредо, которое помогает решать задачи обучения и воспитания , добиваться результатов. Стараюсь видеть в каждом своем ученике личность, признаю его неповторимость, стремлюсь уважать мысли, чувства и права своих воспитанников, тем самым призывая главное — их право на сотрудничество. Весь смысл его вижу в радости, которую оно дает. Еще А.С.Макаренко писал об идее «завтрашней радости», .а В.А.Сухомлинский ввел понятие «школа радости». Именно радость. Радость новых открытий, радость общения, радость встречи.

Я стараюсь: Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушной , и снисходительной

Я помню: Терпение – дар. Обладающий терпением не унизится до раздражения.

Я стремлюсь: Уважать в каждом ребёнке личность, воспитывать в нём чувство достоинства и ответственности за себя и за свои поступки.

Сила воспитания – великая вещь в нашей работе.

Самые главные составляющие этой силы – терпение, внутренняя доброта, справедливость, соучастие, сопереживание, умение понять, принять и простить.