Творческая программа по рисованию

Рисование — самое естественное и увлекательное занятие для умственно отсталых детей. То первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Серия встреч на занятиях по рисованию призвана помочь ребятам реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развить в детях универсальную способность – воображение. Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

1. Изложение учебного материала (в форме игры, беседы, просмотра репродукций). Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

2. Самостоятельная практическая работа детей, которая является основой в учебном процессе. Её цель – творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.

3. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Результатами работы в данном направлении должны стать: — активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности; — умение находить новые способы для художественного изображения; — умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Программа разработана для у.о. мальчиков возрастная категория 15 – 18 лет, рассчитана на 35 часов. Творческий процесс планируется в четырех направлениях:1. Формирование умения передавать в рисунки свои впечатления от окружающей действительности, развивать художественное восприятие жизни;- уточнять представления об окружающем мире;

- вырабатывать умение воспринимать и воспроизводить предметы сложной формы;

- развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира в выборе изобразительных материалов

2. Приобретение изобразительного мастерства:

- развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, теплых, холодных, контрастных цветов; правильные пропорции предметов;

- научиться создавать декоративный узор, учитывая ритм и симметрию, цвет украшаемой формы, традиции художественных промыслов

- развивать композиционные умения

3. Развитие технических навыков:

- упражнять кисть руки, закрепляя правильное расположение при рисовании вертикальных и горизонтальных линий;

- развивать способность рисовать широкие и тонкие линии- закреплять умение выполнять работу в техниках: тычком, монотипия, пальцеграфия, кляксография;

- обучать технике рисования «по сырому», гротаж, пластилинография;- развивать умение смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;- помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, простой карандаш, цветные карандаши, пластилин.4. Развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:

- вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;

-знакомить с произведениями мастеров живописи, графики, скульптуры;- научить различать жанры живописи;

-развивать художественно-эстетический вкус.

Цель программы. Через развитие способности к зрительному анализу окружающего мира прийти к восприятию предметов изобразительного искусства, а также к умению абстрактно мыслить, понимать символы и таким образом помочь ребенку стать творческой личностью, проявлять свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности .Основные задачи:

- развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

- развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

- привлекать детей к работе с разнообразными материалами, учить создавать грамотные и красивые работы.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

Принцип поэтапности «погружения» в программу. Это самый



естветственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению материала минуя предыдущий материал, то работа может не принести ожидаемого результата.2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного сложного задания.

3. Принцип сравнений. Этот принцип подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалами, помогает развитию творческого мышления .4. Принцип выбора. Взаимодействие взрослого и ребенка при решении данной темы сроится без ограничений.

Задачи:

1.Учить мальчиков располагать узоры используя осевые линии; располагать узор по возможности симметрично; подбирать соответствующие цвета.

2. Научить детей передавать в рисунке основную форму и цвет предмета; продолжать развивать умение рисовать предметы различной геометрической формы.

3. Развивать у детей способность отражать в рисунке впечатления от ранее увиденного, правильно располагать изображение предметов.

I четверть.



тема занятий

дата

часы

Знакомимся с натюрмортом

8.09.

15.09

2

Фруктовая сказка

22.09

1

Букет ромашек

29.09

1

Ветка рябины

6.10

1

Праздничный стол

13.10

1

Рисуем пейзаж

20.10

1

Тайна подводного царства

27.10

3.11

2

II четверть.

тема занятий

дата

часы

Вот эта улица, вот этот дом

10.11

17.11

2

Сказочный дворец

24.11

1

Снегирь

1.12

1

Пожарная машина

8.12

1

Не обижайте муравья

15.12

1

Новогоднее веселье

22.12 29.12

2

III четверть.

тема занятий

дата

часы

Рисуем штрихом

5.01 12.01

2



Матрешка

19.01

1

Кот Матроскин

26.01

1

Зимние забавы

2.02

1

Мои друзья на границе

9.02 16.02

2

Цветы для милых дам

1.03

1

Автобус

15.03 22.03

2

IV четверть.

тема занятий

дата

часы

Я лечу в космос

5.04 12.04

2

Домашние животные

19.04 26.04

2

День победы

3.05 10.05

2

Рисуем на свободную тему

17.05

24.05

2