Творческая мастерская урок литературы в 6 классе Лирика Стихосложение

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №2 им. В. А. Орлова г. Петровска-Забайкальского Забайкальского края

Урок литературы в 6

(по учебнику под редакцией А. Г. Кутузова)

Творческая мастерская

Лирика. Стихосложение.

Разработала и провела учитель русского языка и литературы Горькаева Л. В.

Тема урока – «Вот и зима пришла серебристая»

Творческая мастерская учителя литературы даймонд

Цель – пробудить интерес к поэзии, к стихосложению, дать возможность учащимся «открыть себя», способствовать развитию их творческих способностей.

Задачи:

образовательная – повторить, закрепить и расширить знания по разделу «Лирика»;

развивающая – развитие умения различать прозу и поэзию, чувствовать рифму, ритм, развитие речи;

воспитательная – воспитание любви к слову, к родному языку, чувства прекрасного.

Форма урока: творческая мастерская с элементами игры.

Межпредметные связи: литература, русский, риторика, музыка, живопись.

Оборудование: репродукция картины Шишкина «Зима», рисунки ребят, увеличенные через проектор, караоке.

В подготовке и проведении урока участвовали помощники учителя-старшеклассники, которые представляли героинь из «зимних», новогодних сказок и были одеты в соответствующие костюмы: Снежная королева, Снегурочка, Фея, Ночь.

Предварительная подготовка: костюмы для сказочных героев, жетоны, медали из бумаги:

лучшему художнику;

лучшему чтецу;

лучшему поэту – победителям конкурсов.

Каждому, ответившему на вопросы викторины, вручались жетоны; победители викторины определялись по количеству заработанных жетонов.

Ученики выполняли к данному уроку домашнее задание (на выбор): учили наизусть стихи русских поэтов о зиме, сочиняли сами стихи, составляли сигнальные карточки с цифрами 5, 4, 3 для оценивания ответов, составляли вопросы викторины по теме «Стихосложение».

Эпиграф

…Я – поэт.

В душе моей едины звуки

Перекликаются, живут,

В размеры сладкие бегут…

А. С. Пушкин

Ход урока

Организационный момент.

Тема, цель, задачи урока. Работа с тетрадями: в них план урока, вопросы викторины.

Звучит песня «Зима» (Э. Ханок – С. Островой)

─ О чём эта песня?

─ В чём необычность этого времени года?

1-я ученица читает наизусть стихотворение о зиме.

2-я ученица описывает устно картину Шишкина «Зима» и читает наизусть отрывок из произведения Соколова-Микитова «Красив, чудесен русский лес зимою».

─ Вы прослушали стихотворение и прозу. В чём их отличие и что общего? Какими чувствами проникнуты эти произведения?

Учитель.

«Вот и пришла зима серебристая». Она принесла снег, порошу, метели и, как сказал поэт В. Брюсов, «серебро, огни и блёстки. Целый мир из серебра». И, конечно же, Новый год, веселье, волшебников, сказочных героев.

В это время открывается дверь, в кабинет заходят сказочные герои: Снежная Королева, Снегурочка, Фея, Ночь;

─ Героями каких народных и литературных сказок они являются?

─ Эти сказочные герои примут участие в нашем уроке, помогут мне провести конкурсы и викторину, выявить победителей.

Снежная Королева читает эпиграф.

─ Ваше понимание, ребята, эпиграфа, какое он имеет отношение к нашему уроку?

Учитель. На сегодняшнем уроке вы, ребята, покажете свои творческие способности: умение выразительно читать как стихи русских поэтов о зиме, так и стихи собственного сочинения, умение выражать мнение.

Конкурсы:

1-ый конкурс на лучшего чтеца стихов русских поэтов о зиме;

2-ой конкурс рисунков;

3-ий конкурс поэтов: ребята читают стихи собственного сочинения.

Каждый конкурс оценивался ребятами при помощи сигнальных карточек, победителям вручались медали: «Лучшему чтецу», «Лучшему художнику» и «Лучшему поэту».

Сочинения ребят: По улице гуляет Творческая мастерская учителя литературы даймонд

Дедушка Мороз,

Снег рассыпает

На ветвях берёз.

( М. Олеся)

Зима уж наступила,

Солнце светит уныло,

Лишь в лесу зеленеют ели.

И уже закружили метели.

За окном тихо вьюга воет

И всю землю снегом кроет,

Словно в лес вселилось печальное,

Очень грустное молчание.

(П. Ирина)

Вот и к нам пришла зима

На деревьях – бахрома.

Из окна не виден двор,

Всё стекло покрыл узор.

(К. Алёна)

Задание группам: составление буриме.

Ученики составляют четверостишие по данным рифмам:

1-я группа2-я группа3-я группа

дворы в инее гуляет

белые синие Мороз

смелые в огоньках рассыпает

с горы на коньках берёз

Определить вид рифмы.

На доске записано стихотворение. Кто автор, как называется?

Выпишите тропы.

Итоги викторины, конкурсов.

Реконструкция стихотворения А. Фета «Печальная берёза», ребята восстанавливают пропущенные слова и сравнивают с оригиналом.

Подведение итогов урока.

Песня «Зима». Поют все ребята.