Творческая мастерская От Пушкина — к себе 8-9 классы

Работа по технологии «Творческие мастерские» может быть организована по-разному.

Данный урок содержит некую интригу (дети знают, что они будут писать сочинение, но о чем ???), что очень стимулирует интерес к выполнению предварительных заданий.

Роль учителя сведена до минимума – он только комментирует этапы работ. Необычность работы и полная самостоятельность учащихся приносят порой неожиданные результаты: дети, не умеющие и не любящие писать сочинения по определенным «канонам», создают прекрасные работы, так как чувствуют себя свободными в мыслеизъявлении.

Выдержки из рефлексии учащихся:

«Сначала казалось, что не сумею написать сочинение по такой странной теме (его тема «Загадка»), но потом посмотрел на опорные слова, и стали рождаться мысли. Каким-то образом они и выстроились в сочинение. Было ощущение, что меня кто-то направляет»

« Никогда не думала, что сумею выразить то, что хранила в глубине души. Ни с кем не делилась своим чувством и вдруг рассказала про свою любовь. Странно, как это и получилось…»

«От Пушкина – к… себе»

Ход урока.

1. Учитель читает стихотворение Александра Пушкина «Редеет облаков летучая гряда»

2. Ученикам предлагается определить «теплые» и «холодные» слова (желательно принадлежащие к разным частям речи) и записать их в две колонки

3. Из «теплых» и «холодных» слов необходимо выбрать по 2 слова и записать их в строчку

4. К этим четырем словам подбираются ассоциации (по 5-6 слов) и записываются в столбик

5. Из четырех колонок слов выбирается ОДНО слово, которое почему-либо нравится больше других

6. Объявляется, что именно оно и есть название сочинения

7. Для написания сочинения есть условие: в нем должны быть использованы все слова из четырех колонок.

8. Чтение и обсуждение сочинений

9 . Рефлексия

1.

Редеет облаков летучая гряда .

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

Люблю твой слабый свет в небесной вышине;

Он думы разбудил, уснувшие во мне:

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополя в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.





Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень,

Когда на хижины сходила ночи тень -

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подругам называла.

2.

Теплые

Редеет

Облаков гряда

Светило

Тополя

Тень

Звезда

Печальная

Дремлет

Залив

Ночь

Холодные

Думы

Лень

Слабый

Свет

Восход

Юная

Скалы

Мгла

Влачил

3.

ЗВЕЗДА НОЧЬ ДУМЫ СЛАБЫЙ

4.

Небо поезд спокойные бедный

Озеро костер мысли несчастье

Гора палатка грусть обида

Счастье спокойно радость грустит

Сияет прекрасная друзья один

5-6-7. НЕБО

НебоОзероДрузья…То грусть, то радость…Здесь любимые люди. С ними хорошо, спокойно и прекрасно.

Сейчас ночь. Ах, как я люблю эту ночь! Я лежу на самой вершине любимой горы под любимым небом и смотрю на любимые звезды, которые так ярко сияют, что я не могу заснуть…

А кто-то сейчас грустит. Он совсем один. Бедный, несчастный человек! Его обидели, потому что он слабый. Как же хочется, чтобы в такую чудесную минуту, когда мне так хорошо, знать, что хорошо всем людям на свете! Я мечтаю…Задумываюсь. Вот бы была хоть одна такая минута, когда всем, всем-всем людям было хорошо!! Ах, какое это было бы счастье!

Но я отмахнула грустные мысли. Со мной любимые друзья, я лежу у костра, а рядом стоит палатка. Только добрые, счастливые мысли начали приходить мне в голову. Я радуюсь, что они пришли. Я вспоминаю самые лучшие моменты моей жизни. Как я не хочу садиться на поезд и уезжать отсюда! Но…Ничего… Всё хорошо… Я люблю такие мысли…Добрые и спокойные. Я всегда буду любить свои любимые звезды, любимую гору, своё любимое небо