Турнир знатоков истории средних веков

Турнир знатоков истории средних веков.

Цели:

закрепить основные положения курса по истории средних веков;

продолжить развитие умений и навыков повторения большого по объёму материала;

через элементы игры заинтересовать учащихся в углублении познания материала по истории средних веков.

ХОД ИГРЫ.

1. приветствие, деление на команды.

1 ТУР.

Обе команды получают по вопросу, на который дают ответы в порядке очереди. Команды могут отвечать на вопрос, если соперники ответили неправильно

своеобразная наука, ищущая философский камень, способный превращать в золото любой металл (алхимия)

какие церкви образовались после 1054 года? (католическая и православная)

назовите повинности крестьян Западной Европы (оброк, барщина, церковная десятина)

назовите руководителей христианской церкви (священники, аббаты, епископы, римский папа)

лучший образец изделия на звание мастера (шедевр)

стили средневековой архитектуры 11-15 вв. (романский, готический)

кто входил в феодальную лестницу? ( рыцари, бароны, герцоги, графы, короли)

перечислите источники богатств католической церкви (церковная десятина, плата за обряды, продажа церковных должностей, индульгенций и т.д., земли)

кто работал в мастерской ремесленника (мастер, ученики, подмастерья)

какие технические изобретения и открытия 15-16 вв. вы знаете? ( водяной двигатель, токарный, книгопечатный станки, домны, механические часы, каравелла, компас, порох).

2 ТУР.

Учащимся предлагается два военных щита с гербами. Задача команд – узнать, кому они принадлежат.

владелец первого герба – разорившийся рыцарь, ставший главнокомандующим народного войска. Его армия отличалась высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. После ранения в голову полководец ослеп, но продолжал командовать, ошеломляя врагов неожиданными приёмами и решениями. Противники прозвали его «страшным слепцом»





у владельца второго герба сожгли дом, и он с такими же удальцами, как сам, обитал в основном, в Шервудском лесу. Был своеобразным грабителем с большой дороги, большим другом всех обиженных и бедняков, за что и воспевался в английских народных песнях.

3 ТУР.

«УГАДАЙ ШАРАДЫ!»

1 слог- кусок земли, 2 слог – мычание коровы, 3 слог – предлог.

Всё вместе – свободный средневековый город (коммуна)

1 слог – домашние птицы, 2 слог – местоимение.

Всё вместе – участники освободительного движения против засилья немцев и католической церкви в Чехии (гуситы)

1 слог – начальная буква алфавита, 2 слог — человек, не имеющий прав, собственности.

Всё вместе – коренной житель Аравии (араб).

1 слог – звук смеха, 2 слог – верхняя часть женского платья.

Всё вместе — правитель стран Востока в средние века (халиф).

«ОБЪЯСНИ ПОСЛОВИЦУ»

Объясните, как вы понимаете смысл следующих пословиц:

«Что написано пером, не вырубишь топором».

«Городской воздух делает человека свободным».

« Что с возу упало, то пропало».

«Копыта овцы превращает песок в золото».

ТУР.

«УЗНАЙ СЛОВО»

Командам предлагаются карточки, на которых есть вопросы и даны ответы, но не полностью, а лишь несколько букв. Задача учащихся – угадать неизвестные слова.

дубина с шипами. —ица (палица)

средневековое застолье. –и- (пир)

стиль средневековой архитектуры. Г—ка (готика)

глава средневекового университета. Р-к-о- (ректор)

выпуклое изображение буквы в типографии. –ите— (литера)

состязание рыцарей в силе и ловкости. Т-р—р (турнир)

повинность крестьян. –б-о- (оброк)

охрана замка. С-р—а (стража)

ТУР.

«ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ»

Цель этого задания – выделить лишний элемент из данного перечня и объяснить причину своего выбора.

мозаика, икона, фреска, портрет.

аббат, архиепископ, епископ, император.

6 ТУР.

Дайте определение следующим словам:

Десятина

Реликвия

Инквизиция

Крестовые походы.

В конце игры подсчитывается количество баллов каждой команды и по итогам выставляются оценки.