Трудовое право

ТЕМА Трудовое право

класс 9, предмет обществознание, кол-во часов 1

Цель изучения темы: применение освоенных знаний трудового права при оформлении пакета документов для устройства на работу на основе:

- представления об особенностях трудовых правоотношений;

- понимания взаимосвязи между трудовым законодательством и условиями труда;

- умения самостоятельно оформлять документы.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ

Личностный

- определять потребности в освоении учебной темы

- проявлять активную гражданско-правовую позицию

Метапредметный

Познавательные умения:

- осуществлять поиск, оптимизацию и структурирование информации,

- устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, выводы, доказательства

- анализировать, сравнивать, классифицировать, переводить информацию в разные формы предъявления

- формулировать вопросы и ответы

Регулятивные умения:

- определять лично значимую цель в рамках учебной темы

- устанавливать последовательность действий по выполнению задания

- вносить необходимые дополнения и корректировать план и способы действий

- оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие

Коммуникативные умения:

- участвовать в диалоге

- адекватно отвечать на поставленный вопрос и передавать информацию собеседнику

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Предметный

- оформлять трудовой договор

- составлять заявление о приеме на работу и заявление об увольнении

-адекватно применять термины и понятия по теме

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Блок 1. Право на труд. Трудовые правоотношения

Блок 2. Трудовой договор. Труд работников в возрасте до 18 лет.

Термины и понятия (глоссарий) по теме: трудовые правоотношения, служба занятости, трудовой договор, профсоюз.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Межпредметные связи: русский язык

Ресурсы: Обществознание. 9 класс./Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М.: «Просвещение».2010.

Формы работы школьников: индивидуальная

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

I этап. Самоопределение к деятельности.

Ситуативное задание

В дни школьных летних каникул вы планируете устроиться на работу по озеленению и благоустройству города. Составьте (отберите) список необходимых документов для устройства на работу.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)

Блок I. Право на труд. Трудовые правоотношения.

Содержание блока осваивается школьниками на основе п.17. учебника, раздаточного материала №1 (ст.37 Конституции РФ) и № 2 в соответствии с данной структурой:

1. Источники трудового права

2. Трудовые правоотношения.

На основе п.17.1 учебника и раздаточного материала № 1 (Приложение 1)

Задание 1 (З). Форма работы — индивидуальная, форма проверки — самопроверка.

Назовите источники трудового права.

Задание 2 (З). Форма работы — индивидуальная, форма проверки — опрос.

Из текста ст. 37 Конституции РФ перечислите нормы, являющиеся юридической гарантией права на свободный труд.

Задание 3 (П). Форма работы — индивидуальная, форма проверки — опрос.

Найдите в тексте ст.6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах государственные меры, наиболее полно обеспечивающие реализацию прав человека на труд. Приведите аргументы для их обоснования.

Задание 4 (У). Форма работы — индивидуальная, форма проверки — самопроверка.

Составьте схему: «Источники трудового права».

На основе п.17.2 учебника и раздаточного материала № 2 (Приложение 2)

Задание 1 (З). Форма работы — индивидуальная, форма проверки — самопроверка.

Дайте определение термину «трудовые правоотношения».

Задание 2 (П). Форма работы — индивидуальная, форма проверки — самопроверка.

Приведите аргументы, подтверждающие важность (обязательность) соблюдения дисциплины труда как одного из условий нормальной работы.

Задание 3 (У). Форма работы — индивидуальная, форма проверки — опрос.

Опираясь на ст. 21-22 КЗОТ дополните схему: «Стороны трудовых отношений» правами и обязанностями работника и работодателя.

Диагностическое задание.

Форма работы — индивидуальная, форма проверки — опрос.

В статье 37 Конституции РФ сказано, что каждый человек имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (право на труд по найму):

принудительный труд запрещен;

право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право получать вознаграждение за труд без дискриминации и не ниже МРОТ;

право на защиту от безработицы;

право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (право на забастовку);

В соответствии с этим разрешите ситуацию: Валя Кондратьева по праву была лучшей ученицей. После школы решила поступить на юридический факультет, но не прошла по конкурсу. Узнав, что в районном суде освободилась должность секретаря суда, Валя обратилась к председателю суда с просьбой об устройстве на работу. Ей было отказано: «суду нужны «умудренные опытом» работники». Валя сослалась на право на труд, но председатель не захотел обсуждать вопрос о приеме на работу.

Кто прав в данной ситуации?

Блок II. Трудовой договор. Труд работников в возрасте до 18 лет.

Содержание блока осваивается школьниками на основе раздаточного материала № 3, № 4, № 5 в соответствии с данной структурой:

1. Трудовой договор.

2. Труд работников в возрасте до 18 лет.

На основе раздаточного материала № 3 (Приложение 3) и № 4 (Приложение 4)

Задание 1 (З). Форма работы — индивидуальная, форма проверки — самопроверка.

Дайте определение понятию «трудовой договор».

Задание 2 (З). Форма работы — индивидуальная, форма проверки — самопроверка.

Перечислите основные условия (пункты) трудового договора.

Задание 3 (З). Форма работы — индивидуальная, форма проверки — самопроверка.

Назовите сроки, на которые могут заключаться трудовые договоры.

Задание 4 (З). Форма работы — индивидуальная, форма проверки — самопроверка.

Перечислите документы, предъявляемые при заключении трудового договора.

Задание 5 (З). Форма работы — индивидуальная, форма проверки — самопроверка.

Назовите основания для прекращения трудового договора.

Задание 6 (П). Форма работы — индивидуальная, форма проверки — опрос.

Приведите аргументы, подтверждающие нерациональность использования при приеме на работу испытаний для некоторых категорий граждан.

Задание 7 (У). Форма работы — индивидуальная, форма проверки — самопроверка.

Составьте (по выбору) заявление о приеме на работу, либо заявление об увольнении.

Задание 8 (У). Форма работы — индивидуальная, форма проверки — самопроверка.

Составьте опорный конспект по разделу: «Трудовой договор».

На основе раздаточного материала № 5 (Приложение 5)

Задание 1 (З). Форма работы — индивидуальная, форма проверки — самопроверка.

Перечислите условия, которые должны быть соблюдены при заключении трудового договора с подростком, достигшим 14 лет.

Задание 2 (З) Форма работы — индивидуальная, форма проверки — самопроверка.

Укажите продолжительность рабочего времени несовершеннолетних.

Задание 3 (П). Форма работы — индивидуальная, форма проверки — опрос.

Изложите свои мысли по поводу охраны труда, работников в возрасте до 18 лет, приведите аргументы для их обоснования.

Задание 4 (У). Форма работы — индивидуальная, форма проверки — самопроверка.

Составьте схему: «Охрана труда, работников в возрасте до 18 лет».

Диагностическое задание.

Форма работы — индивидуальная, форма проверки — опрос.

В предложенной ниже ситуации найдите правовую ошибку, допущенную руководством столовой. Свой ответ обоснуйте.

При приеме на работу помощником повара в столовую 17-летней Наталье, окончившей колледж, установили испытательный срок в два месяца. Однако вскоре выяснилось, что Наталья не соответствует предъявляемым требованиям. Через месяц её уволили, как не выдержавшую испытание.

Блок Д. Диагностика освоения содержания темы

Выполните тестовые задания:

I. Основным документом о трудовой деятельности является

1) паспорт

2) трудовой договор

3) трудовая книжка

4) табель посещаемости

II. Договор на определенный срок может быть заключен

1) на 7 лет

2) на 8 лет

3) на 10 лет

4) на любой срок, не более 5 лет

III. Верны ли суждения?

А) Принятие сотрудника на работу с испытательным сроком противозаконно

Б) Испытательный срок должен быть оговорен в трудовом договоре.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

IV) О желании расторгнуть трудовой договор необходимо предупредить работодателя

1) за неделю

2) за две недели

3) за три недели

4) за месяц

V) Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, являются названиями документов, обязательных для заключения трудового договора. Исключите лишнее.

Паспорт, трудовая книжка, страховое свидетельство пенсионного страхования, водительские права, документы воинского учета (для военнообязанных), документы об образовании.

VI) Испытательный срок при приеме на работу не устанавливается для:

1) лиц, достигших уже 18 лет;

2) ветеранов афганской войны;

3) инвалидов труда;

4) молодых специалистов по окончании высших и среднеспециальных учебных заведений.

VII) Работнику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью:

1) не более 30 минут;

2) не более 1 часа;

3) не более 2 часов;

VIII) Какие льготы имеют несовершеннолетние по Трудовому кодексу РФ:

1) им платят больше, чем взрослым;

2) у них короче рабочий день;

3) их не привлекают к сверхурочным работам;

4) им дают более продолжительный отпуск;

5) их нельзя привлекать к тяжелой работе;

6) их отпуск предусмотрен только в летнее время;

7) им организуют трехразовое питание на рабочем месте.

IX) По истечении какого срока с момента начала трудовой деятельности работник имеет право на отпуск:

1) по истечении 11 месяцев;

2) по истечении 8 месяцев;

3) по истечении 6 месяцев;

4) по истечении 4 месяцев.

X) Для учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, работающих во время каникул, продолжительность рабочего времени не может превышать:

1) 12 часов в неделю;

2) I8 часов в неделю;

3) 24 часа в неделю;

4) 36 часов в неделю.

XI) Объясните, почему для несовершеннолетних работников устанавливается сокращенный рабочий день? Укажите не менее двух причин.

XII) Составьте сложный план по теме: «Трудовой договор».

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Задания А (информативный уровень)

На основе полученных знаний трудового права заполните форму договора в организации, где вы желаете приобрести вакантное место. (Приложение 6)

Задания Б (импровизационный уровень)

Оформите трудовой договор, самостоятельно добавив в него еще 3 условия (пункта).

(Приложение 7)

Задания В (эвристический уровень)

Составьте свой вариант трудового договора.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Задание 1 (самоанализ). Закончите предложения:

1. Для меня было важно (полезно) изучать трудовые правоотношения, потому что

2. Чтобы составить трудовой договор нужно знать

Задание 2 (самооценка). Дополните предложения.

1. Я доволен (льна) (вполне, средне, не доволен) трудовым договором, который составил (а) сам (а).

2. Я оцениваю свою работу по теме на (отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что .

Приложение 1

Конституция РФ(фрагмент)

Статья 37.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Приложение 2

Школьное задание Трудовой договор

КЗОТ РФ

(фрагмент)

Статья 21. Основные права и обязанности работника

Работник имеет право на:

заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами; предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст