Трудные подростки Девиантное поведение

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Центр образования»

Изобильненского муниципального района

Ставропольского края

Доклад:

«Трудные подростки.

Девиантное поведение»

педагог-психолог

Васюкова Л.В.

Трудные подростки.

Понятие «Трудный подросток»  прочно укоренился в научном словаре педагогики и педагогической психологии. Так называют подростка с которым взрослые, в первую очередь педагоги, испытывают трудности. Кроме того этот термин все чаще становится практическим синонимом педагогически и социально запущенного ребенка.

 Критерием, позволяющим отличать качественное своеобразие этого явления от других, внешне на него похожих, но иных по содержанию, может быть наличие в сознании подростка конфликта с ценностями, нормами, нравственными ориентациями общества. Этот конфликт может явственно выступать в поведении подростка в школе или быть относительно скрытым и не обнаруживаться в условиях семьи или улицы. Конфликт может быть мало замечен для равнодушного глаза, бывает когда, казалось бы, благополучный и не внушающий тревоги подросток «внезапно» оказывается правонарушителем. Таким образом, явление трудновоспитуемости должно быть подчинено критерию, переместившемуся из области оценки внешнего поведения в область оценки побуждений личности, ее отношений с обществом.

 

Основные закономерности психического развития подростка.

В этом возрасте развитие организма и психики проходит очень сложный этап: в организме происходит глубокая биологическая перестройка, увеличивается несоответствие между физическим и психическим развитием, острее проявляются противоречия психической деятельности ребенка – стремление к самостоятельности сталкивается с необходимостью учитывать мнение других, система отношений с окружающим миром перестраивается -  на передний план выдвигается личность самого подростка.

Умственное развитие претерпевает качественные изменения. Именно в это время интенсивней всего складываются убеждения, формируется характер. Если раньше учебные мотивы в основном определялись отношением к учителю, то с подросткового возраста все большее значение приобретает процесс осмысления жизни – зачем он учится, как это пригодится в жизни. Подростку свойственны сомнения, неуверенность в собственных силах. В этом возрасте формируются интересы и склонности, влечение к любимым и неприязнь к нелюбимым предметам, что таит в себе опасность конфликтов с учителями.

Память подростка качественно меняется – логическое запоминание становится основным. Подросток стремится к совершенствованию приемов, методов запоминания, чтобы увеличить продуктивность памяти.

Внимание подростков характеризуется противоречивостью – формируется произвольное внимание, но из-за обилия впечатления, импульсивности, смены настроений подросток может отвлекаться от главного.

Самые серьезные изменения происходят в сфере мышления, в основе которого лежит самостоятельное, активное и творческое мышление.

В эмоциональной сфере подростка рано начинает формироваться чувство взрослости. Интерес к своему внутреннему «Я», открытие себя, определение своих сил и способностей, формирование целей жизни, профессиональной направленности, сравнение себя с другими, самопознание действительности. Изменяются личные взаимоотношения подростка. Это период первой любви, период интереса к взрослой жизни отца и матери, мужчины и женщины. Если не осуществляется нормальное половое воспитание, если не решается проблема дружбы мальчика и девочки, неизбежны различного рода эксцессы. Возникновение романтических симпатий и увлечений в этом возрасте неизбежно. А эта область очень сложная, тонкая и требует особого внимания со стороны педагога. Всякая бестактность взрослых может привести к серьезным осложнениям.

В подростковом возрасте в силу сложности, противоречивости возрастных особенностей могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход психического развития и создают объективные предпосылки для появления трудновоспитуемости.                       

 

Особенности личности трудновоспитуемого.

Личность трудного подростка формируется в зависимости от типа нервной системы, от темперамента, всех биологических и психических компонентов. Индивидуальность трудновоспитуемых определяется и образом жизни, который у каждого из них необычайно разнообразен.

1. В характере трудновоспитуемого подростка нередко уживаются крайние противоположности – развитый ум и почти не развитые чувства (или наоборот), слабо развитое трудолюбие и чрезмерно развитые потребности, ограниченный кругозор и богатый отрицательный опыт в бытовой жизни и т.д. Это создает внутреннюю напряженность и противоречивость желаний, что выражается в противоречивых поступках.

2. Длительные конфликтные отношения с окружающими. Часто поведение подростка вызывает естественное негодование окружающих и они реагируют критическими замечаниями или негативным отношениям к его действиям. Подросток это расценивает как враждебные действия, как покушение на его независимость, самостоятельность. Вначале конфликтные отношения обычно возникают помимо воли ребенка с каким-то близким человеком  -  они вызывают глубокие внутренние переживания и усиливают самоанализ. Затем конфликтная среда расширяется и завершается окончательно испорченными отношениями с большинством взрослых и сверстников  -  тогда подросток привыкает к столкновениям и все чаще начинает винить в этом других.

3. Эгоистическая жизненная позиция – т.е. подросток все оценивает с точки зрения того, что ему выгодно, что он получит для себя. Погоня за удовольствиями, чаще всего нездоровыми становится основным стимулом поведения.

4. Крайняя неустойчивость их интересов и стремлений, перемена настроений и желаний.

5. Противодействие воспитательным воздействиям. Особенно часто трудные подростки отвергают требования нелюбимых педагогов, тех, которые случайно или намеренно обидели их, унизили их личное достоинство. Если подросток продуманно встал на путь противодействия воспитательным влияниям педагогов, то это свидетельствует не только о трудновоспитуемости подростка, но и о серьезных ошибках воспитания.

6. Беспринципность. Для таких подростков нет твердых норм морали. В результате рождается психический и нравственный комплекс, в котором нет ничего устойчивого. Ребенок учится лавировать в окружающем мире, подстраиваться, а сам живет так, как хочется.

 

Основные типы трудных подростков.

Дети с нарушением в сфере общения. 

Подростки, которые в силу исключительного положения в семье (единственный ребенок), в классном коллективе (нелюбимый) были лишены нормального общения. Для этих детей свойственно искаженное представление о жизни – пессимистическое,  критиканское или чрезмерно романтическое. Среди таких подростков много беспринципных, не признающих правил поведения.

Дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией.

 Дети, которые перенесли тяжелые нервные потрясения. Характерны повышенная возбудимость, острая реакция или пассивность, равнодушие даже к волнующим событиям и явлениям, часто аффективное поведение.

Дети с односторонним умственным развитием. 

Подростки, умственное развитие которых было заторможено или чрезмерно форсировалось, способности которых игнорировались или переоценивались. Им характерно неумение правильно учиться, пользоваться своей памятью и способностями при изучении материала, неприязнь к учителям, преподающим нелюбимые предметы и т.д.

Дети с неправильным развитием волевых качеств. 

Свойственно  -  волевые усилия больше регулируются самовнушением, эмоциональными переживаниями, чем уровнем развития волевых качеств и целью деятельности; периоды интенсивного волевого усилия чередуются с моментами полного безволия; отрицание воли других людей, сопротивление ей почти во всех случаях или подчинение воле более сильных людей.

Девиантное поведение.

Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Девиантное поведение — отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.

Признаки девиантного поведения:

Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).

Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Таким образом, девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией

Отклонения от социальных норм могут быть:

позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;

негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

Основные факторы, обусловливающие девиантного поведения:

1. Биологические факторы, выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:

— генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

—психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

—физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений человека в среде его сверстников, коллективе.

2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастения, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждается в помощи психиатров.

Дети акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.

Эгоцентрическая позиция человека с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой: ответственности за свое поведение.

3. Социально-педагогические факторы — выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, — изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации.

4.Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность. Но более подробно данный фактор был рассмотрен чуть выше.

5.Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой — в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время. Как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

В настоящее время к девиантному поведению относят:

Делинквентное поведение (отклоняющееся поведение с отчетливой антиобщественной направленностью, приобретающее, в крайних своих проявлениях, уголовно наказуемый характер);

Аддиктивное поведение (отклоняющееся поведение со стремлением к уходу от реальности посредством приема психоактивных веществ, либо чрезмерной фиксацией на определенных видах деятельности);

Патохарактерологическое поведение (отклоняющееся поведение, обусловленное патологическими изменениями характера вследствие дефектов воспитания);

Психопатологическое (отклоняющееся поведение, обусловленное

психическими расстройствами);

Поведение на базе гиперспособностей (отклоняющееся поведение, сопровождающееся девиациями в обыденной жизни, при особой одаренности и даже гениальности в других сферах деятельности).

Краткая характеристика некоторых форм девиантного поведения:

Наркомания и токсикомания. Наркомания — это заболевание, которое выражается в физической или психологической, зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению. Состояние наркотического опьянения характеризуется чувством эйфории, легкостью тела, ясностью мысли. Мир воспринимается в радужных тонах, теряется ощущение времени. Прием наркотиков — опиума, гашиша, кокаина — сопровождается тахикардией, сухостью во рту, а также другими серьезными расстройствами. Для абстинентного синдрома, так называемой «ломки», т.е. наркотического похмелья, характерны резкий спад настроения, общая слабость, сонливость, тремор (дрожание) конечностей.

Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это самый легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности особенно среди молодежи и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний. Экономике общества и его моральным устоям наносится материальный и морально-нравственный ущерб. На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится причиной совершения ряда преступлении против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания крайне отрицательно сказывается на потомстве. Дети рождаются с серьезными физическими и психическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман по мере развития болезни деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Токсикомания — это заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т. е. таблеток транквилизаторов (больные называют их «колесами»), кофеина, полученного от крепкого чая — чифиря, вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения, кроме эйфории, возникают зрительные галлюцинации.



Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство — это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

На формирование алкоголизма влияет несколько факторов, среди которых главные — наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды.

К факторам, способствующим алкоголизации можно отнести низкий уровень материального положения и образования. Влияет и обычаи угощать друг друга. Развитию алкоголизма у подростков способствуют раннее приобщение к спиртному и формирование «алкогольного мышления». Если человек страдает какой-то формой олигофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности. Для молодых людей алкоголь является универсальным средством раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.

Алкоголизм — это поступательное заболевание. Оно начинается с бытового пьянства, а заканчивается клиникой, для пьяницы со стажем. Чтоб «поймать кайф», т.е. почувствовать физиологический комфорт доза спиртного увеличивается в 2—3 раза по сравнению с прежней нормой.



Проституция. Термин «Проституция» происходит от латинского слова prosttutio осквернение, обесчещение. Ученые выделяют в проституции, следующие существенные признаки:

а) род занятий — удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;

б) характер занятий — систематический промысел в форме половых связей с разными лицами без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой страсти клиента в любой форме;

в) мотив занятий — заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования проститутки.

В чем заключается общественная опасность проституции? Во-первых, проституция — это форма социального паразитизма, что выражается в уклонении от общественно-полезного труда. Проституция способствует распространению венерических заболеваний и СПИДа. Эти женщины не способны производить на свет здоровое потомство. Происходит нравственное падение женщины, она утрачивает стыд, совесть, веру, брезгливость.

Суицидальное поведение. Суицид— это сознательное лишение себя жизни пли попытка к самоубийству. Суицидальное поведение — это саморазрушительное поведение, к которому можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем. употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом состоянии, самоистязание, сознательное участие в драках, войнах.

Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо общих причин этой формы девиантного поведения есть, и особые причины. Среди молодежи распространены следующие причины: потеря любимого человека или высокомерно отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства, крайнее переутомление; разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств, токсикомания и наркомания; отождествление известным человеком, совершившим самоубийство; состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением.

Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний. Современная сексопатология выделяет патологические и иные отклонения в сексуальном поведении личности. Патологические девиации в форме всякого рода сексуальных извращений являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девиации, т.е. отклонения в пределах нормы, являются предметом социально-психологического исследования, поскольку включают в Себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека.

В свою очередь все сексуальные девиации делятся на следующие основные группы:

отклонения в отношении объекта сексуального удовлетворения (зоофилия);

отклонения в способах реализации половой страсти (садизм, мазохизм и пр.);

нетипичные отклонения в форме половой страсти к лицам своего пола или близким родственникам (гомосексуализм, лесбиянство, кровосмешение);

отклонения, связанные с нарушением полового самосознания (транссексуализм);

отклонения, связанные с изменением стереотипа полоролевого поведения (маскулинность) и пр.

Правонарушения. Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.

В юриспруденции различают правомерное и неправомерное поведение граждан. Неправомерные действия (правонарушения) такие юридические факты, которые противоречат нормам права. Подобные действия нарушают установленный в стране порядок.

Все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступление — это противоправное, виновное, наказуемое общественно опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящее им существенный вред. Преступления квалифицируются по нормам уголовно-процессуального права.

Проступокэто тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и другими отраслями права.

Рассмотренные формы девиации зеркально отражают социальную картину нашего общества. К сожалению, она выглядит не столь радужно, как нам хотелось бы. Но если проблема существует, то ее как-то необходимо решать. Для этой цели государство создает необходимые условия, которые ниже будут рассмотрены.

 

Профилактика трудновоспитуемости

Дети  -  родители.

Включает в себя комплекс мер, обеспечивающих предупреждение нежелательного явления, события. Эти меры должны применяться тогда, когда взрослый видит или предвидит опасность.

Самой главной мерой является создание семьи как коллектива с выраженной гражданской позицией взрослых, которая повседневно, но не навязчиво должна проявляться в их действиях и поступках. И эта позиция, прежде всего, выражается в трудолюбии родителей. Любой коллектив воздействует на ребенка через деятельность. Там, где дети не только видят пример родителей в труде, но и участвуют в нем, помогая взрослым, заботясь о них, трудновоспитуемость – редкое явление. Труд создает жизненный опыт – благоприятную почву для восприятия советов и увещеваний родителей. Без этого опыта все слова не имеют силы педагогического воздействия.

Главные задачи семейного воспитания подростков – формирование культуры поведения, учения и труда, умения учиться, приучение к самоанализу и самооценке результатов своей деятельности. Трудовые поручения в семье строятся на простом правиле – то, что умеют делать родители должны уметь дети. Воспитывая подростков в труде, родители должны знать, что в 11-13лет развитие моторики становится ведущим направлением развития всей психики, а потому быстрее формируются трудовые умения и навыки. Подлинная социальная и трудовая направленность семьи обеспечивает подготовку ребенка к творческой работе, т.е. готовность и способность выполнять свое дело творчески – самостоятельно, оригинально, вдохновенно.

Другим фактором предупреждения трудновоспитуемости детей является супружеская любовь, которая определяет семейную атмосферу и стиль отношений. Супружеское счастье – в духовном родстве между родителями, родителями и детьми. Чтобы воспитывать детей своей любовью надо много уметь и знать – знать себя и своего супруга, расти духовно самому и помогать другому стать лучше, заставлять верить в себя и побеждать собственные недостатки. Для того чтобы правильно воспитывать детей важно, прежде всего, воспитывать в себе отца и мать.

Другим источником обогащения любви выступает эстетика природы, искусство, творчество.

Семья воспитывает в такой мере, в какой она полноценна как счастливый, здоровый и социально направленный коллектив.

Учитель  -  ученик.

Азбукой воспитания является эмоциональное воспитание. Эмоциональное воспитание в школе начинается с высокой эмоциональной культуры во взаимоотношениях учитель-ученик. В их основе лежит способность учителя к эмоционально-эстетическому видению мира, способность чувствовать духовный мир другого человека. Это означает умение проникнуть в духовный мир ребенка, умение понимать язык детства и в то же время не встать на одну доску с ребенком по уровню его развития. Эмоциональная культура учителя является условием, при котором становится невозможным такой способ воздействия на учеников как крик. Дети, которых воспитывают криком, теряют способность ощущать тончайшие оттенки чувств других людей, теряют чуткость и доброту.

Важнейшее правило взаимоотношений учитель – ученик  -  это обращение к тому хорошему, что есть в каждом воспитаннике, подход к нему с оптимистическим настроем. Учитель должен воспитать у ребенка веру в свои силы, в свои возможности, доказать ему, что он может быть лучше и вызвать у ученика стремление к совершенствованию.

Правилом отношения педагога к ребенку является уважение личности ученика, чувства его собственного достоинства. Педагог обладает определенной властью над учащимися, но при этом эта власть должна быть мудрой (Не сломать, а поднять и поддержать, не обезличить духовные силы ребенка, а утвердить чувство его достоинства). Мудрая власть педагога заключается в том, чтобы воля педагога стала желанием ребенка.

Следующая важнейшая норма отношений – это взаимное доверие между педагогом и воспитанником. Недоверие педагога гасит инициативу ученика, причиняет ему душевные страдания. До тех пор, пока ребенок смотрит на учителя с надеждой и верит ему, педагог является авторитетом. Необходимо дорожить детским доверием. А для этого необходимо, чтобы ученик ощущал доверие учителя.

Важный регулятор отношений учителя с учащимися – это справедливость в оценке знаний и поступков учащихся. Несправедливость – порождает их эмоциональную невосприимчивость. Несправедливое отношение к ребенку может иметь множество оттенков и прежде всего это равнодушие, безразличие учителя к успехам или неуспехам ребенка, что является одной из самых тяжелых по последствиям форм насилия. Испытывая безразличие и неучастие к себе ребенок теряет чуткость, становится озлобленным и агрессивным.

 

Коррекция девиантного поведения.

Перевоспитание –

система воспитательных воздействий педагогов, направленных на переделку неправильно сформировавшейся личности воспитанника, на исправление тех его качеств, привычек и черт, которые противоречат нормам и требованиям общества.

преодоление внутренних противоречий, восполнение и исправление психического развития подростка.



активизация положительного поведения подростка путем усиления воспитательного процесса.

Перевоспитание состоит:

1. Анализ положительных и отрицательных свойств подростка, исследование его потребностей, отклонений в поведении.

2. Изучение педагогической обстановки среди окружения ребенка с последующей нейтрализацией или устранением вредных влияний и усилением положительных воздействий окружающей среды. Подростка необходимо поставить в положение активного сопротивления неблагоприятным условиям внешней среды.

3. Перестройка отрицательного стереотипа. Переключение сил и способностей на полезные дела, изменение окружающей среды (перевод из школы в школу, из класса в класс). Надо, чтобы в результате такой перестройки подросток не мог проявлять свои недостатки и пороки, чтобы вся его жизнь требовала применения положительных качеств, сил и способностей.

4. Изменение привычного поведения подростка путем вовлечения его в новые виды деятельности, в результате которой должны усиленно развиваться положительные качества.

5. На базе ускоренного развития положительных качеств осуществляется устранение недостатков. При этом, важное значение придается восстановлению здоровых защитных свойств характера, усилению сопротивляемости вредным влияниям. Быстрыми темпами должно идти общее развитие. Пока не будет устранена односторонность развития, возможен рецидив.

Сущность перевоспитания заключается в нормализации всей психической жизни ребенка, в ускоренном развитии всего положительного фонда личности. Исправление характера достигается всеми мерами, которые делают поведение ребенка нормальным и выправляют его в социальном положении. Такими мерами могут быть – социальные, педагогические, психоневрологические, физическое оздоровление или же могут представлять их комбинацию.

 

Основные принципы и методики психокоррекции индивидуальных особенностей школьников.

Основных направления психокоррекционной работы с учащимися:

1. С опорой преимущественно на индивидуальную и групповую психотерапевтическую работу (индивидуальные консультации  групповые тренинги). Основаны на поиске причин и условий появления трудностей у учащихся и выборе эффективных способов их устранения.

2 Посредством вмешательства в педагогический процесс (индивидуализация обучения и воспитания, коррекция воспитательных воздействий и оптимизация взаимодействия учитель – ученик.)

Здесь происходит воздействие по преимуществу на следствие, а не на причину, т.е. симптоматическая коррекция. Методики результативны, если соблюдать ряд психолого-педагогических рекомендаций:

1. Единообразие требований воспитателей. Надо:

- дать высказать свое мнение каждому воспитателю,

- искать точки соприкосновения мнений, не допуская у подростка анархизма и потери авторитета старших,

- сосредоточиться на совпадающих мнениях.

2. Адекватность требований – соответствие их возможностям ученика, предоставление ему права самому определять свои главные интересы в жизни.

3. Обеспечение эмоционального комфорта подростку. Ребенок не должен воспринимать учителя как настроенного против него чужого человека.

4. Предоставление самостоятельности в такой индивидуальной и возрастной форме, чтобы у подростка развивалось чувство причастности, понимание значимости собственного места в жизни и социальной роли, а в конечном воспитательном процессе привело к изменению нравственных ценностей, повышению уровня ответственности и уверенности в себе.

5. Избегать приклеивания ярлыков – это имеет большой воспитательный эффект.

6. Признание педагогом собственных ошибок и принесение извинения.

7. Нельзя ожидать немедленного эффекта от психокоррекционной работы. Нередко он проявляется после довольно продолжительного периода, когда в личности подростка произошли существенные изменения.

 

Лечебно – педагогические методы коррекции.

Успех здесь возможен только при взаимном и глубоком проникновении медицины и педагогики, при содействии врача и педагога. Подобного рода взаимное проникновение деятельности педагога и врача обеспечивает особенно большие достижения, если они оба имеют специальную подготовку: врач – в педагогической дисциплине и лечебной педагогике, педагог – в психоневрологии подросткового возраста и в лечебной педагогике.

  

Значимость индивидуального подхода при проведении психокоррекционной работы.

Необходимо помнить, что воспитательные воздействия оказывают влияние на ученика не прямо. Внешние причины действуют через внутренние условия – личность человека. Одной стороной личности является индивидуальность. Поэтому надо выделить значимую для педагога задачу осуществления индивидуального подхода к учащемуся, который предполагает учет его дифференциально-психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развитости способностей), т.е. выяснение того, чем этот ученик отличается от своих сверстников, как в связи с этим следует строить воспитательную и корректирующую работу. Вместе с тем надо понимать, что индивидуальный подход – это лишь аспект более общего личностного подхода, который строится на изучении условий и обстоятельств включенности подростка в систему межиндивидных отношений с взрослыми и сверстниками. Лишь в хорошо организованном педагогическом общении со школьником учитель выясняет его место в иерархии межиндивидных отношений в классе, мотивы поведения, изменения личности, интегрированной в группе сверстников или не сумевшей к ней адаптироваться. Личностный подход нацелен на выяснение того, как представлен индивид в коллективе и как коллектив представлен в его личности.

 

ВЫВОДЫ

1. Основные факторы формирования личности ребенка и подростка – общественное бытие и общественное сознание, сложившееся в стране; особенности производства, быта, культуры и природы места проживания; семья; среда непосредственного общения – соседи, друзья, знакомые; школа; внешкольные учреждения.

2. Особо велика роль малых групп, в которых ребенок взаимодействует с другими людьми. И прежде всего – это семья. Положительная семейная атмосфера определяет стиль отношений, а значит, и создает оптимистическую обстановку для ребенка, способствует его интеллектуальному, физическому и духовному развитию.

3. Важный фактор развития личности учащегося – школа. Она организует и направляет основную работу по воспитанию школьников.

4. Основные причины трудностей воспитания – в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, в стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе.

5. Кадровый состав любого учебно-воспитательного учреждения должен состоять из высококвалифицированных педагогов – мастеров своего дела.

6. Отклонения в поведении детей и подростков преодолевается только путем совместной деятельности родителей, педагогов и самих детей.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Алмазов Б.М. К оценке психической средовой адаптации трудновоспитуемых учащихся. Ч.2. Отдельные варианты девиантного развития характера. Свердловск, 1981.

2. Вацуро В.И. Система реабилитации подростков с девиантным поведением //Дети и насилие. Ек-г, 1996.

3. Верцинская Н.Н. Трудный ребенок. Минск,1989.

4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., Просвящение, 1994.

5. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. М., Педагогика, 1972.

6. Петренко А.А. Опыт психолого-педагогической коррекции личности подростков с девиантным поведением //Дети и насилие.

7. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних //Сборник научных  трудов, Тюмень, 1985.

8. Степанов В.Г. Психология трудных школьников, М., 1997.

9. Фролов Ю.И. Психология подростка. М., Российское педагогическое агенство, 1997.

10. Натазон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. М., Просвящение, 1984.