ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Общение людей является необходимым условием для развития общества в целом

И каждой личности в отдельности. Только в условиях общения происходит становление человека как личности: формирование потребностей, целей, интересов, ценностных

ориентаций, становление самосознания и определения. В процессе общения человек

лучше познает самого себя, свои качества и свойства, свои хорошие и плохие стороны.

Общепринятым в психологии фактом считается, что одним из пиков развития потребности в общении является подростковый возраст (от 10 — до15лет).

Как указывает большенство ученых (Л.П. Буева И.С.Кон Я.Л.Коломенский) изучение подросткового возраста следует начинать с анализа сферы общения. У человека нет такого другого возрастного периода, который бы заключал в себе столь много неожиданного и трудно поддающегося пониманию, как для него самого, так и для окружающих его людей. Подростковый возраст- возраст предельной искренности, идущий от стремления все пережить, все открыть, быть в согласии с самим собой, и

Предельной неискренности, связанной с поиском себя через разные роли, стремлением себя проверить, испытать, скрываясь от других и самого себя. У подростков потребность в общении, выражена наиболее ярко. В общении с взрослыми

Подросток приобщается к миру взрослых, пробует «примерить» на себя взрослые качества, критерии, ситуации. Однако в большинстве случаев эта потребность остается неудовлетворенной. Тогда он находит удовлетворяющие его отношения в кругу сверстников. Здесь всем понятно его стремление к взрослости, отношения здесь

более равноправны и, кроме того, так подросток противопоставляет себя взрослым.

Для части учащихся нашей школы домом является интернат. Ведь, если подсчитать, сколько времени ребенок проводит в интернате-180 дней (полгода), он живет за пределами родного дома, в общественном доме. А если еще учесть, что, забирая

Ребенка домой на каникулы, или на выходные дни, родители не всегда могут уделять

Ему внимание (отправляют в санаторий или оставляют дома одного), т о времени на

Общение с ним остается еще меньше. Поэтому очевидно, что порой именно воспитатель больше общается с ребенком, чем родитель.

В своем развитии подростки с нарушениями зрения проходят те же возрастные этапы,

для них характерны те же новообразования в личности, которые присущи всему подростковому возрасту. От того, как складывается общение подростка со сверстниками, зависит очень многое в его будущей судьбе. Воспитанники школы- интернатов испытывают значительные трудности в общении со сверстниками.

Частые конфликты ,агрессивность, неуверенность в себе, отклоняющееся поведение-

все это я наблюдаю в своем классе. Здесь воспитанники постоянно общаются с одной и той же группой сверстников. Подросток вынужден адаптироваться к большому числу сверстников. Если присмотреться любому классу — внутри этих групп у каждого человека есть свой микроколлектив.

. Эта микросреда во многом и определяет развитие подростка, и его творческие успехи, и его общее «эмоциональное благополучие». Одни школьники ищет общество наиболее подвижных, живых сверстников, других привлекают тихие, пассивные. Одни дружат со слабыми, робкими, находя удовлетворение в покорности, другие чувствуют себя уверенными рядом с сильными и решительными. Именно в группировке подросток приобретает опыт общения, который так важен для формирования личности. Опираясь на все эти наблюдения, я как воспитатель своей группы, определила следующие задачи:

Изучить личность каждого ребенка, помочь в решении личностных проблем.

Сплотить группу класса с использованием методики коллективных творческих дел.



Наладить тесную связь с родителями.

Свою работу я начала с организации ярких, увлекательных и интересных по содержанию творческих дел. В ходе их проведения и подготовки каждому находилась своя роль. Например, было решено, что все будут готовить сюрпризы в тайне от других. Как воспитатель, я старалась привлечь в первую очередь робких, малоактивных детей.

Так, Маргарита приехала вместе с родителями из другого города и училась в обычной школе. Период адаптации проходил очень трудно. Узнав, что она поет, привлекла ее к участию в общешкольном концерте, поручив ей, и другим девочкам

Составить новогоднюю программу. Это оказалось тем ключиком, который позволил

Мне помочь ребенку раскрыть свои способности, раскрепоститься и найти очень быстро контакт со своими сверстниками.

Теперь Рита стала браться за любое дело, умеет организовать игру и увлечь ребят.

Так, Дима, скромный, застенчивый мальчик, не принимал участия в классных мероприятиях, много читал, интересовался музыкой. Зная его увлечение, я предложила ему и другим ребятам организовать устный журнал «Современной Музыки». Ребята подготовились, и рассказали о направлениях в сегодняшней музыке, иллюстрирую свое выступление музыкальной игрой и танцами.

Для исполнения современных танцев были приглашены ребята из слабовидящих классов, которые очень прилично танцуют, они великолепно показали свое танцевальное умение. Отношения вышли за пределы нашего класса, и обыкновенная познавательная игра переросла в дружеские отношения между ребятами разных возрастов.



Современные праздники в школе, походы в музеи, интеллектуально – познавательные и развлекательные мероприятия, КВН, в нашем классе стали традицией.

Сначала родители отнеслись к нашим новшествам с настороженностью, но постепенно они стали и сами предлагать свою помощь. Начиная свою работу с семьей, я, как воспитатель, столкнулась с односторонним подходом родителей к школьной жизни детей. Их волновали только оценки, которые дети получали на уроках. Для более существенного родителей и учащихся и нормализации отношений между ними я перестроила ведение родительских собраний, поставив перед собой задачу: научить вести диалоги родителей с детьми, и провела несколько собраний форме деловой игры, пригласив на них ребят. Н а этих собраниях я не касалась учебы и поведения, а поставила другую цель – общение родителей с учащимися, родителями с родителями, учащихся с учащимися. Собрания было интересными, необычными, для многих реализовалась потребность высказаться и быть услышанным. Большинство участников сумели оценить друг друга, но самое главное родители увидели, что дети уже выросли, многое понимают, умеют слушать, защищать свое мнение. Отвечая на некоторые вопросы, родители должны были поставить себя на место подростка, а дети — на место родителей. Это то же способствовало созданию атмосферы доверия. Я же, как воспитатель, получила информацию для размышления о проведении собраний и для работы с классом.

В заключении можно сделать некоторые выводы:

- Развитие межличностных отношений в группах слепых и слабовидящих подростков протекает по общим закономерностям становления процесса общения.

- На сегодняшний день, в специальном коррекционно – образовательных учреждениях, с одной стороны, создаются благоприятные условия для развития ребенка с учетом особенностей его познавательной деятельности, а, с другой — такие условия изолируют подростка от внешнего мира и его проблем.

-Исследование особенностей и трудностей общения слепых и слабовидящих подростков требует дальнейшей разработки, с учетом возрастных, половых, индивидуальных и других факторов, и имеет значение для разработки различных программ для специальных коррекционно — образовательных учреждений.