тренировочный тест 1

ВАРИАНТ 1

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1А20) поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 Какая черта не относится к обществу как системе?

альтернативность развития

незавершённость развития

непредсказуемость развития

статичность развития

А2 К духовной культуре не принадлежит

мифология3) религия

архитектура4) искусство

A3 Какое утверждение представляет собой пример житейского знания?

«Не зная броду — не суйся в воду»

«Марс — планета физической энергии, воинственности и агрессивности»

«Рождённый под знаком Кипариса отличается аналитическим складом ума»

«Зелёным цветом растения обязаны хлорофиллу»

А4 Верны ли следующие суждения об особенностях познания мира средствами искусства?

А. Особенностью познания мира средствами искусства выступает использование художественных образов. Б. Особенностью познания мира средствами искусства выступает теоретическое обобщение реальности.

верно только А3) верны оба суждения

верно только Б4) оба суждения неверны

А5 Предметом изучения экономики как науки является

обмен продуктами питания

оформление трудового договора

разработка принципов распределения ресурсов

изобретение ресурсосберегающих технологий

А6 К формам безработицы не относится

застойная3) совершенная

скрытая4) сезонная

А7 Укажите вид инфляции, исходя из её зависимости от роста цен

открытая3) несбалансированная

прогнозируемая4) ползучая

А8 На рисунке отражена ситуация на рынке носителей информации: линия предложе-

ния S переместилась в новое положение S1 — цена товара, Q — количество товара). Это перемещение может быть связано в первую очередь с

Особенностью познания мира средствами искусства выступает

введением новых технологий производства носителейр | информации

уменьшением количества покупателей

увеличением налогов на производителей компьютерной техники

ростом популярности жёстких дисков

Q

А9Верны ли следующие суждения о путях увеличения объёмов производства в стране?

А. Увеличить объёмы производства в стране возможно, если расширить объёмы использования экономических ресурсов.

Б. Увеличить объёмы производства в стране возможно, если повысить эффективность использования экономических ресурсов.

верно только А3) верны оба суждения

верно только Б4) оба суждения неверны

А10Социальное неравенство выражается в

изменении социального статуса человека

разном доступе к социальным благам

многообразии социальных норм

особенностях поведения людей

A 11Примером вертикальной социальной мобильности является

переезд человека на новое место жительства

получение титула баронета мелкопоместным дворянином

получение рабочим водительских прав

переход банковского служащего на ту же должность в другой банк

А12Верны ли следующие суждения о социальных отношениях?

А. Социальные отношения — это отношения национальных, демографических, классовых, профессионально-образовательных, социальных общностей.

Б. Социальные отношения — это политические и экономические отношения между социальными группами.

верно только А3) верны оба суждения

верно только Б4) оба суждения неверны

А13Главным институтом политической системы общества является

политическая партия3) группа давления

государство4) общественно-политическая организация

А14К общим принципам, лежащим в основе гражданского общества, не относится

равенство всех перед законом и судом

легитимность и демократический характер власти

свобода слова и печати

единая форма собственности

А15В государстве Л. высшую власть осуществляют представительные органы, имеет мес-

то большое количество институтов самоуправления. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве Л. существует демократический политический режим?

определяет особенности функционирования политической системы

устанавливает действенный контроль общества за осуществлением власти

обусловливает степень разделения законодательной, исполнительной и судебной властей

устанавливает уровень гласности в работе органов власти

А16Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Все политические партии имеют целью борьбу за государственную власть. Б. Все политические партии делятся только по классовому признаку.

верно только А3) верны оба суждения

верно только Б4) оба суждения неверны

А17Нормы семейного права применяются

если необходимо определить размеры алиментов

если нарушены правила поведения в общественных местах

в случае забастовки шахтёров

в случае обмена жилой площади

А18Гражданской дееспособности гражданин может быть лишён

местной администрацией

районным отделом внутренних дел 3)судом

4) психоневрологическим диспансером

А19Источником образования уставного капитала предприятия «В.» явились вклады

участников, отношения между которыми носят личный характер. Учредители предприятия непосредственно участвуют в предпринимательской деятельности и отвечают по обязательствам всем своим личным имуществом. Учредительным документом является учредительный договор. По организационно-правовой форме предприятие «В.» представляет собой

унитарное предприятие3) хозяйственное товарищество

акционерное общество4) общество с дополнительной ответственностью

А20Верны ли следующие суждения о праве?

А. Право — это совокупность всех правовых явлений, то есть правовая система. Б. Право — это система правовых (юридических) норм.

верно только А3) верны оба суждения

верно только Б4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

Ответом к заданиям этой части (В1 В8) является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1

Запишите слово,

пропущенное в схеме.

… производства

труд

земля

капитал

предпринимательские способности

Ответ:

В2Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «орган государственной власти РФ».

1) Областная дума; 2) государственно-властные полномочия; 3) вокзал; 4) уставной суд; 5) научно-исследовательский институт; 6) структурная обособленность.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

В3 Установите соответствие между видами проступков и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ ПРОСТУПКОВ

административный

гражданско-правовой 3)дисциплинарный

ПРИМЕРЫ ПРОСТУПКОВ

A)неисполнение договора аренды

Б) несоблюдение правил дорожного движения

B)оскорбление чести и достоинства человека

Г) нарушение правил внутреннего трудового распорядка Д) нарушение авторского права

А

Б

В

Г

Д

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

В4 Найдите в приведённом ниже списке черты мажоритарной избирательной системы. Запишите цифры, под которыми они указаны.

результаты голосования в парламенте по отдельным вопросам являются более предсказуемыми

могут участвовать неависимые кандидаты

отсутствует ярко выраженное давление партийных интересов

избиратели не всегда знают тех, за кого отдают свои голоса

устанавливается персональная ответственность за действия и решения

6)показывает объективную ситуацию расстановки сил партий и организацийОтвет:.





В5 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Основы исследования социального конфликта заложил немецкий социолог Георг Зиммель. (Б) Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре. (В) Скорее всего, они являются необходимым условием общественного развития. (Г) Весь процесс развития общества, по мнению многих, состоит из конфликтов и консенсусов. (Д) Сама социальная структура общества с её жёсткой дифференциацией социальных слоев, групп и отдельных индивидов представляет собой источник конфликтов.

В6 Определите, какие положения текста имеют

фактический характер

характер оценочных суждений

характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Весьма важной характеристикой малой группы, проявляющейся в способности еёчленов согласовывать свои действия и оптимизировать(А), является групповая (Б). Каждой группе присущ социально-психологический

(В) — качественная сторона межличностных отношений. Важными характеристиками

группы также являются её ценностно-личностные(Г) — свойства личности,

которые считаются наиболее ценными в данной группе. Группа характеризуется такимпараметром, как коэффициент групповой(Д). Чем он выше, тем, как правило, сильнее группа. Групповые.(Е) выполняют регулятивную функцию по

отношению к совместной деятельности её членов».

В7

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

сплочённость6) совместимость

норма7) взаимоотношение

разобщённость8) лидерство

ориентация9) климат

традиция

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А

Б

В

Г

д

Е

Ответ:

Из-за общего экономического спада, возникшего в стране М., гражданина К. уволили с предприятия. В течение двух месяцев гражданин К. не мог найти нового места работы. Выберите из приведённого ниже списка характеристики, связанные с безработицей гражданина К., и запишите цифры, под которыми они указаны.

структурная4) скрытая

сезонная5) фрикционная

циклическая6) открытая Ответ:.

В8 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий пред-

ставленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) Идея; 2) убеждение; 3) знание; 4) мировоззрение; 5) идеал.

Ответ:.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

ЧАСТЬ 3

Для записи ответов на задания этой части (С1С9) используйте бланк ответное № 2. Запишите сначала номер задания (CI, C2 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания С1 С4.

«Что такое рынок в реальности? Западная экономика производит товары (вещи и услуги) для продажи за деньги. Совокупность продаж и покупок товаров и образует рынок. Не существует некий абстрактный рынок вообще. Существуют различные регионы, сферы, уровни, стадии развития рынка. Существуют и различные категории участников рынка и различные категории товаров. Одно дело — продажа предметов быта в мелких магазинах. И другое дело — продажа самолётов, кораблей, домов, земельных участков, больших партий оружия. Одно дело — мелкие предприниматели. И другое дело — промышленные империи с десятками и сотнями тысяч сотрудников. Рынок — сложнейшая махина, и функционирует она не сама по себе, а как часть экономики общества и общества в целом. Функционирует изо дня в день, из года в год в океане разнообразных и взаимосвязанных отношений людей, событий и информации.

В реальной жизни рынка можно заметить самые различные и даже взаимоисключающие явления — свободную конкуренцию и препятствование <...>, определение предложения товаров спросом и определение спроса предложением, снижение и повышение цен, точный расчёт и авантюристический риск, взлёты и банкротства, прибыли и убыток, свободное (стихийное) ценообразование и заранее рассчитанное намерение. <...>

Государство вмешивается в функционирование рынка в самых различных формах и по бесчисленным каналам… <...> Рынок постоянно находится под неусыпным оком общества и власти» (Авторская страница Александра Зиновьева. Логическая социология. Западнизм // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 2. С. 211—212.).

С1 Что, по мнению автора, представляет собой рынок?

С2Выпишите из текста различные явления, олицетворяющие реальную жизнь рынка.

СЗАвтор говорит о рынке потребительских товаров и услуг. Используя знания обще-

ствоведческого курса, приведите по два примера видов рынка в зависимости от типа конкуренции, от пространственного признака, от действующего законодательства.

С4 Автор утверждает, что государство вмешивается в функционирование рынка в самых

различных формах и по бесчисленным каналам. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три основные направления и две группы методов регулирования государством современной рыночной экономики, проиллюстрировав каждую группу примером.

С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «институты общества»? Привле-

кая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.

С6 Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные,

ложные). Приведите по два примера подлинных и мнимых потребностей. Раскройте последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности.

С7 Случайно ли у разных народов появились различные формы правления и государ-

ственно-территориального устройства? Какие факторы способствуют формированию определённой формы государства? Приведите три фактора.

С8 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Международное гуманитарное

право». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (C9JС9.5).

С9 Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозна-

чив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные в курсе обще-ствознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

С9.1



Страницы: 1 | 2 | Весь текст