Требования к зачету по Информатике 1 семестр

Требования к зачету по Информатике 1 семестр

Зачет проводится в виде собеседования по всем темам курса и защиты зачетных заданий.

Зачет состоит из трех компонентов:

Подготовленные отчеты по лабораторным работам (30% от оценки).

Беседа по темам семестра (30 % от оценки).

Зачетные программы (40% от оценки).

1 Требования к отчетам по лабораторным работам

Элементы отчета по лабораторной работе:

- Титульный лист,

- Цель и задачи лабораторной работы,

- Условие задачи,

- Блок-схема алгоритма решения задачи (дополнительно),

- Листинг (список команд) программы на Pascal,

Тестовые примеры (не менее 3), демонстрирующие корректность работы программы.

Пример отчета по лабораторной работе представлен в приложении 1.

2 Зачетные задания

На зачетные задания выносится две темы: «Двоичные файлы» и «Текстовые файлы» (пункты 21 и 22 теории).

N — № варианта.

Студенту следует решить:

Из темы file – задачи N, N+24.

Из темы text – задачу.

Приложение 1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»

Факультет энергомашиностроения и автомобильного транспорта

Кафедра: сельскохозяйственное машиностроение

Отчет защищен с оценкой: _______________

Преподаватель: Макарова Н.А.________

« ___ » ________________ 2012 г.

Отчет

по лабораторной работе № 1

Основы языка Pascal

по дисциплине «Информатика» _

Вариант 1

Студент группы ТТС-23 Иванов И.И.__

Преподаватель Макарова Н. А.__

БАРНАУЛ 2012

Цели лабораторной работы: изучить основы программирования на языке Pascal — основные элементы языка и структуру простой программы, познакомиться с понятием алгоритм и формами записи алгоритма.

Задачи лабораторной работы:

Изучить теорию по теме «основы языка программирования Pascal»/

Придумать алгоритмы решения задач.

Написать тексты программ.

Отладить программы.

Написать отчет по лабораторной работе и подготовиться к защите.

1 Теоретические сведения

Алгоритм — это однозначно определенная последовательность действий, записанная на понятном исполнителю алгоритмическом языке и определяющая процесс перехода от исходных данных к результату.

Графическая форма записи алгоритма (блок-схема) характерна тем, что отдельные шаги алгоритма изображаются геометрическими фигурами, а последовательность выполнения шагов связями между этими фигурами. На рис. 1.1 указаны основные элементы блок-схем.

Зачет по информатике 1 курс заочников

Рис. 1.1. Основные элементы блок-схем

Указанные на рис. 1.1 геометрические фигуры интерпретируются так:

Прямоугольник любая последовательность действий; внутри прямоугольника записываются формулы или словесное описание выполняемых действий;

Ромб блок проверки условия; так как любое условие может быть только истинно или ложно, у блока 1 вход и 2 выхода, соответствующие действиям, выполняемым в случаях, когда условие истинно и когда оно ложно. Выходы подписывают символами «+» и «-», «да» и «нет», «1″ и «0″ и т. п.

Параллелограмм блок ввода исходных данных. Внутри фигуры обычно пишется, какие именно данные должны быть введены;

Лист с разрывом блок вывода данных. Внутри блока указывается, какие данные или сообщения программа выводит для представления пользователю;

Закругленные прямоугольники необязательные блоки начала и конца программы, внутри блоков обычно указываются ключевые слова «нач» и «кон» соответственно;

Последняя фигура служит для изображения циклов, как правило, у нее 2 входа (первый и повторный вход в цикл) и 1 выход, соответствующий завершению циклического процесса.

Константой называют величину, значение которой не меняется в процессе выполнения программы.

Именованные константы перечисляются в разделе описаний программы оператором следующего вида:

const Имя1=Значение1;

Имя2=Значение2;

ИмяN=ЗначениеN;

Ключевое слово const показывает начало раздела описаний именованных констант.

Переменными называют величины, значения которых могут изменяться в процессе выполнения программы.

Каждая переменная задается своим уникальным именем.

Поскольку любые данные в памяти компьютера хранятся в числовой форме и двоичной системе счисления, кроме имени, переменной обязательно следует присвоить и тип, определяющий диапазон значений, принимаемых переменной, и способ ее обработки машиной.

В таблице 1 представлены основные типы данных Паскаля.

Таблица1 — Основные типы данных Паскаля

Ключевое слово Паскаля

Название и описание типа

Объем памяти, байт

Диапазон возможных значений

boolean

Логический: хранит одну логическую переменную

1

true и false

char

Символьный: хранит код одного символа из набора ASCII-кодов

1

от 0 до 255 включительно (28=256)

integer

Целочисленный

2

±215

word

Целочисленный без знака

2

±216 — диапазон вдвое больше, так как 16-й бит не занят под знак числа

longint

Длинное целое: для представления больших целочисленных значений

4

±231

real

Вещественное число с точностью представления до 11-12 знака в дробной части

6

~ 2.9*10-39 - 1.7*1038

double

Вещественное число с точностью представления до 15-16 знака в дробной части

8

~ 5*10-324 – 1.7*10308

string

Последовательность символов типа char длиной от 1 до 255

2-256 (данные строки + 1 байт для хранения ее длины)

Любые строки текста, состоящие из печатаемых символов

Переменные описываются в программе оператором следующего вида:

var Список1:Тип1;

Список2:Тип2;

СписокN:ТипN;

Здесь список — набор имен переменных, разделенных запятыми (или одна переменная), а тип - любой из рассмотренных выше типов данных.

Линейный вычислительный процесс (ЛВП) представляет собой набор операторов, выполняемых последовательно, один за другим. Основу программы ЛВП составляют операторы присваивания, ввода и вывода данных.

Оператор присваивания используется для сохранения результата вычисления арифметического выражения в переменной. Он имеет следующий общий вид:

переменная := выражение;

Базовая форма оператора ввода позволяет пользователю ввести с клавиатуры значения одной или нескольких переменных. Оператор ввода с клавиатуры может быть записан в одной из следующих форм:

read(список_переменных);

readln(список_переменных);

Базовая форма оператора вывода позволяет отобразить на экране значения переменных, АВ или констант, а также строки текста в апострофах. Оператор записывается в одной из следующих форм:

write(список);

writeln(список);

Элементы списка перечисляются через запятую.

Программа на Паскале не просто состоит из операторов — порядок следования этих операторов не случаен и образует определенную структуру. Структура простейшей программы описана в таблице 2.

Таблица 2 — Структура простой программы на Паскале

Название раздела

Операторы раздела

Заголовок программы (необязателен)

program ИмяПрограммы;

Раздел описаний – необязателен, но, как правило, присутствует

const список констант;

var список переменных;

Тело программы – обязателен, содержит операторы программы

begin

операторы;

end.

Пара операторов begin и end называется операторными скобками, они служат для того, чтобы объединить группу операторов, выполняемых вместе, например, в цикле или по условию.

2 Практическая часть

Задача 1. 1 семестр тест 1 по информатике

На рисунке 1 представлена блок-схема решения задачи.

начало

a

P:=4*a

конец

P

Рисунок 1 – блок-схема алгоритма решения задачи begin1.

Текст программы:

Program begin1;

//область именования переменных

var a, P: real;

begin

//выводим подсказку пользователю

writeln (‘Введите сторону квадрата’);

//считываем переменную

read (a);

//Присваиваем переменной P значение выражения,

//вычисляющего периметр квадрата

P:=4*a;

//выводим результат

writeln (‘Периметр квадрата равен ‘, P);

end.

На рисунках 2-4 представлены тесты работы программы.

Зачет по информатике 1 курс ранхигс

Рисунок 2 – Тестовый пример 1 (программа begin1)

Зачет по информатике 1 курс заочников

Рисунок 3 – Тестовый пример 2 (программа begin1)

Тест 1 семестр информатика зачет mtf

Рисунок 4 – Тестовый пример 3 (программа begin1)