требования к курс.р.

ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1 Требования к выполнению курсовой работы

Курсовая работа по методике профессионального обучения – вид учебно-проектировочной работы, результат исследования темы (проблемы), самостоятельное учебно-научное произведение студента.

Курсовая работа должна показать готовность студентов квалифицированно решать поставленные в работе задачи, делать аргументированные выводы и обоснованные предложения по рассматриваемым методическим проблемам.

В ходе осуществления курсового проектирования как определенного вида учебно-проектировочной работы студентов осваивается методика педагогического исследования, приобретается опыт педагогического анализа, проектирования и моделирования учебного процесса в УСПО (учреждении среднего профессионального образования).

Целями курсовой работы (КР) являются самостоятельное исследование комплекса взаимосвязанных вопросов, касающихся конкретной ситуации проектирования учебно — и программно-методического обеспечения, проблем организации и осуществления учебного процесса на основе полученных в процессе обучения теоретических и практических знаний, формирование умений самостоятельно разрабатывать методику преподавания предметов, письменно излагать полученные результаты, формулировать выводы, предложения и рекомендации по решению проблемы, обозначенной в теме курсовой работы.

Актуальность тематики, практическая значимость курсовой работы и творческая самостоятельность при ее выполнении способствуют адаптации будущего педагога к осуществлению профессиональной деятельности. В ряде случаев для выполнения курсовой работы необходимо собрать, систематизировать и обработать фактический материал, сделать выводы и высказать свою точку зрения на поставленную методическую проблему.

Основная тематика курсовых работ связана с анализом и проектированием содержания, с разработкой программно-методического и учебно-методического обеспечения дисциплины, проектированием программ, методик, методических систем, дидактических технологий.

Основные требования к курсовой работе:

Актуальность рассматриваемой проблемы для современной профессиональной школы; наличие теоретической и практико-ориентированной частей; реалистичность, то есть соответствие актуальным проблемам развития учебного процесса в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования или для педагогического процесса в вузе.

Соответствие объема, характера и уровня выполнения теоретической (аналитической) и практической частей требованиям профессиональной квалификационной характеристики выпускника по специальности педагог профессионального образования.

Соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность работы.

Логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме.

Необходимая глубина исследования и убедительность аргументации.

Квалифицированный анализ источников, литературы, передового педагогического опыта и обоснование результатов работы.

Корректное и грамотное изложение материала, соответствие содержания курсовой работы нормам русского языка и языка педагогической теории и методики.

Соответствие оформление работы определенным правилам и ГОСТ(ам).

Соответствие объема и содержания работы предъявляемым требованиям; наличие выводов после каждой главы.

2 Организация и методика выполнения курсовой работы

Тематика курсовых работ разрабатывается с учетом обязательного минимума содержания по курсу методики профессионального обучения с учетом рабочей учебной программы по дисциплине, структуры курса методики, актуальных проблем развития среднего профессионального образования, реализуемого в образовательных учреждениях, в технических центрах подготовки кадров на производстве и их переподготовки, а также в системе повышения квалификации рабочих кадров, с учетом рекомендаций УМО по профессионально-педагогическому образованию.

Этапами подготовки курсовой работы являются:

Выбор темы курсовой работы, согласование ее с научным руководителем, утверждение темы.



Определение целей, задач и плана исследования, выбор и разработка методов исследования.

Сбор, изучение и анализ учебной, методической и научной литературы в объеме, необходимом для исследования проблемы.

Обоснование актуальности темы курсовой работы; написание введения и теоретической части работы.

Организация и проведение исследовательской работы в рамках целей и задач; заявленных во введении, обработка полученных результатов.

Обобщение результатов исследования и обоснование выводов в заключительной части работы; рекомендации по практическому внедрению новых идей, изложенных в работе.

Окончательное оформление работы; научное и литературное редактирование.

Рецензирование работы.

Публичное выступление с результатами исследования (защита работы).

После анализа материалов по теме курсовой работы, постановки проблем и задач по ее проектированию, устного консультирования у педагога студенты самостоятельно изучают литературу, источники, выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы студентов перерастают в методы научного исследования.

Методологической основой исследования в курсовых работах по методике профессионального обучения могут быть основные идеи комплексного и деятельностного подходов в обучении, основные положения теории анализа и проектирования профессионального образования, основные положения теории содержания профессионального образования, основные идеи психолого-педагогической концепции деятельности, теории анализа и проектирования педагогической деятельности, проектирования педагогических систем и технологий, проектирования педагогических инноваций.

В первой главе работы могут ставиться задачи методического характера: обоснование разработки способов, средств, форм организации обучения; обоснование проектирования условий, методических систем, методик, дидактических технологий формирования умений у учащихся (выявление уровня разработанности проблемы формирования общеучебных и трудовых умений у учащихся в методической литературе; уточнение методической сущности понятий; определение этапов формирования умений у обучающихся в процессе изучения дисциплин профессионального цикла; обоснование разработки методов и средств, обеспечивающих формирование умений; профессионально направленных многоуровневых заданий, деловых игр, профессиональных тренингов; примеров из практики, вопросов и заданий; определение показателей и разработка критериев сформированности выделенных умений у учащихся).

Вторая глава может решать задачи по разработке способов, средств, форм организации обучения; проектированию условий, методических систем, методик, дидактических технологий; разработке отдельных методов и форм, обеспечивающих формирование умений (профессионально направленных многоуровневых заданий; деловых игр, профессиональных тренингов; вопросов и заданий, показателей и критериев сформированности выделенных умений у учащихся).

Таким образом, курсовые работы студентов являются одной из форм отражения результатов исследования студентами проблемы (темы), доведенного до уровня авторской технологии как способа решения методической проблемы.



3 Структура курсовой работы



Работа должна быть четко структурирована, поделена на разделы, главы, а главы на параграфы. Содержание работы должно соответствовать названию темы, заявленному на титульном листе. Необходимо соблюдать ряд правил рубрикации работы. Содержание параграфов должно соответствовать их названию. Нумерация разделов внутри самой работы должна соответствовать нумерации и названиям разделов, заданных в «Оглавлении». Рекомендуется соблюдать следующую структуру раздела:

ВВЕДЕНИЕ ……………….

ГЛАВА I. ………………….

1.1. ………………….

1.2. ………………….

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. ………………….

2.1. …………………..

2.2. ………………….

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………….

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………….

Объем курсовой работы (может составлять 50 — 55 машинописных, односторонних листов формата А4 (210Х297 мм).