требования к ГИА типы экон. систем

Человек и общество:

Общество как форма жизнедеятельности людей; вза­имодействие общества и природы; основные сферы об­щественной жизни, их взаимосвязь (задание А1).

Биологическое и социальное в человеке; личность;деятельность человека и её основные формы (труд, игра,учение); человек и его ближайшее окружение; межлич­

ностные отношения; общение, межличностные кон­фликты, их конструктивное разрешение (задание А2).

Сфера духовной культуры:

Сфера духовной культуры и её особенности; наука в жизни современного общества; образование и его значимость в условиях информационного общества;

возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; религия, рели­гиозные организации и объединения, их роль в жизни

современного общества; свобода совести; мораль; гума­низм; патриотизм, гражданственность (задание А5).

Экономика:

Экономика, её роль в жизни общества; товары и ус­луги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов;экономические системы и собственность; производство,

производительность труда; разделение труда и специа­лизация; обмен, торговля; рынок и рыночный механизм(задание А7).

Предпринимательство; малое предпринимательствои индивидуальная трудовая деятельность; деньги; за работная плата и стимулирование труда; неравенство доходов и экономические меры социальной поддерж­ки; налоги, уплачиваемые гражданами; экономические цели и функции государства (задание А8).

Социальная сфера:

Социальная структура общества; семья как малая группа; многообразие социальных ролей в подростко­вом возрасте; социальные ценности и нормы; отклоняющееся поведение; социальный конфликт и пути его ре­шения; межнациональные отношения (задание АН).

Сфера политики и социального управления:

Власть; роль политики в жизни общества; понятие и признаки государства; разделение властей; формы госу­дарства; политический режим; демократия; местное са­моуправление; участие граждан в политической жизни; выборы, референдум; политические партии и движения,их роль в общественной жизни; гражданское общество и правовое государство (задание А14).

Право:

Право, его роль в жизни общества и государства; норма права; нормативный правовой акт; признаки и виды правонарушений; понятие и виды юридической

ответственности; административные правонарушения, правонарушения и наказания; основные понятия и ин­ституты уголовного права; уголовная ответственность

несовершеннолетних (задание А17).

Конституция РФ; основы конституционного строя РФ; федеративное устройство России; органы государственной власти РФ; правоохранительные органы;

судебная система; взаимоотношения органов государ­ственной власти и граждан; права и свободы человекаи гражданина в России, их гарантии; конституционные

обязанности гражданина; права ребёнка и их защита; особенности правового статуса несовершеннолетних; механизмы реализации и защиты прав и свобод челове­ка и гражданина; международно-правовая защита жертвв ооружённых конфликтов (задание А18).

Проверяемые умения и виды познавательной деятельности

Распознавать существенные признаки понятий, ха­рактерные черты социального объекта, элементы его описания;

Определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики

.

Тема

Часть А

1.Тесты. Человек и общество

2.Тесты. Человек и общество

3.Тесты. Сфера ду­ховной культуры

4.Тесты. Сфера ду­ховной культуры

5.Тесты. Экономика,

6.Тесты. Экономика,

7.Тесты. Социальная сфера

8.Тесты. Социальная сфера

9.Тесты. Сфера политики и социального управления

10.Тесты. Сфера политики и социального управления

11.Тесты. Право

12.Тесты Право

13.Тесты Право

Часть В

14.Задания на сходство и различия

15.Задания на сходство и различия

16.Задания на соответствие элементов

17.Задания на соответствие элементов

18.Задания на анализ диаграмм, гистограмм

19.Задания на анализ диаграмм, гистограмм

20.Задание на определение фактов, мнений, аргументов, суждений

21.Задание на определение фактов, мнений, аргументов, суждений

Часть С

22.Работа с текстом. Осуществлять поиск социальной информации в различных источниках (задания С1-С5)

23.Работа с текстом. Осуществлять поиск социальной информации в различных источниках (задания С1-С5)





24.Работа с текстом. Анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющююся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса (задания С1, С2)

25.Работа с текстом. Анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющююся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса (задания С1, С2)

26.Работа с текстом. Применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия (задание С3)

27.Работа с текстом. Применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия (задание С3)

28.Работа с текстом. Приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными нормами (задания С4, С5)

29.Работа с текстом. Приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными нормами (задания С4, С5)

30.Работа с текстом. На основе приобретенных социально-гуманитарных знаний формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам (С6)

31.Работа с текстом. На основе приобретенных социально-гуманитарных знаний формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам (С6)

32.Работа с текстом. На основе приобретенных социально-гуманитарных знаний формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам (С6)

33.Работа с текстом. На основе приобретенных социально-гуманитарных знаний формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам (С6)

34.Работа с текстом. На основе приобретенных социально-гуманитарных знаний формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам (С6)

Типы экономических систем

Основные характерные черты

Традиционная

1.коллективная собственность (земля и капитал – основные факторы производства принадлежат общине, племени или в общем пользовании)

2. главный мотив к производству – удовлетворение собственных потребностей (не на продажу), т.е. преобладает натуральное хозяйство (фермерство, подсобное хозяйство и др.)

3. экономический порядок – экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями

4.принцип распределения ресурсов и материальных благ – добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям.

5.развитие экономики – использование экстенсивной технологий в производстве, при которых используются простейшие орудия труда и ручной труд.

Командная (централизованная)

1.государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.

2.главный мотив к производству – выполнение плана.

3.власть производителя.

4.принцип коллективизма в общественных отношениях.

5.централизованное планирование, всеобщий контроль государства.

6.уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

7.экономический порядок – введение жестких административных и уголовно-правовых мер.

8.строго фиксированные и унифицированные цены и  заработная плата.

Рыночная (капиталистическая)

1.различные виды собственности (включая частную собственность).

2.главный мотив к производству – получение прибыли.

3.власть потребителя.

4.принцип индивидуализма в общественных отношениях.

5.свобода предпринимательства, власть государства ограничена.

6.предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.

7.личный интерес – главный мотив экономического поведения.

8.цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции.

Смешанная

1.частная собственность на подавляющую часть экономических ресурсов.

2.участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).

3.ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.

4.экономический порядок – главные экономические вопросы решаются рынками.

5.рыночный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

6.главный мотив к производству – личный интерес и получение прибыли.

7.достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.

8.восприимчивость к НТП (научно-техническом прогрессу).