требование к курсовой

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(для студентов 1 курса очной, заочной, очно-заочной форм обучения)

Самара 2012

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….

1. Общие требования к курсовой работе………………………………….

2. Структура и содержание курсовой работы…………………………….

2.1. Титульный лист…………………………………………………….

2.2. Оглавление…………………………………………………………

2.3. Введение как структурный элемент курсовой работы…………..

2.4. Основная часть…………………………………………………….

2.5. Заключение…………………………………………………………

2.6. Список литературы………………………………………………..

2.7. Приложение………………………………………………………..

3. Оформление курсовой работы………………………………………….

4. Требования к научному докладу……………………………………….

5. Организация презентации ………………………………………………

6. Критерии оценки курсовой работы и доклада…………………………

Введение

Требования к подготовке и защите курсовой работы студентов-первокурсников подготовлены на факультете начального образования кафедрой русского языка и методики его преподавания в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Цель документа – познакомить студентов-первокурсников с особенностями выполнения учебно-исследовательской работы (курсовой работы) лингвистического характера и представления ее результатов в форме научного доклада в специально указанное время или в рамках внутривузовской студенческой конференции.

В документе формулируются требования к исполнителю исследования и работе научного руководителя; даются описание процесса подготовки и оформления рукописи курсовой работы и рекомендации к предупреждению частотных ошибок, образцы оформления структурных элементов работы и списка литературы; обозначена процедура защиты работы.

Задачи:

расширение лингвистического кругозора первокурсников;

формирование умений: отбирать научный материал (из учебников, монографий, периодических изданий, программ и т.д.) и подчинять его теме исследования; создавать терминологический аппарат исследования с опорой на словари определять соответствующие понятия; корректно использовать опубликованные материалы других авторов (цитаты заключать в кавычки и делать сноски; ссылаться на авторов); структурировать работу (оформлять оглавление и группировать материал в соответствии с ним, делать выводы после каждой главы); структурировать введение (указать актуальность, цель, задачи, объект, предмет, методологическую основу, методы, исследовательскую площадку, перечислить названия структурных элементов работы); обобщать материал работы в разделе «Заключение»; оформлять список литературы; составлять приложение.

В связи с тем, что курсовая работа, выполняемая первокурсниками, носит реферативный характер (не предполагает проведения педагогического эксперимента и его описания в работе), гипотеза не формулируется.

1.Общие требования к курсовой работе

Курсовая работа лингвистического характера (по русскому языку) выполняется студентами первого курса под руководством преподавателей кафедры русского языка и методики его преподавания. Вид курсовой работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об текущем, промежуточном контроле, промежуточной и итоговой аттестации студентов в условиях рейтинговой системы оценивания результатов обучения.

Основные темы курсовых работ должны соответствовать целям и задачам, сформулированным в начале документа.

Темы курсовых работ утверждаются на заседании кафедры, за каждой темой закрепляется научный руководитель; документ с указанием тем работ и руководителей доводится до сведения студентов (собрание, размещение документа на информационной доске). Студент имеет право выбрать тему и руководителя, познакомиться с документом к написанию курсовых работ, составить вместе с руководителем график консультаций.

Курсовая работа должна отвечать следующим требованиям:

носить реферативный характер (но с применением в исследовании лингвистического эксперимента);

быть актуальной (тема должна отражать исследуемую проблему в контексте значимости современных лингвистических проблем, соответствовать современному состоянию и перспективам развития образования и т.д.); цели и ее задачи должны быть тесно связаны с решением проблем исследования;

демонстрировать умения студента самостоятельно собирать, систематизировать, обобщать теоретический материал;

иметь четкую структуру, завершенность, отвечать требованиям логичного изложения материала, обоснованную подтвержденность сделанных выводов, рекомендаций;

быть оформленной в соответствии с требованиями, выработанными на кафедре.

2. Структура и содержание курсовой работы

Структура курсовой работы

Структура курсовой работы может выглядеть следующим образом:

титульный лист

оглавление

введение

основная часть (состоит из двух глав; каждая – из двух параграфов; после каждой главы-выводы)

заключение

список литературы

приложение

2.1. Титульный лист

Титульный лист – это первая страница работы (не подлежит нумерации), на которой напечатано:

название министерства, учебного заведения, факультета и кафедры;

полное название работы (тема должна отражать проблему, включать объект и предмет исследования; состоять не более чем из 7 – 10 слов; совпадать с формулировкой, утвержденной приказом ректора (после издания приказа формулировка темы изменению не подлежит);

указание курса, формы обучения, направления, профиля (из образца «выбрать нужное»);

ФИО автора в полной форме;

ФИО научного руководителя, его ученая степень и звание;

дата защиты;

место и год написания работы.

Текст форматируется в следующем порядке:

Параметры страницы:

правое поле – 3 см,

левое поле – 1,5 см,

верхнее и нижнее поля – 2 см.

Шрифт: № 14, Times New Roman.

Междустрочный интервал – 1.

Образец оформления титульного листа (с. 6).

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Факультет начального образования

Кафедра русского языка и методики его преподавания

Курсовая работа по русскому языку

Работа с толковыми словарями в начальной школе

Выполнил:

студент 1 курса

очной (очно-заочной, заочной) формы обучения

направления 050100.62 «Педагогическое образование»

профиля «Начальное образование» и «Информатика» (или «Начальное образование» и «Иностранный язык», или «Дошкольное образование» и «Начальное образование»

Иванова Мария Владимировна

Подпись__________________________

Научный руководитель:

д.фил.н., профессор Бондалетов В.Д.

Подпись________________________

Курсовая работа защищена «___»__________________2012 г.

Оценка______________________

Самара 2012

2.2. Оглавление

Оглавление – это структурный элемент работы, в котором дан перечень названий глав и других составных частей работы, отражающих ее содержание. Оглавление помещается на отдельной странице работы. Эта страница не нумеруется.

Каждая глава курсовой работы включает две части (параграфы) и совпадает с количеством поставленных в работе задач. Нумерация глав осуществляется римскими цифрами, параграфов – арабскими. После каждой главы – выводы.

Местоположение глав, параграфов и выводов указано арабскими цифрами справа страницы.

Жирный шрифт не используется.

При нумерации первая цифра означает номер главы, вторая – номер параграфа. Знак § в оглавлении не используется.

Например, 1.1. – первый параграф, 1.2. – второй параграф первой главы; 2.1. – первый параграф, 2.2. – второй параграф второй главы.

Для графически точного расположения частей оглавления можно воспользоваться функцией вкладки «Ссылки»→ «Оглавление» или создать таблицу следующего вида:

После внесения данных оглавления в таблицу следует выделить всю таблицу и сделать ее границы невидимыми (либо «Главная»→ Значок оформления границ→ «Нет границ»; либо при выделении всей таблицы на появившейся вкладке «Конструктор» → «Границы» → «Нет границ»).

Текст форматируется в следующем порядке:

Шрифт: № 14, Times New Roman.

Междустрочный интервал – 1,5.

Следует обратить внимание на то, что:

начало названий глав и параграфов печатается с заглавной буквы;

в оглавлении не указываются страницы Приложения, т.к. Приложение не входит в общий объем работы;

слово «Приложение» как название структурного элемента работы употребляется в единственном числе;

при указании страниц дается начальная страница структурной части (ошибочным считается употребление сокращения «стр.»).

Образец оформления оглавления.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………

3

Глава 1. Лингвистические и психолого-педагогические основы работы с лингвистическими словарями…………………………………

5

1.1. Толковые словари и их характеристика……………………………..

5

1.2. Особенности психического развития младших школьников…….

12

Выводы…………………………………………………………………….

19

Глава 2. Методика лексической работы в начальной школе…………..

20

2.1. Работа с лингвистическими словарями…………………………….

20

2.2. Специфика работы с толковым словарем…………………………..

28

Выводы……………………………………………………………………

35

Заключение……………………………………………………………….

36

Список литературы……………………………………………………….

37

Приложение

2.3. Введение

Введение структурировано. Оно включает следующие элементы: актуальность, проблему исследования, объект, предмет, цель, задачу, методологическую основу исследования, методы, название исследовательской базы, значимость исследования, содержит указание на структуру работы.

Актуальность и ее обоснование (насколько проблема разработана теоретически, т.е. на академическом и вузовском уровнях, т.е. решается в той области общественной жизни, на практике). Указывается, кто и когда исследовал этот вопрос с точки зрения предметной (лингвистической); если необходимо – психологической, дидактической, методической.

Актуальность формулируется на основе выявленного противоречия –проблемы исследования, между теорией и практикой.

Например:

Проблема исследования – работа, которая обеспечивает системный подход в усвоении понятий младшими школьниками, развитие их речи, основана на знании словарей (в первую очередь толковых и терминологических) и умении их создания и применения, однако лексикографическая работа не нашла в школьной практике достаточного распространения. Тема курсовой работы поэтому является актуальной.

Объект исследования – это фрагмент исследования, реальности, на которую направлен научный поиск.

Например:

Объект исследования – лексикография в процессе обучения русскому языку младших школьников.

Предмет исследования – это аспект объекта, который непосредственно изучается исследователем (понятие «предмет» обычно уже, чем понятие «объект»).

Например:

Предмет исследования – содержание и структура толковых словарей (академических и школьных) как средство развития речи учащихся.

Цель исследования – это ожидаемый результат работы, который позволит разрешить обозначенную проблему.

Например:

Цель исследования – обобщить практический опыт использования толковых словарей на уроках русского языка в начальной школе.

Задачи исследования – это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы (или в экспериментальной работе – для проверки сформулированной гипотезы исследования).

Задачи формулируются в форме повествовательного предложения.

Например:

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

охарактеризовать толковые словари русского языка и словарики, адресованные учащимся начальных классов и сделать сравнительный анализ;

указать особенности психического развития младших школьников;

изучить специфику словарной работы в начальной школе;

обобщить методику работы с толковыми словарями.

Методологическая основа исследования – это указание на концептуальные, исходные положения, теории, работы ученых-теоретиков из разных областей предметных знаний (в данном случае лингвистики и методики), методологов психологии и педагогики, которые берутся в качестве основы исследования (т.е. указываются теории, на которые опирался автор курсовой работы, приводятся имена ученых, которые разрабатывали указанные теории).

Например:

Методологическая основа исследования:

проблемы академической и учебной лексикографии (В.И. Даль, Д.Н. Ушаков, С.И. Ожегов, Д.Э. Розенталь, З.А. Потиха, Е.Н. Леонович, М.Р. Львов, О.М. Стригина, Н.М. Неусыпова и др.);

направления методической организации работы детей младшего школьного возраста с толковыми словарями с опорой на особенности психического развития детей (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, М.С. Соловейчик и др.).

Имена ученых приводятся или в хронологическом порядке, или в алфавитном. В списке литературы указываются работы этих ученых.

Методы исследования – это опробованные способы получения нового знания: методы сбора эмпирической информации (наблюдение, опрос, анализ продуктов человеческой деятельности); методы обработки полученных данных (качественные и количественные, специальные методы математической статистики).

Теоретические методы исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование.

Эмпирические методы исследования. Эмпирические методы исследования, следуя классификации В.И. Загвязинского, можно подразделять на две группы:

Рабочие, (частные) методы. К ним относят: изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение, опрос (устный и письменный); метод экспертных оценок; тестирование.

Комплексные, (общие) методы, которые строятся на применении одного или нескольких частных методов: обследование мониторинг; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная педагогическая работа – эксперимент.

Например:

Методы исследования: анализ лингвометодической, психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение, анкетирование.

Исследовательская база – это площадка исследования. Здесь же указывается, в какой период времени проводилась работа.

Например:

Исследовательская база – библиотеки, архивы, методические кабинеты кафедр русского языка вузов города и т.д. (в экспериментальной работе указание на то, где и в какое время проводился эксперимент: эксперимент проводился на базе МОУ СОШ № 10 г.о. Самара в двух 3-их классах (общее число участников – 40 человек) в 2011 – 2012 гг.

Значимость исследования – это описание положительных результатов, которые могут быть получены в воспитательно-образовательном процессе в результате выполнения курсовой работы по лингвистике.

Например:

Исследование подтвердило тот факт, что умение пользоваться словарем имеет большое социальное значение: оно даст учащимся возможность пополнять свои знания о языке, преодолевать лексические затруднения при общении, чтении книг, периодических изданий, просмотре телепередач и т.д. Поэтому так важно формировать у ребенка (как можно раньше) потребность обращаться к лингвистическим словарям, являющимся сокровищницами языка, в которых сосредоточено его лексическое богатство.

Структура работы – это композиция исследования.

Например:

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Примечание.

В пропедевтическом плане следует подчеркнуть, что в отличие от исследования реферативного характера, экспериментальное исследование обязательно включает педагогический эксперимент, а потому во Введении, кроме вышесказанного, формулируется рабочая гипотеза.

Рабочая гипотеза – это логически обоснованное предположение исследователя о наличии или отсутствии связи между изучаемыми явлениями. В ее формулировке нет: понятий, которые не уточнены и эмпирически не интерпретированы; ценностных суждений; ограничений и допущений. Рабочая гипотеза должна быть проверяемой, подтвержденной экспериментально.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст