Трагедия личности и трагедия народа в поэме А А Ахматовой Реквием

Андреева Алла Юрьевна,

преподаватель литературы

ГБОУ СОШ № 353 им. А. С. Пушкина

Г. Москва

Трагедия личности и трагедия народа в поэме

А. А. Ахматовой «Реквием»

И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора

И остров двинулись с мест своих.

Из «Откровения Иоанна Богослова»

Цели:

развивающие

-учить понимать, формулировать авторскую мысль, оценивать её значимость в контексте времени;

-помочь осмыслять проблемы произведения, спорные оценки другими читателями и критиками авторской идеи, учить высказывать свою точку зрения;

- совершенствовать навыки погружения в литературное произведение, его глубинного анализа, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами истории страны, библейскими мотивами, биографией автора, — с тем, что непосредственно связано с произведением;

- формировать умение понять, воспринять и объяснить творческую лабораторию поэта: видеть и толковать своеобразные ахматовские образы-символы, ключевые слова, поэтические тропы (метафоры, эпитеты, сравнения), стилистические фигуры (анафоры, перекличка заголовков стихов);

-развивать способность воспринимать литературный процесс в культурном пространстве, взаимосвязанный, обогащающий поэтические личности.

Воспитательные

— способствовать воспитанию патриотизма: чувства сопричастности к судьбе своего народа, своей страны, памяти и уважения к прошлому, истории. Воспитание гражданского мужества на примере судьбы и творчества Ахматовой;

-через духовно-эмоциональное восприятие «Реквиема» — к чувствам сострадания, сочувствия.

Образовательные

- продолжить знакомство учащихся с личностью Ахматовой, своеобразием её «Реквиема»; обратить внимание учеников на приметы времени, показать, как история страны переплавляется в своеобразные ахматовские художественные образы;

- обеспечить представление о страшном периоде массовых репрессий в истории России, трагической судьбе поэта в сталинское время.

Методы обучения – работа по слайдам презентации; беседа по проблемным вопросам; «В творческой лаборатории поэта» — исследовательский анализ отдельных стихотворений «Реквиема»; экскурсы в библейские тексты и к историческим аналогиям, решение проблем.

Тип урока - комбинированный.

Оборудование:

Моцарт. «Реквием». Лакримоза. Видеоролик. http://моцарт+реквием+лакримоза.

Авторская презентация урока «Трагедия личности и трагедия народа» в «Реквиеме» А. А. Ахматовой. (см. Приложение 1)

Тексты «Реквиема».

Ход урока

I. Актуализация знаний. Фронтальный опрос о судьбе А. А. Ахматовой. Прослушивание 1-2-х стихотворений гражданской тематики.

II. Знакомство с новой темой.

1. Создание эмоционального настроя для восприятия новой темы. Просмотр видео ролика Моцарт. «Реквием». Лакримоза. (1,5 – 2 мин.)

-Значение слова реквием?

Словарная работа

Реквием — католическое богослужение по умершим. Траурное музыкальное произведение.

2. Демонстрируются слайды презентации.

1, 3 и 4 слайды – без комментариев. Информация к сведению.

Слайд 1. Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»

Слайд 3. Из истории публикации.

Слайд 4. Истории создания.

Дополнительная информация к арестам сына Льва Гумилёва: первый арест — 1935 г. (Ахматова ходила на поклон к Сталину просить за сына); 1938 – приговорён к 5 годам исправительно-трудового лагеря; 1949 году – приговорён к 10 годам заключения.

Слайд 5. Как Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие года запись этих стихов?

Слайд 6. Найти приметы времени: факты, поэтические образы и художественные детали в главе «Вместо предисловия». Чтение «про себя». Учитель договаривает последние 2 предложения.

Историческая справка: Ежов – нарком внутренних дел с 1936 по 38 год. В 1940 году приговорён к смертной казни «за необоснованные репрессии против советского народа».

Искомая информация: «ежовщина», «опознал», «говорили шёпотом», «женщина с голубыми губами», далее по тексту поэмы: «что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом» (NB: повторяющийся образ и его детали – в «Эпилоге»: «узнала я, как опадают лица», «улыбка вянет на губах покорных»).

Слайд 7. Перед этим горем гнутся горы.

Чтение «Посвящения».

-Как называется приём, использованный автором в 1 и 2-ой строках?

(Гротескная метафора)

Обратить внимание на эпиграф к уроку – библейское высказывание Иоанна Богослова.

- В «Посвящении» есть заимствованный образ. Найдите и прокомментируйте его.

(Пушкинский образ — «каторжные норы» из послания «В Сибирь».

Словосочетание в тексте взято в кавычки умышленно. Это перекличка поэтов.)

Слайд 8. Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад.

-Как называется этот стилистический приём?

(Оксюморон)

«Вступление»: чтение.

Слайд 9. Какими изобразительными средствами создаёт Ахматова образ города?

Работа с материалом, подобранным на слайде. Повторение поэтических троп (сравнение, метафора, эпитет).

Слайд 10. Звёзды смерти стояли над нами.

-Какие ассоциации возникают в связи образом «звёзды смерти»?

(Политический подтекст поэтического образа.

Кремлёвские звёзды.

Звёзды на погонах НКВД

Символы многострадального государства,





т.е. и не Вифлеемская звезда

и не манящие романтиков звезды)

Слайд 11. Почему лирическая героиня даёт себе приказ: «Не забыть!» ?

Чтение I стихотворения и размышления над вопросом.

(Героиня не только страдалица-мать, но и поэт, обязанная запомнить

всё пережитое, чтобы поведать людям о том, что умалчивалось, скрывалось).

Слайд 12. Временное пространство в поэме.

-Почему героиня вспоминает стрелецких жен?

(Расширяя временное пространство, героиня ищет ответы на трагические

вопросы в истории. Подобное было в России, например, при Петре I,

жестоко подавивший бунт стрельцов.)

Слайд 13. Тихо льется тихий Дон, / Желтый месяц входит в дом…

Чтение II стихотворения.

-Кто она, лирическая героиня поэмы?

(Мать заключённого, поэт, собирательный

образ женщины-страдалицы «тех осатанелых лет»)

-Какую мелодию приобретает этот стих?

(Колыбельная. Естественная материнская потребность:

убаюкать ребёнка, убаюкать боль…)

Чтение III стихотворения.

Слайд 14. Показать бы тебе, насмешнице И любимице всех друзей, Царскосельской весёлой грешнице, Что случится с жизнью твоей…

Чтение IV главы.

-Каков звуковой фон поэмы?

(Тишина. «Ни звука». «Тихо»…Ощущается парализовавший страну

страх, боязнь произнести слово в защиту невинно осуждённого.)

Слайд 15. Дерзновенные образы-символы

Чтение V главы. Осмысление информации слайда.

Кидалась в ноги палачу…

Скорой гибелью грозит

Огромная звезда

(И сама поэма, и эти образы – акт

гражданского мужества Ахматовой, обвинительный акт).

Слайд 16. И упало каменное слово…

Чтение главы VII. «Приговор».

-«Надо, чтоб душа окаменела…» Почему?

(Можно оставить слайд без комментария, но обратить внимание на композиционную перекличку заголовков: «Приговор» «К смерти» (создающих дополнительный подтекст.)

Слайд 17. Распятие.

Чтение главы X «Распятие». 1 и 2 строфа.

-С какой целью включен этот эпизод?

(Напоминание об искупительной трагической миссии Христа — смелая параллель:

«высокий крест», святая миссия политических заключенных 30-х годов)

-Почему «туда, где молча Мать стояла, / Так никто взглянуть и не посмел»?

Дополнительная информация:

о страданиях Матери Марии немного сказано и в «Библии»…

(Посмотреть в её сторону не смеют, потому что

-мучительно больно видеть материнское горе,

-мучительно стыдно за себя

- и за других).

Слайд 18. Под красною ослепшею стеной

Чтение «Эпилога». 1 стих.

-Дайте толкование образа «красной ослепшей стены»

(Ассоциативные связи, образный смысл эпитетов)

(Думается о Кремлёвской стене, но красной не из-за кирпичной кладки, а словно кровавой. Понятно, что у Кремля не расстреливали, но виновники – там.

В пространстве поэмы – географическое смещение. События разворачиваются в Ленинграде.

«Ослепшая стена», потому что за ней укрылись те, кто наделён властью, но не хотел видеть творившегося.)

Слайд 19. Какую стилистическую фигуру часто использует Ахматова?

Работа с текстовой подборкой слайда:

Как из-под век выглядывает страх,

Как летописи жесткие страницы…

…И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что красивой тряхнув головой…

Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопнула дверь…

(Анафора)

Словарная работа.

Маруси – черные воронки, машины НКВД, они обычно приезжали по ночам.

Слайд 20. Памятник

Чтение 2-й части «Эпилога».

-Назовите известных поэтов, поднимавших тему Памятника.

(Гораций, Ломоносов, Державин, Пушкин, Некрасов…)

-Своеобразие темы Памятника у Ахматовой?

(Памятник у тюрьмы. Памятник женщине,

оплакивающей несчастных заключённых).

Слайд 21. Трагедия матери или трагедия народа?

На слайде – подборка противоречивых высказываний о тематике «Реквиема»: Б. Зайцева, А. Солженицына, И Бродского. Задумаемся над проблемой: это узкая тема личного горя или всенародной беды? Ученики должны определиться. Найти собственные аргументы. Некоторые из них уже были предложены на 1-ом слайде (формулировка темы, эпиграф, дописанный в 1961 году, думается,- для расширения диапазона. Не обойти вниманием строки 2-ой части «Эпилога» — «Измученный рот, / Которым кричит стомильонный народ» и др. аргументы, найденные учениками).

Вывод

Поэма «Реквием» — поэтический памятник гражданскому мужеству поэта, осмелившейся рассказать трагическую правду о времени и о себе.

III.Закрепление

Написать 5-10 предложений о Родине Ахматовой «После прочтения «Реквиема».

(Работа идёт на фоне «Реквиема» Моцарта).

IV. Домашнее задание

Домашнее сочинение по лирике Цветаевой или Ахматовой. Анализ избранного стихотворения.