Традиции святочных рассказов в русской литературе

Материалы открытого урока по теме : «Святочные рассказы в русской литературе».

Преподаватель отечественной литературы Санкт – Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий Серова Татьяна Вадимовна.

Цели урока –

образовательные: познакомить с историей и особенностями жанра святочного рассказа, произведениями Ч.Диккенса «Рождественский обед», А.Куприна «Миллионер», В.Набокова «Рождество», А.Грина «Новогодний ужин отца и маленькой дочери», Б.Пастернака «Рождество», Н.Ключаревой «Юркино Рождество». Найти единую нравственную составляющую, связывающую эпохи.

воспитательные : создать атмосферу предстоящего праздника, желание дарить и получать радость, выражающую внимание, любовь, заботу, бережное отношение к своим близким. Пересмотреть понятие «подарок».

Психологические: развивать навыки анализа и критического мышления, формировать коммуникативные навыки – умение работать в паре ( с соседом) и самостоятельно, уметь слушать других, поддерживать диалог, аргументировано высказывать свою точку зрения в письменной и устной форме.

Методика проведения: использование традиционных и инновационных технологий.

Виды работы-

Самостоятельная:

- анализ лирического произведения (стихотворение Б.Пастернака);

- чтение и анализ указанного текста;

- работа с модулем (чтение, анализ, пересказ, ответы на вопросы, написание эссе);

-сообщение библиографа (библиографическая справка);

- работа в паре (рассказчик и комментатор);

- cоздание проблемной ситуации;

Рекомендованная литература:

- сборник «Чудо рождественской ночи»

-сборник «Святочные рассказы 19 века»

- сборник «Святочные рассказы 21 века»

Оборудование: книжная выставка «Чудо рождественской ночи» (совместно с библиотекарями), стенд с праздничными открытками , в центре- большая открытка Муратовой Ольги «Зимнее катание на озере Маленец» , новогодними атрибутами. Маленькая елочка на столе.

Предлагаю послушать стихотворение Бориса Пастернака. Попробуйте определить его название.

Светало. Рассвело, как пылинки золы,

Последние звезды сметал с небосвода.

И только волхвов из несметного сброда

Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба.

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумерке хлева;

Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Борис Пастернак

Ответы студентов: «Рождество»

Вы правы , стихотворение называется «Рождество». В нем поэт ровной повествовательной интонацией поведал о том, что произошло 2000 лет назад. Обратимся к модулю, у каждого из вас на парте – свой экземпляр. Попробуйте выполнить первое задание.

Задание1 (студенты знакомятся с модулем, выполняют 1 задание: выписывают в левую колонку слова из крестьянского быта. В правую — слова, написанные поэтом с большой буквы) Отвечают на вопрос 1 задания. Желающие могут прочитать написанное (не более одного – двух ответов).

Слово преподавателя: Обиходные слова из крестьянского быта – зола, овчинная шуба, ослиные губы, хлев, ноздри вола не упрощают содержание, а напротив, говорят о значимости прихода Спасителя для нас, живущих на этой земле. Дева, Мария, Рождество – о жертвенности во имя любви, близкого человека.

Вот уже более десяти лет россияне отмечают этот христианский праздник как государственный . Многие олицетворяют его с новогодними праздниками, с запахами ели, цитрусовых, предновогодней суетой. Да мало ли с чем! У каждого праздника свои запахи, а у нас с вами – ассоциации.

Выполняем задание №2 в модуле. Оно творческое, желающие читают вслух написанное. Успокаиваю тех. кто не успел прочитать (модули вы сдадите в конце лекции. Я прочитаю ваше мнение)

Слово учителя: Я думаю, что вы уже ознакомились с книжной выставкой, которую помогли мне создать уважаемые библиотекари (выставка оформлена за неделю до открытого урока).

Обращаю ваше внимание на два сборника с похожими названиями: «Святочные рассказы». На одном указан 19 век, а на другом 21 . Почему нет 20 века? Ведь мы с вами родом оттуда.

- ответ ( другая общественная формация – социализм, религиозные праздники были под запретом, а праздник Рождества связан с православной традицией…)

Сегодня праздник вернулся в нашу действительность. На этом занятии мы погрузимся в атмосферу рождественских праздников, описанных русским классиками Куприным, Набоковым, Грином в сборниках под названием «Святочные рассказы». Этот жанр возник в 19 веке, родоначальником жанра святочных рассказов является английский писатель Чарльз Диккенс («Рождественский обед»).

В третьем задании вашего модуля представлены цитаты из рассказа английского писателя. Подчеркните ту фразу, которая вам импонирует больше (вслух не озвучиваем выбранную фразу).

Сравните эту мысль с вашим восприятием праздника. Есть разница? Объясните ее.

Ответы студентов(задание IV модуля)

Слушаем ответы.

Думаю, что вы согласитесь с тем, что рождество можно заменить словом чудо. В данном контексте эти слова синонимичны. Чудо ожидания. Заранее подготовленные студенты (комментатор и рассказчик) в устной форме передают содержание первого рассказа.

Задание в модуле № IV

Методика сжатого пересказа – комментарии с использованием авторского текста (цитат). Комментатор кратко пересказывает сюжетную линию, рассказчик – передает авторскую речь, используя выбранные цитаты.

Рассказ Александра Куприна «Миллионер»

Комментатор (подготовленный заранее студент) В рассказе перед нами предстает российская глубинка, маленький городок Красилов, в котором чиновники почтовой конторы всегда вскладчину отмечают праздники — Рождество и Пасху. Единственный человек , который избегал эти посиделки – Аггей Фомич.

Рассказчик (подготовленный заранее студент): «Он был самым бедным чиновником во всей конторе, к тому же обязанным накормить и одеть жену, старуху тещу, пятерых детей на содержание которых не хватало 20 рублей жалованья. Участие в посиделках производило в домашней экономии страшные бреши. Приходилось надолго отказываться всей семье от мяса в борще, от утреннего чая, от лишней полена дров».

Комментатор: Тогда у нас возникает вопрос- зачем же чиновник все- таки принял участие в празднике на третий день Рождества? Ответ прост. Аггей Фомич , поборов свою робость, хотел занять денег у Ракитина. Его жена должна была родить, кроме того, у старшего сына отвалилась подошва на сапогах; и то и другое требовало денег. Денег ему Ракитин не одолжил.

Рассказчик: » Возвращаясь домой, Аггей Фомич с ужасом думал о том, как сейчас придет в свою квартиру, низкую, холодную, с зелеными окнами, с вечным запахом нищеты. Что он скажет жене, когда она своим надорванным голосом спросит о деньгах? И по свойству своего мечтательного ума, Аггей Фомич начал с наслаждением представлять себе, как он находит на улице толстый кожаный бумажник».

Комментатор: и вдруг – это вовсе не было иллюзией в разгоряченном воображении - он ясно увидел на снегу черный предмет. В руках его оказался толстый кожаный бумажник…

Рассказчик: «На его бешеный стук отворила испуганная жена со свечой в руках. Дети проснулись и с изумлением смотрели на отца из своих постелей.

Аггей Фомич тяжело опустился в кресло, бледный, весь в поту, с блестящими блуждающими глазами…

-Анечка! Дети! — прохрипел он, потрясая бумажником. Вот здесь.. в бумажнике… деньги …сто тысяч… Аня, шампанского! Урра

В настоящее время Аггей Фомич так богат… Он необыкновенно щедр и каждому просителю охотно дарит деньги…»

Выполнение письменного задания в модуле.

Владимир Набоков «Рождество».

Другие подготовленные студенты знакомят с текстом.

Комментатор: Слепцов, герой рассказа, вернулся по вечереющим снегам из села в свою мызу. Он приехал хоронить ребенка.

Авторский текст (рассказчик): «Во всякой комнате, даже очень уютной и до смешного маленькой, есть нежилой угол. Именно в такой угол сел Слепцов Он искал самый нежилой угол в своей комнате».

Комментатор: По этому эпитету « нежилой угол « мы понимаем, что герой переживает свалившееся на него страшное горе — смерть сына. Вещи ребенка, которые недавно радовали - сачок, от которого недавно пахло летом, травяным зноем, коробка из –под английских бисквитов с мертвой куколкой – бабочкой – вызвали поток отчаяния:

Рассказчик: «…уронив голову на стол, страстно и шумно затрясся, прижимая то губы, то мокрую щеку к холодному пыльному дереву, цепляясь руками за крайние углы».

Приход слуги Ивана, который поставил на стол аршинную елку в глиняном горшке, смутил Слепцова.

«Он, заплаканный, с пятнами темной пыли, увидев елку на столе, спросил:

-Зачем?

- Праздничек завтра.

- Не надо. Убери… — поморщился Слепцов и сам подумал: »Неужто завтра Сочельник? Как это я забыл?»

Иван мягко настаивал:

-Зеленая. Пускай постоит.

-Пожалуйста, убери, — повторил Слепцов.

Он открыл тетрадь сына и стал читать: » Ходил по болоту до Боровичей», «Сегодня шел дождь, играл в шашки с папой», «Чудный жаркий день, вечером ездил на велосипеде. Проезжал, нарочно два раза, мимо ее дачи, но ее не видел. В глаз попала мошка ».

Комментатор: «Мы можем только представить, какую сердечную боль пришлось пережить отцу, прочитавшему строки детского дневника. Ведь в этих записях сын – живой…

Рассказчик:

«Тикали часы. На синем стекле окна теснились узоры мороза. Слепцов зажмурился и на мгновение ему показалось, что до конца понятна, обнажена земная жизнь- горестная до ужаса, унизительная, бесцельная, бесплодная, лишенная чудес…»

Комментатор: «Нам, читателям, кажется, что на этом рассказ должен завершиться. Но остался еще один абзац, и мы вместе со Слепцовым слышим:

Рассказчик: «щелкнуло что-то - тонкий звук- как будто лопнула натянутая резина. Слепцов открыл глаза и увидел: в бисквитной коробке торчит прорванный кокон. А по стене, над столом, быстро ползет вверх черное сморенное существо. Оно вылупилось оттого, что изнемогающий от горя человек перенес жестяную коробку к себе, в теплую комнату, оно вырвалось оттого, что сквозь тугой шелк кокона проникло тепло и вот теперь, вырвавшись, медленно и чудесно росло.

Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо.. И крылья, еще слабые, еще влажные – все продолжали расти , расправляться, вот развернулись до предела – и на стене уже была вместо комочка – громадная черная бабочка, индийский шелкопряд, что летает, как птица, в сумраке, вокруг фонарей Бомбея»

Комментатор: «Последний абзац. Набоков соединяет несоединимое, чтобы объяснить нам свою детскую любовь к бабочкам, которую пронес через всю жизнь, оставив в энтомологии 13 подвидов насекомых с названием NabokoF. Этот последний абзац – гимн жизни, красоте, Рождественской ночи.

Комментатор : «И тогда простертые крылья, загнутые на концах, темно – бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья».

Комментатор: Странно, рассказ о непоправимом человеческом горе в сочельник заканчивается словом «счастье». Почему?

(возможные ответы)

- Слепцов отогрел бабочку, и ее красота отогрела мужчину.

- Вот в этой фразе: «Оно стало крылатым» Набоков не случайно употребил местоимение «оно», говоря о «тепле. Мы читаем »счастье». Это удачно закодированный ход шахматиста Набокова. Счастье и тепло – существительные среднего рода.

- Как бабочка становится крылатой ( в этом ее предназначение), так и человек прекрасен, преодолевая слезы и боль («прекрасное мужающее лицо»).

Запись в модуле.

Рассказ Александра Грина «Новогодний праздник отца и маленькой дочери».

Следующая группа студентов.

Комментатор: «В городе Коменвиле жил ученый Эгмонд Дрэп. Лет 15 назад, будучи еще студентом, он начал писать ученое исследование.

Рассказчик: «Дрэп вел полунищенское существование, отказывая себе во многом. Постепенно дошел до того, что ничем не интересовался, кроме своего сочинения и своей дочери Тавинии Дреп. Она жила у родственников.

Комментатор: « Год от году беспорядок в тесной квартире Дрэпа увеличивался, но после того, как жена швейцара бросила в корзину с грязным бельем его манжеты, на которых были записаны важные заметки, она была выставлена из квартиры. После этого Дрэп боролся с жизнью один».

Рассказчик: «Дрэп обратил внимание на телеграммуМой дорогой папа, — значилось там, — я буду сегодня в восемь. Целую и крепко прижимаюсь к тебе. Тави». Дрэп вспомнил, что ему надо бежать на вокзал. Он долго искал когда – то спрятанную в шкаф ассигнацию, это были последние деньги, на которые он рассчитывал взять извозчика и купить что- то съестное».

Комментатор: мы можем себе представить, как была сначала обижена Дрэп, которую отец не успел встретить. Швейцар впустил Дрэп, удивившись, как она выросла.

— Да, мне уже 14 лет, возраст почтенный. Она впервые приехала одна как большая и очень гордилась этим.

Рассказчик: « Девушка вошла в кабинет.

-Это конюшня, — сказала она, или невыметенный амбар. Как ты одинок, папа, великий труженик! А завтра ведь Новый год!

Вся трепеща от любви и жалости, она сняла свое хорошенькое шелковое платье и засучила рукава. « Не будем подробно рассказывать, как Дрэп привела квартиру в порядок. Думаю, что она это сделала по-женски хорошо.»

Рассказчик: «Он вошел неслышно. Она почувствовала, что на ее лицо, закрыв сзади глаза, легли большие и осторожные руки».

Комментатор: «После первых радостных минут Дрэп обратила внимание отца на преображенную комнату.

Рассказчик: » Стол был опрятно накрыт чистой скатертью с расставленными на нем приборами; над кофейником вился пар; Пол был выметен, мебель расставлена поуютнее. В камине пылало его случайное топливо».

Комментатор: Хочу обратить ваше внимание на последнюю фразу- «В камине пылало ЕГО топливо». (продолжаем) Дрэп был тронут. Удивился, как ей удалось растопить камин, ведь дров давно у него нет.

Рассказчик:

нашла немного угля на кухне и в корзине было столько бумаги!

- В какой корзине? Под столом?

Он стал понемногу седеть, и ему показалось, что наступил внезапный мрак. Если Дрэп в эти мгновения не помешался, то лишь благодаря счастливому голосу, рассекшему его состояние нежной чертой. Он посмотрел на Тави. Ее внутренний светлый мир был защищен любовью

Рассказчик:

«Дрэп еще пыхтел, разбиваясь и корчась в муках неслышного стона. Он нашел в себе силу заговорить:

- Да, — сказал он, отнимая от лица руки,- я больше не пролью слез. Это смешно, что есть движения сердца, за которые стоит, может быть, заплатить целой жизнью. Я только теперь понял это. Работая, а мне понадобятся еще пять лет, я буду вспоминать твое сердце и твои заботливые ручки».

Запись в модуле IV (после каждого рассказа)

Слово учителя: Благодаря рассказам писателей, живших на рубеже 19 -20 веков, мы пережили три житейские истории, происшедшие в Рождественские дни.

Чего ожидали от этого праздника наши соотечественники в 19 веке? Они такие разные. Аггей Фомич – житель южного городка, чиновник 14 класса.

Слепцов, о котором Набоков, ничего не рассказывает. Но мы понимаем, что это утонченный петербургский аристократ, которому судьба послала страшное испытание.

Чудак Дрэп, посвятивший себя научной работе и из-за своей рассеянности оставивший пятилетний труд в мусорной корзине.

- Чего ожидали они от предстоящих праздников?

ответы:

- Аггей Фамич мечтал о чуде; («Миллионер»)

Слепцов, подавленный горем, забыл о празднике; («Рождество»)

Новогодней радости от встречи с дочерью; («Новогодний праздник отца и маленькой дочери»)

то подарил им праздник?

- деньги , решение всех материальных проблем в рассказе Куприна;

- мужество, чтобы пережить потерю сына и продолжать жить;

-открытие – любовь дочери – это то, ради чего стоит жить;

Слово библиографа : Перенесемся в современную действительность. 7 января весь православный мир отмечает второй по значимости праздник – Рождество. И вместе с праздником вернулась традиция святочных рассказов. У вас была возможность познакомиться с выставкой раньше ( за неделю до открытого урока была оформлена выставка) .



Союз российских писателей провел литературный конкурс «Святочный рассказ. XXI век. » В нем участвовали как известные современные писатели (Марина Палей, Наталья Ключарева, Петр Алешковский, Нина Горланова) так и начинающие, совсем неизвестные. Двадцать лучших рождественских рассказов вошли в сборник «Святочные рассказы». Победителем конкурса стал рассказ Натальи Ключаревой «Юркино Рождество» (издательство ИД «Русь» — «Олимп», 2009)

Слово учителя: Традиция не прервана. Сборник перед нами. Подумаем над названием рассказа Н.Ключаревой «Юркино Рождество».

Чем оно отличается от названий предыдущих авторов?

- Конкретностью. Рождество какого – то Юрки.

- обратите внимание: не Юры, а Юрки. Так его зовут все.

Методика чтения – индивидуальная, с последующим пересказом вслух. Рассказ делится на нужное количество частей (в зависимости от участвующих в уроке студентов, можно предложить как индивидуальную работу, так и в паре, охватывая всех). Каждый студент работает со своей частью текста - читает, отвечает на указанный вопрос, готовит краткий пересказ для слушающих. Так рассказ выстраивается полностью.

часть рассказа «Юркино Рождество» (работа в парах или индивидуально, в зависимости от числа присутствующих.

О том, что Кривовы спиваются, долгое время знал только их сын Юрка. Когда это началось, он ходил в первый класс. Поначалу Кривовы своей болезни стеснялись и пили исключительно вдвоем, запершись в прокуренной квартире.

Примостившись за шторой на подоконнике, Юрка кое-как готовил уроки, рисовал закорючки в прописях. Учил под гудение пьяных родителей стихи про »лес, точно терем расписной», клеил аппликации из цветной бумаги… Поэтому в школе никто не догадывался.

Маленький Юрка выделялся из своих сверстников только тем, что никогда не спешил возвращаться домой. В любую погоду он стойко месил грязь на окрестных пустырях, мерил сапогами лужи. А если становилось совсем невмоготу – грелся в подвале, дрессируя бездомных кошек.

Задание для рассказчика: в рассказе нет портретной характеристики Юрки. Опишите его внешность, одежду, манеру поведения.

2 часть.

Как ни старались Кривовы скрыться от чужих глаз, но скоро по двору поползли слухи, смешки, кривотолки. А когда Юрка перешел в пятый класс, позор окончательно вылез наружу, как грязная рубаха из штанов. Тетя Алена, уже превратившись в Кривиху, побито улыбаясь, побиралась у дверей гастронома, в котором больше не работала. А Кривой – батя спал в подъезде, свесившись головой со ступенек. Всегда почему – то этажом ниже своей квартиры, до которой ему не хватало сил добраться. Соседки подкармливали Юрку, заранее жалея завтрашнего детдомовца или колониста.

В первый день зимних каникул, пришедшийся на католическое Рождество, Юрка оказался в гастрономе вместе с родителями. Он пришел за хлебом, а они- за бутылкой к празднику.



В винный отдел, где когда – то сама покрикивала из-за прилавка на бестолковых колдырей, Кривиха входить застеснялась, и они с Юркой молча топтались на крыльце, поджидая Кривого – батю.

Стоять рядом с матерью Юрке было тяжело и стыдно. Он отошел в сторону, уткнулся в празднично украшенную витрину магазина – и вдруг провалился в другой мир, похожий на бесконечные сказки.

Задание: подумайте, что мог увидеть мальчик в витрине продуктового магазина?

Часть 3.

Это была лишь маленькая искусственная елка. Серебристые иголки из фольги нежно подрагивали от сквозняка, отбрасывая едва уловимые блики на серую вату, изображавшую снег. На одной из веток качался крохотный колокольчик, покрытый аляповатой грубой позолотой. Юрке почудилось, что сквозь стекло он слышит его кроткий жалобный голосок.

Он задохнулся от сокрушительного чувства, названия которому не знал. Ему почудилось, будто он бежит по волшебному лесу с серебряными деревьями и изо всех сил старается в него попасть. Но горестный бубенчик плачет под самым сердцем, давая забыть, что этому никогда не бывать. За спиной виновато скрипнул снег, и в витрине отразилось страшное лицо Кривихи.

-Елку хочешь, сынок? — надтреснутым голосом спросила она, и в горле у нее булькнули близкие пьяные слезы. Купим. Завтра купим, не реви только

Юрка зажмурился., сжался и- последним невероятным усилием – поверил.

Такую же? – уточнил он, дыша в шарф, чтобы не чувствовать материнского перегара.

-Обещаю, — соврала Кривиха и, отвернувшись, неслышно заплакала.

Вопросы: Как вы думаете, Кривиха сдержит обещание, данное мальчику? Какое слово автора служит ответом.

Почему мальчик поверил?

4.

Но прошел день, два, прогремел ракетами и пробками от шампанского Новый год – а Кривиха про елку так и не вспомнила. Юрка, никогда ничего не просивший у родителей, изменил своему обыкновению и деликатно намекнул на невыполненное обещание.

-Спиногрыз! Захребетник! – тут же, будто ждал, раскричался Кривой – батя. Только и знает: дай да подай! В доме есть нечего. А он елку затребовал! Видали!

В сочельник Кривовы, не просыхавшие с католического Рождества, послали Юрку в далекий круглосуточный ларек, дойти до которого сами не могли. Он вернулся через полчаса, продрогший до костей в своем демисезонном пальтишке. Попытался опереть дверь и обнаружил, что она закрыта изнутри на задвижку. Юрка звонил, стучал, кричал, кидал в окно снежками – все было бессмысленно.: родители спали мертвецким сном. В замочную скважину был слышен надсадный храп Кривого – бати.

Сначала Юрка сидел на подоконнике в подъезде, глядя на кипящий под фонарем снег. Но когда на площадке стали собираться сердобольные соседки, костерившие «поганых алкашей», Юрка выскочил на улицу. «Наверное, у Герки заночует», — хором решили старушки и разошлись по теплым квартирам. Но Герку на все каникулы забрала бабушка из Кубани. Никто никогда так и не узнал, где провел эту ночь , бывшую, как всегда на Рождество, звездой и морозной, молчаливый пятиклассник Юрка Кривов в демисезонном пальто с оторванными пуговицами.

Задание: подумайте, почему не хочется задавать вопросы по тексту.

Какие строчки этого отрывка надо обязательно прочитать. Выразительно.

5. Наутро Кривиха, сотрясаемая крупной дрожью, дежурила у подъезда, спрашивала у всех, где Юрка, по привычке, стреляя мелочь. Потом на крыльцо осторожно выступил Кривой – батя, и они, трогательно поддерживая друг друга на скользкой тропинке, отправились в соседний двор, к алкоголикам.

Чуть позже появился Юрка.. Он отпер дверь своим ключом, швырнул в угол пальто и шапку, пошарил на антресолях, постучал к дяде Леше-инвалиду из квартиры напротив.

- струмент нужен? Замок менять? – обрадовался дядя Леша. Молодец! А то папаня собутыльникам ключи роздал – не жисть, а проходной двор! Да, повезло тебе, парень, с предками.

- Не ваше дело! – вдруг огрызнулся Юрка и, как потом уверял дядя Леша, даже клацнул зубами, будто волчонок.

До вечера Юрка упорно ковырялся с замком. Дядя Леша наблюдал за ним в глазок и злорадствовал, видя, что наглый малец делает все «неправильно». Однако справился, хмуро вернул дяде Леше «струмент» и заперся на все обороты.

Вопрос: Юрка впервые нагрубил взрослым. Почему?

Вы, сидящие в аудитории техникума, умеете заменить замок входной двери?

6.

Вскоре явились Кривовы. Они долго царапали новый замок ключом и вполголоса ругали друг друга «забулдыгами», думая, что из-за дрожи в руках не могут попасть в скважину. Дядя Леша и оповещенная им соседка баба Фая, каждый в своей квартире приникли к глазкам, оставив ради такого зрелища один – футбольный матч, а другая – сериал.

Юрка из-за двери глухо сказал:

- Даже не пытайтесь – замок новый.

–Так ты дома. Стервец! Минуту подумав, сообразил Кривов – батя. - Живо отпирай!

-Не открою, — ответил Юркин голос. Кривой бушевал добрый час.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст