Традиции фольклорной поэтики в повести НВГоголя Тарас Бульба

Ильина А.Б.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 2 г. Серпухова

Московской области

Урок литературы в 7 классе

Традиции фольклорной поэтики в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

В системе уроков по анализу повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» это итоговый урок. Цель его – выявить особенности поэтики Гоголя. Задачи, решаемые в процессе урока: 1) выявление степени понимания и усвоения текста учащимися; 2) развитие речи учащихся – углубление знаний по теме «Тип речи – рассуждение», формирование навыка подбора доказательств, формулирования вывода по определенной проблеме.

Залог успешного проведения урока – прочные представления учащихся об особенностях рассуждения как типа речи, которые они получают на уроках русского языка в разделе «Развитие речи». Задача урока – научить применять приобретенные навыки, умения на уроке литературы в процессе анализа художественного произведения. Умение рассуждать, доказывать, формирующееся у учащихся на уроках благодаря формам работы и упражнениям, предлагаемым в УМК В.В.Бабайцевой, дает возможность более плодотворно работать на уроках литратуры.

По способностям по уровню развития, по имеющемуся навыку чтения класс неоднороден. Поэтому на уроках необходимо строить работу так, чтобы вовлечь в обсуждение всех детей, дать каждому задание по силам и не отбить желания к чтению и исследовательской работе. Для этого необходимо помимо общих заданий давать ииндивидуальные, учитывающие возможности каждого ученика в отдельности:

а) задания по уровням (А – повышенный уровень, Б – стандартный уровень);

б) индивидуальные задания разной степени сложности, учитывающие способности ученика, позволяющие ему проявить себя с лучшей стороны; задания могут быть предваряющие тему и закрепляющие тему;

в) использование образцов других видов искусств;

г) творческие задания;

д) задания игрового типа, тесты, кроссворды, викторины, позволяющие индивидуально подойти к оценке знаний, умений и способностей ученика.

Оформление доски:

Тема урока – оставлено место для записи.

Портрет Н.В.Гоголя.

Цитата из письма Н.В.Гоголя к М.А.Максимовичу:

«Вы не можете представить, как мне помогают в истории песни… они всё дают по новой черте в мою историю, всё разоблачают яснее и яснее, увы, прошедшую жизнь и, увы, прошедших людей…»

Репродукция картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Репродукция картины В.Васнецова «После побоища…»

Оформление стенда «Мы изучаем» в кабинете:

Портрет Н.В.Гоголя.

Репродукция картины В.Васнецова «Богатыри».

Репродукция картины Ф.Рубо «Атака запорожцев в степи».

Репродукция картины Д.А.Шмаринова «После битвы».

Репродукция картины К.Бокарева «На заставе богатырской».

Иллюстрация К.Кукулиева к былине «Илья Муромец и Калин-царь».

Репродукция картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Иллюстрация неизвестного художника к финальной сцене повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Оформление стенда «Уголок русского языка» в кабинете:

Размещение карточек со словами: ГИМН, ДУМА, БЫЛИНА,

ТЕМА, ИДЕЯ,

ЭПИТЕТ, ГИПЕРБОЛА,

ИНВЕРСИЯ, ФОЛЬКЛОР

Учебно-методическое обеспечение урока:

Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Под ред. Коровиной В.Я.

Гоголь Н.В. «Тарас Бульба» (текст на столе у каждого учащегося).

Былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» и «Илья Муромец и сила неверная».

Раздаточный материал: карточки №№ 21, 24 из сборника «Дидактический материал к урокам литературы». Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

Репродукции картин на открытках: В.Васнецов «Богатыри», А. Котухина (Палех) «Илья Муромец и Святогор».

Кроссворды уровней А и Б.

Домашнее задание к итоговому уроку (общее):

Учебник, с. 5-9, повторить материал о былинах.

Вспомнить содержание былины «Илья Муромец и Соловей разбойник».

Найти в толковом словаре и выписать в тетрадь значение слова «гимн».

Подготовить выразительное чтение отрывков из повести:

а) описание степи (глава 2);

б) как сражались козаки (глава 9);

в) польский рыцарь (глава 7).

5. Ответить на вопрос: какие обраяды встречаются в тексте повести?

Домашнее задание к итоговому уроку (индивидуальное):

Выучить наизусть отрывок из былины «Илья Муромец и сила неверная» (Орлова Ю.)

Выучить наизусть отрывок из повести «Тарас Бульба» — глава 1 – призыв к бою («Эй вы, пивники, броварники») (Шанаев Л.)

Сравнительный анализ изображения былинных богатырей и козаков в повести Гоголя «Тарас Бульба» по репродукциям картины В.Васнецова «Богатыри», росписи А. Котухиной (Палех) «Илья Муромец и Святогор» и иллюстрации А.Герасимова к повести «Тарас Бульба» (карточка № 21, «Дидактический материал») (Астахова О., Иванова А.)

Поиск текста в повести Гоголя по иллюстрации Д.А.Шмаринова «После битвы» (карточка № 24, «Дидактический материал») (Козлова Ю.)

Ход урока.

Какая мысль завершила предыдущий урок?

(Эта повесть прозвучала величественным гимном козацкой вольности, товариществу, беззаветной любви к родине.)

Что такое гимн?

(Учащиеся зачитывают определения слова «гимн», найденные в словарях.)

Слово «гимн» многозначное. Какое из его значений прменимо к повести Гоголя ?

(Второе значение: «торжественная, хвалебная песнь».)

Почему, беседуя о литературно-художествнном произведении, мы упоминаем музыкальный термин, песенный термин?

(Ответ на доске – слова Гоголя из письма к М.А.Максимовичу:

«Вы не можете представить, как мне помогают в истории песни… они всё дают по новой черте в мою историю, всё разоблачают яснее и яснее, увы, прошедшую жизнь и, увы, прошедших людей…»)

Какие же песни помогали писателю в работе над созданием повести?

Слово учителя: Прежде всего украинские думы, рассказывающие о героических подвигах козаков, защищавших свою родину от вражеских притязаний, свою милую, «вольную Украйну» от «завистливых ляхов» и «бусурман-татар». (Можно зачитать пример – отрывок из народных дум).Думы очень похожи на былины о русских богатырях, стойко, мужественно и верно стоявших на рубежах своей родины и охранявших ее от врагов. Давайте же вслушаемся еще раз в героические строки этих древних сказаний.

Чтение наизусть отрывка из былины «Илья Муромец и сила неверная» — индивидуальное домашнее задание.

Поезжает стар козак Илья Муромец,

Берет себе тугой лук и калену стрелу,

И берет себе палицу буёвую,

Особливо берет шашку вострую.

Поехал козак во чисто полё,

Не видали поездочки богатырской,

А только видели – в поле дым стоит,

Дым стоит да курева валит,

Из ноздрей да искры сыплются,

Из ушей у ёго да дым столбом валит.

Ездил, бился трои суточки, ратился,

Вперед махнет – дак цела улица,

Назад махнет – переулочек.

Побил, потоптал всю силу неверную.

Что же, на ваш взгляд, роднит произведения фольклора и повесть Н.В.Гоголя?

(Если затрудняются ответить, обратить внимание на стенд «Уголок русского языка» — ключевые слова ТЕМА, ИДЕЯ.)

ТЕМА – о подвигах героев-богатырей, защищавших родину-матушку.

ИДЕЯ – прославление верности, товарищества, мужества, отваги, патриотизма – лучших нравственных качеств героев.

Давайте рассмотрим это подробнее. Ради кого совершал свои подвиги Илья Муромец?

(Ради русских людей – мужиков черниговских, ради русской земли)

Любят ли козаки свою родину?

Какой она представлена в повести?

Выразительное чтение отрывка «Степь» (глава 2).

Чтение учителем наизусть отрывка из главы 4 (прощание козаков с родной землей перед походом).

Вывод делают учащиеся: козаки испытывают безмерное чувство любви к родине; образ родины олицетворяется в образе матери.

Слово учителя: Сила и величие духа роднят былинных богатырей и героев-козаков. В представлении народа они идеал человека-борца, доблестного защитника и ревнителя веры христианской.

А как изображены герои в былинах и в повести?

Сравнительный анализ изображений на иллюстрациях – индивидуальное домашнее задание.

Вывод делают учащиеся: даже внешне герои схожи.

Поэтика произведения Гоголя.

Если читать повесть внимательно, вглядываясь в каждую деталь, то можно обнаружить много сходного с мотивами и образами устного народного творчества.

Чтение учащимся наизусть призыва к ополчению – 1 глава – «Эй вы. Пивники, броварники» — индивидуальное домашнее задание.

Вывод делают учащиеся: по строю, по духу равен фольклорному призыву на честный бой с врагом (ср. былины, исторические песни).

Кто соперники козаков? (Поляки).

Как они изображены? Каков тон в описании польского рыцаря?

Выразительное чтение учащимся отрывка из 7 главы. Отметить эпитеты, сравнения, инверсии, повтор слов – средства выразительности, встречавшиеся в былинах.

Вывод делают учащиеся: витязь изображен в возвышенном поэтическом строе; поляки – доблестные витязи, достойные соперники.

Какие обряды встречаются в повести?



(Благословение матери сыновьям перед отъездом, прощание козаков с родной землей, посвящение в кошевые, вступление запорожцев в войско, отдача последней чести павшему запорожцу, вызов врага на бой и т.д.)

Как бьются козаки?

Юля Орлова читала, как бился Илья Муромец, а теперь послушаем отрывок из повести Гоголя – как бились козаки. Выразительное чтение отрывка из 9 главы. Отметить параллель фраз:

в былине — Вперед махнет – дак цела улица,

Назад махнет – переулочек.

в повести – «Так, где прошли незамайковцы — так там и улица, где поворотились, так уж там и переулок».

Художественные средства, особенности речи – мелодичной и очень выразительной – Гоголь тоже словно черпает в неистощимой сокровищнице народного творчества.

Зачитать отрывок из повести, к которому подошла бы иллюстрация Д. Шмаринова «После битвы» (карточка № 24, Дидактический материал) – индивидуальное домашнее задание.

С кем сравниваются козаки в этом отрывке и почему?

(С орлом – гордой и бесстрашной, вольной птицей).

В завершение урока подведем итоги:

О чем мы сегодня беседовали?

Что сравнивали?

К какому выводу мы пришли?

Как можно было бы озаглавить наш урок?

(Дети придумывают заглавие: «Повесть как песня», учитель вписывает в оставленное место на доске.)

Домашнее задание:

Найти в тексте и выписать в тетрадь примеры (по вариантам):

1 вариант – устойчивые эпитеты, гиперболы, инверсии;

2 вариант – повторы слов, пословицы, поговорки, сравнения.

Индивидуальные задания: кроссворд А и кроссворд Б.

Результат урока.

Самый наглядный результат – в конце урока дети сделали самостоятельный вывод: есть много общего между повестью Гоголя и произведениями устного народного творчества. Писатель намеренно вводит элементы былинной поэтики в свое произведение, чтобы выявить идею произведения. И в конце же урока было предложено учащимися название урока «Повесть как песня», отразившее суть произведения и эмоциональный настрой в нем и на уроке, образное начало, ярко и выразительно переданное в тексте повести, былин, в произведениях живописи.

Приложение 1.

Кроссворд уровня А.

1

 

 

2

 

3

 

 

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

11

 

 

 

 

12

 



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст