Тот век нас многим удивил

Класс:10. Предмет: история. Учитель: Джебко Г.П.

Тема урока « Тот век нас многим удивил…» (Россия в XIX веке).

Количество часов: 2

Тип урока: повторительно-обобщающий в форме МИНИ-ОЛИМПИАДЫ

Цели урока:

закрепить материал о развитии России в XIX веке; проверить знания учащихся и степень усвоения материала с использованием уровневой дифференциации; отрабатывать типы олимпиадных заданий Всероссийской олимпиады школьников по истории

развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать изученный материал, делать выводы.

совершенствовать навыки сотрудничества через работу в группах.

Оборудование:

компьютер, проектор, карта «Россия в первой половине XIX в.», «Россия во второй половине XIX века», раздаточный материал.

Краткое описание организации работы на уроке.

В данный урок включены типы заданий Всероссийской олимпиады школьников по истории.

Во время урока используется групповая форма работы. Ученики делятся на три группы (деление на группы носит дифференцированный характер, так как история нужна для сдачи в качестве экзамена по выбору не всем учащимся). 1 группа учащихся с высоким уровнем знаний, 2 группа со средним уровнем знаний, 3 группа с низким уровнем знаний. В первую группу войдут те, кто получил красные листочки, во вторую — зеленые, а в третью – синие.

В группе выбирается «капитан», штурман», остальные ребята — «пилоты».

У каждой группы есть «маршрутный лист», в который выставляются заработанные за каждый вид работы баллы.

Для подведения итогов заполняется такая таблица:

Термины

Хронология

Тест

Персоналии

Творче-ское

задание

Дополни-тельный тур

Работа с источником

Колич.

баллов и

оценка

5 б.

10б

15 б.

5 б.

5 б.

14 б.

Всего за работу: 57 б.

Каждая команда зарабатывает за выполнение заданий определенное количество баллов. В конце урока подсчитывается общее количество и определяется оценка группы и место, которое она заняла в игре. Критерии оценки записаны на доске. В результате такой работы учащиеся стремятся лучше знать пройденный материал, чтобы показать свои знания и не подвести товарищей. Каждая группа выбирает «капитана», который руководит её деятельностью.

Памятка «капитану» группы

Ознакомь всех членов группы с содержанием задания.

Распредели задания между членами группы.

В случае затруднений обратись к учителю.

В результате обсуждения назначь выступающего от группы.

Дай оценку деятельности каждого члена группы.

Старайся создать дружескую атмосферу в группе.

Ход урока.

Учитель (вступительное слово)

Задание № 1 на знание исторических терминов

(Цель: отработка типа олимпиадного задания «Исторические термины»; совершенствование навыков устанавливать связь между понятиями и их определениями)

За каждое правильно выполненное задание – 1 балл (Всего 5 баллов)

Карточка для группы № 1

Назовите термин по определению:

Переход от мануфактуры к крупному фабричному и заводскому производству — ………(промышленный переворот)

Система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации -…….(цензура)

Поздний классицизм, стиль в архитектуре, призванный выразить идею величия государственной власти -……(ампир)

Направление общественной мысли в России в 1840-1850 гг., идеализировали допетровскую Русь, верили в то, что России уготован особый исторический путь, отличный от Западной Европы -……(славянофилы)

Группа людей, имеющая одинаковые права, обязанности и юридическое положение в государстве -……..(Сословия)

Карточка для группы №2

Соотнесите исторические термины и их определения.

Переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике и образование новых классов – буржуазии и наемных рабочих.

А) Редуты

Реакционное воинствующее течение ислама.

Б) «Западники»

Сторонники западноевропейского пути развития России.

В) Мануфактура

Земляные укрепления.

Г) Промышленный переворот

Предприятие с ручным разделением труда.

Д) Мюридизм

( Ответ: 1-В, 2- Д, 3- Б, 4- А, 5- В)

Карточка для группы № 3

Тест на знание исторических терминов.

1. Стремились добиться изменений в обществе путем самых решительных мер, включая свержение монархии:

а) западники,

б) славянофилы,

в) революционеры

2. Укажите стиль в архитектуре и скульптуре первой трети 19 в., завершивший развитие классицизма. Для него характерны монументальные формы и богатый декор:

а) барокко;

б) ампир;

в) романтизм.

3. Переход от мануфактуры к крупному фабричному и заводскому производству:

а) промышленный переворот;

б) всероссийский рынок;

в) ярмарка.

4. Система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации:

а) цензура;

б) контроль;

в) диктатура.

5. Члены тайного общества дворян, восставшие против самодержавия и крепостничества в 1825 году;

а) западники;

б) декабристы;

в) петрашевцы.

Задание №2 на знание хронологии.

(Цель: отработка типов олимпиадных заданий по хронологии; рассматривать события в хронологической последовательности, соотносить даты событий с веком)

За каждое правильно выполненное задание – 1 балл (Всего 10 баллов)

Карточка для группы №1.

«Разберите даты»

Десятилетие

18011810

18111820

18211830

18311840

18411850

18511860

18611870

18711880

18811890

18911900

Указ «о вольных хлебопашцах»

Создание «товарищества передвижных художественных выставок»

Гибель А.С. Пушкина

Общество М.В. Петрашевского

Присоединение Финляндии к России

«Хождение в народ»

Восстание декабристов

Берлинский конгресс

Образование «Мира искусства»

Судебная реформа

Карточка для группы № 2.

Расставьте в правильной хронологической последовательности.

Переправа через Березину

Бой за Шевардинский редут

Тарутинский марш-маневр

Лейпцигская битва

Бородинское сражение

Тильзитский мир

Оборона Смоленска

Сражение под Аустерлицем

Сражение под Малоярославцем

Сражение при Ватерлоо

Карточка для группы №3.

Соотнесите:

1) 1805 — 1807

а) Восстание декабристов

2) 1806-1812

б) Русско- турецкая война

3) 1816

в) Войны России с наполеоновской Францией

4) 1825

г) Крымская война

5) 1853-1856

д) Создание «Союза спасения»

6) 1853-1856

д) Военная реформа

7) 1861

е) Судебная реформа

8) 1864

ж) Отечественная война

9) 1870

з) Рождение В.И. Ленина

10) 1874

и) Отмена крепостного права

Задание №3. Тест

(Цель: отработка заданий тестового типа; совершенствование умений выделять признаки исторических событий, явлений, даты, персоналии, понятия)

За каждое правильно выполненное задание – 1 балл (Всего 15 баллов)

Тест для 1 группы.

1. Современниками были:

а) Александр 1 и Наполеон Бонапарт,

б) Александр 1 и Кромвель,

в) Пестель и Меньшиков.

2. Лишним в ряду является:

а) Багратион,

б) Тормасов,

в) Барклай де Толли,

г) Д. Давыдов.

3. Верховная власть в России в начале 19 в. принадлежала:

а) Императору,

б) Сенату,

в) Синоду.

4. Форма правления, основанная на неограниченной власти монарха, называется:

а) республикой,

б) абсолютизмом,

в) тиранией.

5. Назовите привилегированные сословия в 19в. в России:

а) дворяне,

б) купечество,

в)казаки.

6. Автором проекта реформ по преобразованию государственного аппарата в 1810-1811гг. был:

а) П. А.Строганов,

б) А.А. Аракчеев,

в) М.М. Сперанский.

7. Газават - это:

а) философское учение;

б) священная война мусульман против неверных;

в) религиозная секта.

8. Лишним в ряду является:

а) М. М. Сперанский;

б) П. Д. Канкрин;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст