Тормозной и остановочный путь ТС

Классный час по ПДД для учащихся 8-х классов

«Тормозной и остановочный путь ТС»

Участники: учащиеся 8-го класса В СОШ №3 г.Чехов, классный руководитель.

Дата проведения: 02 сентября 2011 года

Цель:

Показать учащимся, как опасно переходить дорогу или улицу перед близко движущимся транспортом

Задачи:

Научить учащихся реально воспринимать ситуацию на дороге с учётом остановочного пути.

Содействовать формированию у учащихся чувства опасности и гражданской ответственности.

Повторить основные знания по безопасному переходу улицы.

Наглядность:

оформление классной доски (тема, план проведения кл.часа);

слайдовая презентация;

компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска.

Ход занятия

Классный руководитель сообщает тему и цель занятия. Напоминает о необходимости изучения и соблюдения ПДД, последствиях при их нарушении. Используются слайды

Статистика.

Ежегодно в мире в результате ДТП погибают и получают ранения более 50 млн. человек. По данным Всемирного банка глобальные экономические потери составляют более 500 млрд. долларов в год. Всемирная организация здравоохранения свидетельствует, что на долю ДТП более 30% смертельных исходов от всех несчастных случаев. В ХХ веке автомобиль стал причиной смерти около 30 млн. человек. В России потери, связанные с ДТП в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Масштаб ДТП угрожает национальной безопасности. ( Из доклада рабочей группы Президиума Государственного совета Российской федерации)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №100 утверждена федеральная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах”, где говорится о мерах по снижению детского дорожно-транспортного травматизма. [2]

Прогнозы.

По данным Всемирной организации здравоохранения, если срочно не предпринять мер, то в ближайшие годы уровень смертности на дорогах мира вырастет на 60%. И этим Земля будет обязана странам с низким и средним уровнем доходов населения, где из-за плохих дорог, старых автомобилей и отсутствия водительской культуры рост смертности может достичь 83%.

По итогам прошлого года в России произошла 23 851 авария, в которых погибли 1116 и ранены 24 707 школьников и дошколят. На пешеходов составлено 560 тыс. протоколов за нарушение ПДД. Получается, что каждый третий россиянин, включая младенцев и стариков, нарушил ПДД

ДТП в Чеховском районе. В связи с ростом количества автотранспорта увеличивается количество ДТП.

II. Классный руководитель разбирает причины, по которым жертвами ДТП становятся дети.

Мы каждое утро выходим на улицу и становимся пешеходами. Интенсивность дорожного движения в Чехове увеличивается. Анализ данных о количестве ДТП свидетельствует о том, что очень часто жертвами становятся пешеходы, в том числе и дети. Почему?

Дети иначе, чем взрослые воспринимают окружающий мир. В чём это выражается?

1) Размер мчащегося автомобиля, его скорость для детей представляется немного искажёнными.

2) Расстояние до транспортного средства дети также не могут оценивать правильно.

3) Собственная скорость передвижения кажется ребёнку гораздо больше, чем на самом деле.

Исследования пешеходного движения показывают, что в зависимости от возраста и пола изменяется и скорость движения пешеходов:

Возраст и полСкорость движения пешеходов

Дети 6-10 лет1,11 м/с = 1,11X3600 : 1000 км/ч = 3,996 км/ч

Подростки 11-16 лет1,59 м/с = 1.59X3600 : 1000 км/ч = 5,724 км/ч

Мужчины до 55 лет1,62 м/с = 1.62 X3600: 1000 км/ч = 5,832 км/ч

Мужчины свыше 55лет1,5 м/с = 1.5 X3600 : 1000 км/ч = 5,4 км/ч

Женщины до 55 лет1,35 м/с = 1.35X3600 : 1000 км/ч = 4,86 км/ч

Женщины после 55 лет1,29 м/с = 1.29X3600 : 1000 км/ч = 4,644км/ч

При переходе дороги для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве, нужно осмотреться вокруг. Для того чтобы повернуть голову, ребёнку понадобится 4 секунды, а взрослому человеку всего лишь одну секунду. Поэтому, искажённо оценив дорожную ситуацию, дети считают, что успеют перейти дорогу и попадают в ДТП.

Дети с искажением воспринимают звуки на дороге.Подростки часто ходят с по улицам города с наушниками, в которых звучит громкая музыка. И это очень существенно мешает восприятию окружающей действительности.

У ребёнка искажено восприятие размеров транспортного средства. Подростки до 13-14 лет видят только прямо. У них хорошо развито “тоннельное зрение”, а боковое зрение слабо фиксирует происходящее.

Попробуйте решить задачу.

Сколько секунд будет переходить пешеход дорогу, если её ширина 6 метров?

Ответ: Возраст и полВремя перехода

Дети 6-10 лет5,5 с

Подростки 11-16 лет3,8 с

Мужчины до 55 лет3,7 с

Мужчины свыше 55лет4,0 с

Женщины до 55 лет4,4 с

Женщины после 55 лет4,7 с





Есть ещё один фактор, который следует учитывать. Люди делятся на “ левшей” и “правшей” по принципу ведущей руки. Активность руки связана с работой разных полушарий мозга, что определяет разный тип мышления, а, следовательно, разный тип восприятия информации.

Так, “правши”, т.е., у кого преобладает работа левого полушария мозга, считаются “мыслителями”, а “левши” те, у кого преобладает работа правого полушария мозга – “художниками”. Правое полушарие отвечает за ориентацию человека в пространстве, поэтому дети “левши” лучше ориентируются на улицах и дорогах, но при этом в большей степени у них искажено восприятие звуков.

Чувство тревоги и опасности не врождённое, а приобретённое. Поэтому развитые чувства опасности и ответственности за свою и чужую жизни могут предотвратить трагедию на дороге.

Нужно соблюдать осторожность на проезжей части в любое время года, особенно зимой. Знание того, сколько проедет автомобиль перед тем, как остановиться, какова дистанция безопасности, поможет избежать проблем на дороге.

III. Показ кадров ДТП с человеческими жертвами, где виновниками были пешеходы (психологи отмечают, что просмотр шокирующих кадров заставляет задуматься о соблюдении ПДД больше, чем если была проведена просто беседа.)

Учитель. Ребята, помните – ни одна машина сразу остановиться не может.

1) Останавливаясь около заранее намеченного места, водитель выключает двигатель, и автомашина продолжает двигаться только по инерции. Затем водитель тормозит и плавно подводит машину к остановке.

2) Автомашина не может остановиться сразу, как только её затормозили. До полной остановки она проходит ещё некоторое расстояние – тормозной путь.

Тормозной путь.

- это расстояние, пройденное автомобилем с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки автомобиля. От чего зависит тормозной путь автомобиля? зависит от многих факторов:

а) от силы сцепления колёс с землёй. Если дорога скользкая, шины стёрты, то сила сцепления колёс с землёй уменьшается и, наоборот, увеличивается, если дорога сухая, а шины новые. В первом случае тормозной путь увеличивается, во втором сокращается.

б) от скорости автомобиля: чем больше скорость, тем он длиннее.

Изменение тормозного пути.

Попробуйте решить задачу. Водитель едет со скоростью 25 км/ч, затем переходит на скорость 50 км/ч.Как изменится путь торможения?

Ответ: Казалось бы, что при удвоенной скорости тормозной путь тоже должен увеличиться вдвое. На самом деле он увеличивается в 4 раза. Если скорость увеличить в 3 раза, то тормозной путь увеличивается в 9 раз, а если в 4 раза – то в 16 раз.

Как изменяется тормозной путь в зависимости от скорости движения автомашины, показано в таблице.

Скорость движения а/м, км/ч102030405060708090100

Торм. путь по сухой дороге, м0,652,65,810,416,323,532,141,953,065,5

в) от состояния дороги. Тормозной путь может увеличиться примерно на 30%, если дорога мокрая, и примерно в 3 раза, если дорога покрыта снегом, и в 5 раз, если асфальт покрыт ледяной коркой.

Тормозной путь.

Ск-ть движения а/м, км/ч102030405060708090100

Торм.й путь по сухой дороге, м0,652,65,810,416,323,532,141,953,065,5

Торм. путь по мокрой дороге, м0,853,387,5413,521,330,5541,7354,4768,985,15

Торм. путь по ледяной дороге, м3,2513,02952,081,5116,5160,5209,5265,0327,5

Когда водителю труднее затормозить в начале дождя или когда дождь идёт уже некоторое время?

Ответ. В начале дождя затормозить труднее, так как на проезжей части образуется смесь в виде тонкой грязной и жирной плёнки, которая существенно снижает качество сцепления колёс с дорогой. И соответственно тормозной путь существенно увеличивается. Когда же дождь идёт уже некоторое время, он смывает эту грязе-жировую плёнку.

г) от нагрузки и тяжести машины. Более тяжёлая машина (грузовик, автобус) имеет больший тормозной путь, чем, например, маленький “Москвич”.

д) от исправности тормозов, препятствий на пути и других условий.

Остановочный путь автомобиля- все расстояние, пройденное автомобилем с момента обнаружения опасности до полной остановки, называется остановочный путь автомобиля.

автомобиль нельзя остановить мгновенно. Для его остановки требуется определённое время, за которое он проходит некоторое расстояние. Остановочный путь состоит из двух частей: расстояние, пройденное автомобилем за время реакции водителя и тормозного пути.

Время реакции водителя.

Время реакции водителя колеблется от 0,5 с до 1,2 с. На время реакции водителя влияют личные качества: физическое состояние водителя, его возраст, водительский опыт.

Памятка.

Умей не только видеть, но и слышать улицу.

Обращай внимание на сигналы автомобиля (указатели поворота, заднего хода, тормоза)

Контролируй свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобиля.

Литература:

Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт. – сост. В.Е.Амелина, О.Л.Фастова. – 2-е изд.испр. – М.: Глобус, 2006. – 264с.

Федеральная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах”. http://gibdd.yar.ru/

Максимов А. начальник ГИБДДД УВД г. Архангельска http://www.severinform.ru/index.php?page=newsfull&date=19-02-2008&newsid=64188

Изучайте правила уличного движения / авт. В.Л.Дудкин – Киев: Радянска школа, 1970. – 118с.

Журнал “Автомир” №9, №36 – 2008.

Правила дорожного движения Российской Федерации./сост. А.Т.Берг – М.: АТБЕРГ 98, 2007. – 64с.

Пешеход на дороге. /авт. М.Л. Форштат, А.П..Добровольская, А.В.Эпова, А.В.Новиков. – С-Пб.: Автоград, 2001. – 39 с