Толерантность

Классный час : «Толерантность»

5 класс

- Сегодня на классном часу мы с вами будем говорить о Толерантности. Это слово нам мало знакомо, но с составляющими этого понятия мы уже знакомы. Перед тем как я вам скажу значение этого слова, давайте проведем не большой эксперимент под названием «Единство и доверие».

Встаньте, не разговаривая друг с другом, в одну линию по собственному ощущению единства с классом. Кто чувствует себя полностью единым – встаньте к доске, кто слабо включённым или совсем не включённым – к противоположной стене. Все остальные должны распределиться на линии, соединяющей двух крайних участников – в соответствии с ощущаемой в данный момент степенью единства.

– Оказался ли результат неожиданным?

– Что вам мешает чувствовать себя едиными с остальными учащимися класса?

«Доверие»

Закройте глаза и представьте, на сколько баллов от 1 до 5 вы можете доверять друг другу. 1 – совсем не доверяете, 5– можете доверить всё. Не открывая глаз, поднимите соответствующее число пальцев. Держите пальцы до моей команды. Я скажу открыть глаза, когда покажут все. Откройте глаза и посмотрите, сколько пальцев показывает каждый.

– Почему вы поставили именно этот балл?

– Что объединяет тех, кто поставил одинаковое количество?

– Чья оценка оказалась неожиданной?

- Что, на ваш взгляд, повлияло на такое оценивание понятия «доверия»?

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям; близка к понятиям милосердие и снисхождение.

Толерантностьуважение ценностей , значимых для другого, осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей , целей и желаний, переживаний и чувств.

- Для чего она необходима? Можно ли без нее обойтись?Это дает человеку преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.



- Как вы считаете, есть ли необходимость говорить в нашем классе о толерантности?

- Давайте рассмотрим одну ситуацию и попытаемся понять причины происходящего:

Егор побил Юру, случайно опрокинувшего подставку с учебниками своей соседки по парте.

- Кто, по-вашему, виноват в драке?

Обычно Егор делает громкие обидные замечания тем, кто, по его мнению, делает что-то не так. Он искренне считает, что имеет на это право: если одноклассник плохо себя ведет (мешает на уроке, обидел кого-то, не важно – случайно или нет), Егор стремится наказать нарушителя. Юра никогда не обращает внимание на то, что происходит на уроке между одноклассниками. Он всегда занят уроком.

- Почему Егор так поступил?

/выступление психолога «Все люди разные»/

- Хотите узнать продолжение истории?

По дороге домой, Юра активно осуждает происшествие на уроке с одноклассниками и в шутку играючи предлагает различные методы воздействия на Егора. В эту игру включаются все одноклассники. У детей появляется игровой азарт, и они продолжают играть на следующий день в школе, не обращая внимание на присутствие тех, кто не посвящён в игру. При замечании со стороны учителя, игреки начинают перемигиваться и шушукаться, поглядывая на Егора.

- Как вы прокомментируете действия Юры? Класса?



- Дайте им оценку? Объясните свою позицию?

- Попробуйте поставить себя на место Юры? Как бы вы поступили?

- Как на ваш взгляд, могут развиваться дальнейшие отношения в классе?

1. дети прекратят свою игру и попросят прощение.



2. дети продолжат игру и будут драки и оскорбления.

- Какие последствия ожидают тех детей, которые не захотели остановить игру?

/выступление уполномоченного по правам ребенка/

- Как вы думаете, кто виновен в этой ситуации?

- Кто является зачинщиком?

- А кто будет отвечать?

- Будет ли полное доверие в классе? А единство?

- Как вы думаете сейчас, почему произошла вся эта ситуация?

- Какой путь разрешения этой ситуации вы бы предложили?

- Составьте правило общения в таком классе, которое помогло бы постепенно наладить отношения.