Толерантность термин понятие смысл

Толерантность: термин, понятие, смысл,

Никитаева Надежда Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Дмитриевогорская СОШ»

Помни, что ты только человек!

Слова эпиграфа заимствованы из триумфального ритуала римских полководцев. Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Тогда они звучали как предостережение против установления тирании.

Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Это предостерегает нас от попыток применения насилия, давая понять, что никто не обладает абсолютной властью над другим, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Индивидуум не властен над мыслью, действием, жизнью себе подобного. Данная сентенция особенно актуальна для многонационального государство, каким является Россия.

Человечество устало от войн, насилия, терроризма. После ряда особо страшных трагедий в мире и нашей стране пришло осознание: если мы хотим выжить, то должны изменить образ мышления и жизни, характер отношений между людьми, народами и государствами.

Значение термина «толерантность» в разных языках имеет свои оттенки:

1)tolerancia(испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

2)tolerance(французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

3) tolerance(английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;

4)kuan rong(китайский) – позволять. Принимать. Быть по отношению к другим великодушным;

5)tasamul’(арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение. Расположенность к другим;

6)терпимость(русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть, выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995г. в Париже 185 государствами – членами ЮНЕСКО, включая Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Это определение подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и т.д.

Цель толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой личности.

В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе – в расовой дискриминации, преследовании по национальному или религиозному признакам, в нарушении важнейших демократических принципов. Воспитание толерантности, цель которой состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой личности, — первая ступень в длительном процессе развития мировой культуры, требование не допускать в общественных отношениях насилия и принуждения. Только при условии толерантности может быть осуществлено полное раскрытие возможностей и способностей человека и общества, развитие дружественных отношений между разными сообществами.





Толерантность – одна из самых острых воспитательных проблем в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу. Что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Формирование таких качеств. Как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы, на мой взгляд, решение проблемы воспитания толерантности.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированнностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В 5-8 классах нам, педагогам, необходимо помочь учащимся понимать друг друга, уметь признавать точку зрения другого, уметь находить выход из конфликтной ситуации, раскрыть интерес к другим народам, нациям. В 10-11 классах формировать активную жизненную позицию, развивать способность жить в мире разных людей и идей, знать свои права и признавать права другого человека.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель-ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократическим механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка. Современный педагог должен владеть следующими качествами: гуманностью, рефлексивностью – пониманием особенностей, достоинств и недостатков каждого человека, ответственностью, гибкостью, самообладанием, вариативностью, перцепцией – умением подмечать и выделять различные свойства людей, отражающие их внутренний мир, коммуникативностью, синдикативностью – умением сплачиваь коллектив, активностью, эмпатией – сопереживанием, чувством юмора.

Воспитание культуры толерантности, на мой взгляд, должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель».

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

Древние философы предостерегали: «Трех вещей нужно избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения». Таким образом, толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания, взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной и социальной среды.

Литература:

1.А.Г.Асмолов. Историческая культура и педагогика толерантности. // Мемориал, 2001г., №24, с.61-63.

2.В.П.Степанов. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2002г, №9.

3. Л.И.Сёмина. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа, 2001г.,№№11-12, с.36-40.