Толерантность и интолерантность Классный час

Классный час «Толерантность – интолерантность»7 класс

Цель: Познакомить с понятиями толерантной и интолерантной личности.

Задачи:

– формирование навыков ведения позитивного диалога;

– осознание многообразия мира и проявлений личности в этом мире;

– развитие способности к самоанализу, самопознанию;

– развитие социальной восприимчивости (способность к сопереживанию);

– обучение культуре толерантного поведения в межэтнических отношениях;

– развитие способности к рефлексии.

Форма: Классный час – диалог.

Подготовительный этап:

оформление доски – слова французского писателя Антуана де Сенкт-Экзюпери: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю»; Декларация принципов толерантности, утверждённая резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, провозглашает 16 ноября ежегодно отмечать Международный день, посвящённый толерантности.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

О многообразии мира: О том, что мир многообразен и в то же время един, что различные подходы к одним и тем же процессам неизбежны ввиду различия культур, но уже небезопасны как для конкретных социальных субъектов, так и для мира в целом. Терпимость к другому человеку, нации или культуре, различающимся по своим ценностям и стилю жизни, является одной из предпосылок гармонии в современном мире. Прогресс терпимости в мировом сообществе становится индикатором зрелости политической, юридической, психологической и экологической культуры, показателем нравственной высоты нации, их общественного сознания.

Рассмотрение документов ООН и ЮНЕСКО: Согласно документам ООН и ЮНЕСКО, обучение культуре мира означает построение и развитие социальных отношений, основанных на принципах свободы, справедливости, демократии, терпимости и солидарности, отказа от любых видов насилия. Такой тип социальных отношений предусматривает предотвращение конфликтов на ранней стадии их развития с помощью ликвидации (либо минимизации) порождающих их причин путём установления диалога и ведения переговоров.

Понятие толерантности: Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим.

Понятие интолерантности: Интолерантность – это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через конфликтное, агрессивное поведение.

Работа в микрогруппах



Класс делится на группы по 4-5 человек и каждой группе предлагается выработать своё определение толерантности, включая в него то, что, по их мнению, является сущностью понятия. Определение должно быть кратким.

Подведение итогов дискуссии в классе

Представитель каждой группы знакомит с определением всех учеников. В процессе обсуждения ученики имеют возможность высказать своё отношение к полученным формулировкам (краткие формулировки записываются на доске представителем каждой группы).

Упражнение «Я подарок для человечества…»

Рассматривая слова А. де С. Экзюпери, написанные на доске, дети делают вывод, что каждый человек уникальная личность, что в чем-то он совершенно не подражаем и вне всякой конкуренции. Учитель предлагает ученикам подумать над тем, что каждый из них действительно является «подарком» для человечества. Каждый ученик аргументирует своё утверждение, например: «Я подарок для человечества, так как я…» – и так каждый…

Подведение итогов в классе

Ученики обобщают все высказывания, говорят, что у всех много возможностей, много того, что делает каждого уникальным, и того, что всех объединяет.

Игра «Интервью» (парная)

Учитель отмечает, что себя мы изучили достаточно хорошо, а вот своих друзей знаем не всегда. Ребятам предлагается разбиться на пары и задать друг другу несколько вопросов. Предлагаемые вопросы:

Знаешь ли ты…?

1) В каком месяце я родился?

2) Какой школьный предмет я люблю?

3) Что я предпочту в зимнее воскресенье: посидеть у телевизора или заняться греко-римской борьбой?

4) Есть ли у меня домашнее животное и как его зовут?



5) Какие фильмы я люблю (комедии, фантастику, боевики…)?

Подведение итогов игры «Интервью»

Обсуждение в классе показало, что не все «интервьюированные» верно ответили на вопросы. Делаем вывод: чтобы лучше понимать друг друга, надо лучше друг друга знать

Игра «Эмоциональное состояние»

Каждый участник получает карточку с названием эмоционального состояния (радость, восхищение, агрессия, доброжелательность, безразличие, недовольство, пренебрежение и т.д.) и с соответствующей интонацией произносит любое высказывание в адрес группы или отдельных участников, которые пытаются понять, какие чувства передавал партнёр. В завершении игры проводится обсуждение в общем кругу: «Что я делаю, чтобы справиться со своими эмоциями».

Подведение итогов в классе

Мы все разные, но быть толерантным означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательными к другим и обращать внимание на то, что нас сближает

Задание «Эмблема толерантности» – работа в группах.

Участники каждой группы рисуют эмблему «Толерантность».

Подведение итогов творчества – эмблема «Толерантность»

Ученики ищут сходство между рисунками, объясняя, что общего в этих рисунках, и выдвигают тезисы, которые отражали бы сущность эмблемы «Толерантность»:

– культура мира;

– терпение;

– доверие;

– рука помощи;

– дружба народов;

– терпимость к различиям;

– доброжелательность;

– принимать других такими, какие они есть, так как каждый индивидуален.