Типы отраслей рыночной структуры

Типы отраслей рыночной структуры.

в настоящее время сформулированы 4 модели:

*чистой конкуренции

*монополистической конкуренции

*чистой монополии

*чистой олигополии

Названным моделям соответствуют типы отраслей:

*чистой конкуренции

*олигополии

*монополистической конкуренции

*монополии

1. Отрасль чистой конкуренции. Данная модель встречается крайне редко и включает множество предприятий, производящих однородную и стандартизированную продукцию. Вход и выход на отрасли свободные, контроль за ценами отсутствует, но ни один из продавцов не может оказать влияние на рыночную цену. Рыночная цена установлена:

а) если выше средних валовых издержек конкретной фирмы в отрасли, то фирма может получить максимум прибыли

б) если ниже средних валовых издержек, то фирма может покрыть убытки путем роста объема производства и реализации

Высокие прибыли и убытки для отдельных фирм возможны только в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде возможность получения прибыли привлечет новые фирмы, которые приведут к росту предложения в отрасли и окажут воздействие на снижение рыночной цены. Примерами отраслей с чистой конкуренцией могут быть сахарная промышленность, автотранспортная отрасль, отрасли АПК.

2. Олигополия — структура рынка, представленная несколькими продавцами, учитывающими при принятии управленческих решений поведение конкурентов; рыночная структура с высокой степенью концентрации и вытекающей из нее немногочисленностью крупных производителей, между которыми существует осознанная взаимозависимость. Для модели олигополии характерны следующие признаки:

*в отрасли присутствуют 2 и более конкурирующие фирмы, поэтому отрасль не является монополизированной.

*кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции

*в отрасли функционирует крупная фирма, действия которой вызывают ответную реакцию конкурентов

При олигополии каждый производитель должен учитывать реакцию соперников на свои управленческие решения по выбору цены и объему производства. Равновесная цена и выпуск в олигополистической отрасли от предложения производителей. Различают следующие модели олигополии:

*модель Курно, ориентированная на выпуск продукции как стратегическую переменную. Каждый производитель в модели Курно стремится максимизировать свою прибыль, сохраняя при этом объем выпуска.

*модель Штакильберга. Данная модель является развитием модели Курно для случая, когда некоторые олигополисты претендуют на роль лидера в рыночной структуре. В моделях Курно и Штакельберга фирмы выбирают объем выпуска, а цена продукта определяется из отраслевой кривой спроса. На практике олигополисты предпочитают устанавливать цену и продавать по этой цене тот объем выпуска, который определяется рыночным спросом.

*дуополия Бертрана, в которой в качестве стратегической переменной берется цена, а не объем выпуска. Модель Бертрана представляет собой модель ценовой войны, равновесный исход которой будет достигнут лишь по снижению рыночной цены до уровня предельных издержек, ниже которых ее снижать уже нельзя. Для менеджера олигополия Бертрана нежелательный вариант, ведущий к нулевой прибыли даже в случае двух предприятий. Для потребителя олигополия Бертрана очень привлекательна, т.к. при таком варианте объем выпускаемой продукции совпадает с объемом выпускаемой продукции на рынке с совершенной конкуренцией.

На рынке может существовать большое количество моделей олигополистического поведения:

*равные доли рынка и равные издержки

*равные доли рынка и разные издержки

*различные доли рынка и равные издержки

*различные доли рынка и различные издержки

Модель картеля, модель теории игр, модели неценового лидерства, модели ценового лидерства

3. Отрасль монополистической конкуренции. Монополистическую конкуренцию можно определить, как особую рыночную структуру, при которой большое количество производителей предлагает на рынок схожую, но неоднородную продукцию, имеющую отличия по качеству, дизайну или какому-либо другому признаку. Основные черты монополистической конкуренции:

*товар каждой фирмы, торгующей на рынке не является совершенным заменителей товара, реализуемого другими фирмами.

*дифференциация продуктов возникает из-за различия в потребительских вкусах, свойствах, качестве, сервисе, рекламе. Часто потребитель платит за торговую марку.

*на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но и не слишком маленькую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками.

*продавцы на рынке не считаются с реакцией своих конкурентов в случае выбора цены и объема производства.

Существуют 3 особенности, возникающие в реальном мире:

*некоторые фирмы могут выпускать продукцию, которую чрезвычайно сложно воспроизвести

*вхождение в отрасль имеет некоторые ограничения:

поскольку продукция дифференцирована, возникают значительные финансовые проблемы

*в результате дифференциации с точки зрения размещения и досупности прибыль ниже нормальной может сохраняться в долговременной периоде.

4. Монополия — тип структуры рынка, в котором действует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя и большого количества покупателей. Различают юридические и технологические барьеры вхождения в отрасль:

юридические:

*патенты (патентная монополия, предоставляющая изобретателю исключительное право на распоряжение изобретением)

*выдача правительственных лицензий

*введение правительственных картины

*введение импортных пошлин

технологические:

*технология производства

*обладание каким-либо исключительным знанием в области технологии производства

Закрытая монополия — отрасль, которая защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентами, авторской правом.

Естественная монополия — отрасль в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.

Чистая монополия — ситуация, когда существует единственный продавец товара, при чем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях.

Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции.