Типы химических реакций на примере свойств воды

Тема «Типы химических реакций на примере воды»

Класс: 8

Цель урока: закрепить и углубить знания о типах химических реакций на примере свойств воды.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, тетрадью, тестами.

Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся: систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, о типах химических реакций, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с охраной воды.

Формируемые компетенции:

учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды, выдвижение своих идей по охране водных ресурсов родного края; информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения,

коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Тип урока: комбинированный, сообщение новых знаний и их совершенствование.

Формы организации работы детей: групповая (просмотр презентации), индивидуальная (беседа, работа с рабочей тетрадью), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

Формы организации работы учителя: организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует беседу по слайдам и опытам, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видео опыт «Электролиз воды»

Лабораторное оборудование: чашка с водой, металлический натрий, фенолфталеин, оксид кальция, пробирка с водой, кораблик бумажный

Предметы: химия, биология, география, экология, литература, русский язык, физика.

Ход урока.

Организационный момент

(создать на уроке условия для эмоционального погружения в тему; используя репродукции картин художников, фотоэтюды с изображением русской природы в разные времена года (оформление на доске)

СЛ 1 Учитель: Как много удивительного и интересного в мире. Мы не перестаем удивляться всему тому, что окружает нас. Предметы, которые мы используем в повседневной жизни хранят в себе столько таинственного и загадочного. Сегодня мы должны вместе раскрыть тайну еще одного природного вещества.

Активизация

СЛ 2 Учитель: Перед вами черный ящик. Ваша задача догадаться о каком веществе идет речь:

- это химически чистое вещество;

- у него есть свой день в календаре 22 марта;

- это вещество может принимать разную форму, сейчас оно находится в жидком состоянии;

- это самое главное вещество для нас в окружающем мире. О чем идет речь? (ответы учащихся)

Учитель: Поэтому объектом нашего изучения на уроке будет вода (слайд2)

Почему вода является самым главным веществом на Земле? (ответы учащихся)

Изучение нового материала

Учитель: Да, действительно, вода самое удивительное вещество на планете. Поэтому о воде не случайно слагали стихи, песни, писали картины и делали фотоэтюды. Вот какие наблюдения за природой записал Фет А.А.

СЛ 3 — 12

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкой это,

А все это просто вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Каскад водопада и брызги фонтана,

А в сущности, это вода.

Вот белым легли покрывалом

На землю родную снега…

А время придет — все растает,

И будет простая вода.                        

Вода это не только явление природы, но и химическое вещество, свойства которого использует человек. Вы знаете, что любое химическое вещество обладает индивидуальными свойствами, так и вода обладает уникальными химическими свойствами. Она вступает в различные реакции.

СЛ 13 Тема урока: «Типы химических реакций на примере воды»

« Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы» сказал Демокрит. Выполняя те или иные упражнения, человек, совершает определенные вид деятельности. Это относится и к вам уч-ся. Единственный путь ведущий к знаниям – это деятельность, а для того чтобы начать действовать необходимо поставить цель

А что такое цель? (ответы детей). Цель — то, к чему стремится человек, начиная что-либо. Давайте определим цели нашего урока. К нашей цели мы будем идти поэтапно, решая несколько задач: нам необходимо рассмотреть различные типы химических реакций, а использовать будем знания о химических свойствах воды.





СЛ 14 Учитель: Давайте вспомним, а какие типы химических реакций вы знаете?(ответы учащихся)Ребята, а давайте соберем «Химический букет» Задание: Из химических цветов собрать соответствующие химические реакции(один ученик у доски, а все остальные в рабочем листе)

СЛ 15 Учитель: Вы знаете, что если через воду пропустить эл. ток, то она разлагается на водород и кислород. А водород хорошо горит, и это свойство используют в качестве топлива для движения автомобилей.

Подобные процессы разложения протекает и в зеленых листьях, только вместо эл тока используется энергия солнца. Вы помните из курса ботаники, что этот процесс называется фотосинтезом.

Такие реакции разложения, которые протекают под действием эл тока, называются электролизом

Запишите уравнение реакции.

2H2 O = 2H2 + O2 Реакция разложения

Демонстрация видеоопыта «Электролиз воды»

Учитель: Ребята, давайте еще раз вспомним, какие реакции называются реакциями соединения? (ответы учащихся) Правильно вода тоже вступает в реакции соединения. Сейчас при ремонте помещений используют обои или водоэмульсионную краску, а еще совсем недавно белили стены и потолки известью. В магазине приобретали кусочки негашеной извести — оксид кальция, дома его заливали водой, шла бурная химическая реакция соединения между этими веществами и таким образом получали известь, которая называлась гашенной, а на языке химиков — это гидроксид кальция.

Давайте проделаем этот опыт и запишем уравнение реакции. Помните технику безопасности при работе с химическими веществами.

СаО + Н2О→ Са(ОН) 2 Учитель : Ребята, а вы слышали о кислотных дождях, откуда они берутся в природе? Что в атмосфере у нас есть кислота, которая выпадает в виде осадков на землю? (ответы учащихся). Из-за небрежного отношения человека к природе в атмосфере накапливаются оксиды неметаллов. Они соединяются с парами воды, которые есть всегда в воздухе, и превращаются в кислоты

Давайте попытаемся записать еще одну реакцию соединения оксидов с водой.

SO22О → Н23

Перед вами две реакции соединения, в чем между ними разница? (ответы учащихся).

СЛ 16 Физкультминутка

Учитель: Давайте представим на несколько минут, что мы находимся с вами в бане. Выберите себе веник: дубовый, березовый, можжевеловый. Взяли веник в правую руку и побили себя веником по левому плечу, по спине, по животу. Переложили веник в левую руку и побили себя по правому плечу, по спине, по животу. А теперь взяли таз с холодной водой и вылили на себя воду. Чувствуете легкость и заряд бодрости? С таким прекрасным настроением мы и продолжим с вами урок.

Учитель:Ребята, а как называются химические реакции между простым и сложным веществом?замещения (ответы учащихся). Посмотрим, как протекают данные химические реакции при участии воды

Демонстрационный опыт (проводит учитель)

Плыл по морю корабль, в трюмах которого был металлический натрий. И вдруг он наткнулся на рифы. В днище корабля образовалась пробоина, и вода быстро начала поступать к натрию. Натрий активно реагирует с водой, при этом выделяется большое количество водорода, который загорается от теплоты химической реакции. Корабль пошел ко дну, и ни один моряк не спас свой груз.

(ученик работает на доске)

2Na + 2H2 O = 2NaOH + H2

Учитель: Какие химические реакции мы вспомнили? А какую забыли? (ответы учащихся).Реакции обмена. Дайте определение. В начале урока мы сказали, что вода является хорошим растворителем. Каждое утро вы наверняка пьете сладкий чай, едите подсоленную пищу. А что происходит с сахаром, когда он растворяется в воде? А что происходит с солью, когда она попадет в воду? А что такое растворение? (ответы учащихся). Это не простой процесс, в растворах идут сложные химические реакции обмена, в результате которых образуются сложные вещества. Такие реакции обмена между веществами и водой называются гидролизом. Эти реакции мы будем изучать в старших классах.

Закрепление изученного материала.

У: Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что вода удивительное вещество и участвует во всех типах химических реакций. Я предлагаю вам задание

СЛ 17 Задание «Удивительная цифра». Обвести верные ответы кружком ( у учащихся карточки ).

СЛ 18

Формула воды – Н2О.

Взаимодействие оксидов с водой это – реакция соединения.

Вода – хороший растворитель.

Реакция замещения – это взаимодействие между сложными веществами

Вода взаимодействует с натрием.

Фотосинтез идет под действием электрического тока.

Вода не имеет вкуса и запаха.

Вода имеет вкус и запах.

Соедините кружки по порядку прямыми линиями. Если у вас получилась цифра 5, то на все вопросы вы ответили верно.

СЛ 19

Рефлексия

Давайте вернемся к нашей теме урока

Что узнали на уроке?

С какими веществами реагирует вода?

В какие типы химических реакций она вступает?

А пригодятся ли вам полученные знания на уроке в жизни?

Как вы думаете, достигли мы цели? Что мы делали для этого? кино, опыт. Работа с учебником. А что мы сегодня решали?

Действительно, для того чтобы достичь цели урока мы совершали определенные действия, т.е. мы решали задачи.

А задача – это единичное действие, которое необходимо выполнить для достижения цели.

СЛ 20 Домашнее задание

А домашнее задание будет не простое. Вам необходимо подумать и ответить на вопросы

1.Как вы объясните высказывание Леонардо да Винчи: «Воде дана была волшебная власть стать соком жизни на Земле»

2.Часто говорят: «Вода — уникальное природное соединение» В чем вы видите уникальность этого соединения?