Типология уроков искусства в системе художественно-педагогической сверхзадачи

Новые образовательные стандарты – новый формат урока

Типология уроков искусства в системе художественно-педагогической сверхзадачи.

Шитова Ольга Константиновна,

учитель мировой художественной культуры

МБОУ СОШ № 10 г. Павлово

«Искусство воздействует на мысли и чувства, волю и воображение и благодаря этому формирует и преобразует духовный мир людей.

Иначе говоря, оно осуществляет воспитательную сверхфункцию»

В.А. Сухомлинский

У искусства много конкурентов, переводящих внимание растущего человека в область поверхностного бездуховного бытия, превращающих жизнь в прозябание. Чем «дышит» сегодняшний школьник? Мир компьютерных игр и мобильных телефонов, глянцевых и молодежных журналов сомнительного содержания, телешоу и оглушающей музыки – вот далеко не весь разнокалиберный суррогат молодежных субкультур. У подростка зачастую не находится времени для раздумий и наблюдений, не возникает потребности проанализировать свой внутренний мир в поисках себя. Механическое поглощение информации в современном социуме делается почти нормой.

В этих условиях именно искусства может стать пространством индивидуального духовного роста, неизбежно сопряженного с формированием гражданственности, нравственности, уважения к свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе. Но без личностного отношения к художественным образам они могут оказаться не более чем очередным раздражителем, замкнутой в себе «базой данных» эмоционально-образного опыта человечества. Поэтому педагогу так важно сделать взаимодействие детей с памятниками культуры максимально эффективным. Именно эстетическое переживание художественного произведения, целостность впечатления от художественного образа, погружение в атмосферу времени являются самыми важными результатами любого урока. И именно изучение мировой художественной культуры способно действительно помочь растущему человеку осознать свою культурную, национальную принадлежность и самоопределиться в современном мире.

Учитель идет на урок искусства не только для того, чтобы преподать своим ученикам, как хороша и прекрасна та или иная культура, но затем, чтобы пробудить в них желание и за пределами школьных стен проживать художественную образность как нечто индивидуально-осмысленное. Постижение эстетических, философских, мифологических особенностей того или иного произведения становится действенным только в том случае, когда дает растущему человеку уверенность и свободу собственного выбора, в чем бы он ни проявлялся. Научить постижению искусства, как и научить пониманию жизни, нельзя. Этот путь каждый из нас проходит сам.

Именно по этой причине уроки искусства не должны быть похожи друг на друга, ни на уроки предметных областей. Проектируя уроки, мы проектируем развитие наших учеников. Здесь важен смысловой центр, идея, положенная в основу взаимодействия педагога с детьми, вдохновляющая и направляющая его. Речь идет о своеобразной художественно-педагогической сверхзадаче.

Я выделяю четыре типа художественно-педагогических сверхзадач уроков МХК: погружение, постижение, сравнение, обобщение.

Сверхзадача погружение ставится учителем в том случае, когда вдохновляющей идеей урока является эмоционально-образное проживание художественного шедевра, личностно-смысловое проникновение в его ауру, его глубинную суть, его стиль. В процессе такого погружения достигается эффект присутствия, усиленный субъективным восприятием каждого участника урока (и учащихся, и учителя). Эмоциональная окрашенность знаний позволяет максимально приблизить к нам изучаемые эпохи и стили, пережить их «здесь и сейчас».

Музыкальное, поэтическое сопровождение способствует большей эмоциональной насыщенности и открытости границ урока, рождая личностное видение произведение искусства.

Сверхзадача постижение носит ярко выраженный познавательно-творческий характер. В ходе уроков, построенных на этой смысловой доминанте, происходит не только освоение, но и личностное переосмысление произведений искусства и тех культурно-исторических условий, благодаря или вопреки которым они были созданы. Такие уроки чрезвычайно важны для становления и развития мировоззрения подростка.

Художественно-педагогическая сверхзадача сравнение нацелена на эмоциональное и аналитическое сопоставление художественных образов, их черт, этапов развития видов искусства, основ культурных эпох.



Например, сравнение особенностей ландшафта, архитектуры, декора Критского и Микенского дворцов, отразивших главную идею культурного развития в этих регионах, позволяет прийти к пони манию различий в ценностных ориентирах и мировосприятии людей, создавших эти культуры. Сравнение пластических образов архаики, ранней, высокой и поздней классики помогает выявить характерные черты древних греков на разных вехах их культурного развития.

Сверхзадача обобщение является смысловым стержнем итоговых уроков по различным тематическим разделам. Уроки, основанные на подобной сверхзадаче, позволяют:



Обобщить социокультурный опыт, накопленный к моменту изучения конкретного художественно-исторического материала.

Активизировать эмоциональный и познавательный багаж, полученный в курсе «Искусство»

Выйти на новый уровень понимания центрального художественного образа эпохи.



Я убеждена, что урок искусства можно считать состоявшимся только в том случае, если он позволяет открыть и детям, и педагогу основу и специфику представлений людей разных культурных ареалов о мире, о красоте, смысле их существования. А в идеале – выработать умение понимать людей с иными культурным багажом и иной ментальностью.

Для успешной реализации художественно-педагогической сверхзадачи важен тип урока. Я выбрала для себя четыре типа: образ-модель, исследование, созерцание, панорама. Гибкое соотношение типа урока и поставленной сверхзадачи доказало свою эффективность на практике, повысив уровень эмоциональной отзывчивости и творческой активности учащихся.

На уроке по типу образ-модель важно найти эмоционально-художественное зерно. Здесь может выступать архитектурная деталь, живописный прием, литературная или музыкальная форма. Урок, построенный по типу образ-модель, дает учителю возможность целостно охватить и содержательный, и эмоциональный контекст материала, а учащимся – полнее и глубже почувствовать произведение, стиль, эпоху. Например, в основу образно-смысловой модели урока «Готический храм – образ мира» положена условная схема готического окна-розы (восемь лепестков вокруг композиционного центра). Именно этот образ позволяет реализовать его художественно-педагогическую идею – через созерцание и осмысление готической архитектуры и рельефов, витражных сюжетов и красок прийти к открытию. Личностного смысла, собственного отношения к храму как образу мира.

В рамках урока-исследования важно не соскользнуть на дидактический тон подачи материала. Этот тип урока предъявляет к учителю особые требования. Исследования шедевров мировой художественной культуры на уроке – процесс вдумчивого изучения, постоянного рассуждения и размышления педагога совестно с детьми. Учитель не декларирует истину, а вовлекает ребят в процесс ее открытия, делая время от времени лишь небольшие комментарии.

Такой подход предполагает поисково-исследовательские задачи, которые предстоит решить на уроке, где сочетается групповая работа с самостоятельной, индивидуальной.

Урок-созерцание наиболее полно отражает природу искусства и расчитан на внешнее, чувственное воздействие. Искусству созерцания с помощью наставлений и навязанных схем детей не научишь. Этот процесс настолько индивидуален и неповторим, насколько уникален каждый ребенок, каждый человек на земле.

На уроках созерцания важны и интонация, и особая доброжелательная атмосфера, позволяющая свободно высказывать свое мнение, задавать вопросы. Любое произведение искусства существует не только в своей материальной форме (на холсте, в камне, в нотной записи, в слове и т.д.) По- настоящему оно начинает жить и раскрывать свой глубинный, истинный смысл в момент его восприятия, поэтому задача учителя – так построить урок, чтобы ребенок смог прочувствовать художественный образ. К числу приемов относится художественно-эмоциональное созерцание, художественно-образное сравнение, художественно-психологическое наблюдение.

Урок-панорама меньше всего нуждается в комментариях, поскольку название говорит само за себя. Широкий обзор, позволяющий охватить взглядом произведения одного или несколько стилей, разных видов искусства, в контексте изучения искусства просто необходим. Такие уроки содержатся в каждом тематическом разделе курса. Они, как правило, целесообразны для итоговых, обобщающих тем либо для тем, включающих большой круг произведений и образов.

На пересечении художественно-педагогической сверхзадачи и типа урока рождается культурно-познавательное пространство, которое благодаря учителю способно наполниться личностными смыслами и желанием ребят постигать основы мирового искусства.

Литература:

Выготский, Л.С.Психология искусства/ Л.С. Выготский. – М.:Педагогика, 1987. – 334с.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. 10 класс. Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков: методическое пособие: среднее общее образование/ Л.Г. Емохонова, Н.Н. Малахова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336с.

Ядровская Е.Р. Интерпретация текстов искусства: Учебное пособие/Под ред. Е.Р. Ядровской. – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2011. – 196с.