тезисы к теме 9

“The Magic and Myth of the Movies”

1920/1930s: Ricotto Canudo, Film as “National Folklore”

Sigmund Freud, the latency of meaning in dreamwork

Carl Gustav Jung, discovered archetypical forms in dreams and connected them across cultures.

Bronislav Malinowsky, myths are a “reality lived”, not just a story.

Myths are the commentary of humans of a particular culture on the mysteries of human existence and projections about these mysteries.

Parker Tyler “The Magic and Myth of the Movies” (1947)

Magic of movies existed in the function of the fundamental technological apparatus of cinema as well as in the dynamics of a film’s exhibition.

Both these sources of magic in the movies eroded over time.

Hortense Powdermaker “Hollywood: The dream Factory” 1950.

Movies shifted away from a dominant aesthetic of power toward a dominant aesthetic of repetition. (computer effects, сreative height, wide –screen, 3 dimensions – how you draw a viewer to a “reality” and to extend picture itself.

John Cawelti, who treated genres and formulas in film as myth-like, using this model to explain mimetic functioning of movies.

Roland Barthes, who treated film as a semiotic system, part of a larger ideological construct into which all reality is coded.

Barthes introduced the idea of the “hegemonic” in which the preferred reading of signs in any culture is the reading preferred by the dominant ideology.

Do elites make movies, or masses? Change over time from mass audiences to specific demographic of audience.

How do the archetypical and mythic qualities of movies integrate, or coexists, with the qualities of enjoyment , entertainment, escape that characterize the movies?

Тезисы к теме 9. Магия и мифы кино.

- Ричотто Канудо – французский критик итальянского происхождения, основатель кинотеории и киноэстетики в 1920-30 годах, в своей работе «The Image Factory»: Как понять кино как явление? Канудо выдвинул идею, которая жива до сих пор. Кино – это национальный фольклор. Кино создает истории, которые не имеют религиозных ассоциаций, как имеют их древние мифы. Они имеют высоко националистическую идеологию в 1920 годах. Они национальны. Они имеют отношение к фольклору. Они создаются элитами и имеют отклик в массах, в обществе. Здесь срабатывает «закон фольклора». Фольклорное кино определяется как история с мифическими созданиями, истории откровений, героев, магии, решений и т.д. В 1911 опубликовал статью-манифест Рождение шестого искусства, где назвал кино «пластикой в движении» и «ребенком машины и чувства» (позднее, в 1919, он назвал шестым искусством танец, а кино присвоил имя седьмого искусства — этот термин вошел в широкое употребление)

- Зигмунд Фрейд о латентности ( скрытом состоянии) значений сновидений. Он предположил, что в сновидениях всегда есть значение. В кино вы также имеете скрытое значение.

- Карл Густав Юнг пошел дальше, он открыл архетипические формы в сновидениях, и их связь сквозь времена и культуры. Он пояснил, что человеческие сны архетипичны, они проходят через все культуры. Их формы присущи всему человечеству.

-Бронислав Малиновский, британский антрополог польского происхождения называл мифы «живущей реальностью», а не просто историей. Мифы – это отклики людей определенной культуры на тайны человеческого существования и на проекции этих тайн.

Малиновский наиболее провокационен – «реализм реальности», мифические истории — придуманные истории. Многие люди верят в реальность выдуманных историй. В книгах, созданная реальность это не то, во что я погружен. В кино погружение глубже. Мифы это – ожившая реальность – об опасностях и страхах, о любви и смерти и т.д.

- Паркер Тайлер в своей работе «Магия и мифы кино» в 1947 году. Магия это об аппарате, о механике, машины фильма. Магия в монтаже – связь между фотографическим натурализмом и формализмом. Магия кино существует в функции фундаментального технологического аппарата кино, также как и в динамике показа фильма. Оба эти источника магии разрушаются со временем.

- Гортензия Паудермейкер, американский антрополог, ученица Малиновского, год прожила в Голливуде с 1947-1948 год и написала книгу «Голливуд – фабрика грез» в 1950 году. Магия кино в монтаже, в смонтированной реальности. Вы идете в кинотеатр, как будто идете к оракулу.

- Джозеф Кэмпбелл – универсальная природа мифов отражает формулы в человеческом мозгу.

- Кино перемещает нас с доминирующей эстетики власти (силы) к доминирующей эстетике повторения ( компьютерные эффекты, широкий формат, 3 D – как вы окунаете зрителя в «реальность» и расширяете саму картинку).





Миф вояжа – вы сталкиваетесь с опасностью, у вас множество врагов и друзей. Это повторяется в различных культурах и обществах. Типический герой и герой, который отвергает эту типологию.

- Джон Кавелти. Он считал жанры и формулы кино мифическими, используя эту модель для объяснения миметической функции кино.

- Роланд Бартес, считал кино семиотической системой, частью огромной идеологической конструкции, в которой закодирована вся реальность. Бартес ввел идею «гегемонии» в которой предпочтительное чтение знаков в какой –либо культуре является предпочтительным чтением доминантной идеологии.

- Кто делает кино – элита или массы? Со временем изменяется массовая аудитория к специфической демографической аудитории.

_Как архетипические и мифические качества кино взаимодействуют и сосуществуют с качеством радости, развлечений, отвлечения, которые характеризуют кино?

Каждый раз, когда вы смотрите кино, вы его смотрите по –новому, потому что вы –новые, другие (вы в другом настроении, в другом возрасте, с другим сознанием).

Глава XXXIII ( из книги Жоржа Садуля «Всеобщая история кино»

ДЕБЮТЫ ГАНСА И ДЕЛЛЮКА

(ФРАНЦИЯ, 1915—1919)

29 марта 1911 года Ричотто Канудо, итальянский

журналист, поселившийся в Париже,, показал в „Ecole des

Hautes etudes» кинокартину „Божественная комедия»

режиссера Джузеппе де Лигуоро; стихи Данте читали

Ромюаль Жубе из театра „Одеон» и Мария Марселли

из театра „Водевиль». Во время сеанса выступил Канудо,

назвав кино „шестым искусством». Эту формулу

услышал и повторил один из его молодых друзей, Абель Ганс,

который спустя год опубликовал в „Сине-журнале»

манифест отвечающий на вопрос: „Что такое

кинематография?»

„Кинематограф — это, как говорит мой друг Канудо,

шестое искусство, которое делает еще только свои первые

неуверенные шаги.

Сейчас шестое искусство, так же как французская

трагедия во времена Арди ждала своего Корнеля, ждет

классика, который положил бы в его основу твердые законы.

Шестое искусство — это искусство, показывающее,

как трепещут крылья Самофракийской победы, как из

зарослей кустарника, пригрезившегося Гужону, выходит

Диана-охотница.

Шестое искусство позволяет нам в несколько минут

увидеть прошлое, все великие исторические катастрофы,

и непосредственно извлечь из них объективный урок.

Шестое искусство — такое искусство, которое в один

и тот же миг вызывает слезы на глазах араба и эскимоса

и в один и тот же час научит их отваге и доброте.

Шестое искусство, наконец, — такое искусство, которое

лучше театра и книги распространит убеждения того гени-

(Родился 2 января 1879 г. в Джойя дель Колле, близ Бари

(Италия), умер в 1923 г. в Париже.)

ального художника, который в один прекрасный день

захочет увидеть в нем нечто большее, чем легкую

забаву».

И этот двадцатитрехлетний юноша, определив „шестое

искусство», начертал такую программу:

„Вводить новшества главное не воспроизводить

театральных постановок; надо создавать аллегорию,

символ; черпать из любой цивилизации, объять все вехи

всех эпох, чтобы, повторяю, иметь классическое

киноискусство, которое направит его к новой эре, — вот о чем

я мечтаю.

Пожалуй, следует сразу сказать вам, что для того,

чтобы прийти к этому чудесному результату, который

можно ясно предвидеть, я буду вынужден стать, как все,

коммерсантом и иметь коммерческую хватку … Недалек

тот день, когда мои бредни, став осязаемыми, покажут,

какие надежды можно возлагать на этот восхитительный

синтез движения, пространства и времени …»