ТЕЗАУРУС (2 курс)

Тезаурус

Словарь понятий и терминов, способствующих раскрытию теоретической части содержания курса «Введение в педагогическую деятельность. Общие основы педагогики. История педагогики и образования»

Воспитание – целенаправленный профессионально организованный процесс вхождения ребенка вместе с педагогом в контекст современной культуры; организованная совместная деятельность по освоению культурных ценностей.

Государственный стандарт высшего педагогического образования – базовый нормативный документ, определяющий структуру и содержание высшего педагогического образования и создающий основы для обеспечения необходимого качества обучения, сохранения единого образовательного пространства на всей территории России.

Гуманистическая направленность педагога – принятие личности ученика как ценности, а также признание его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека; нравственно ориентированный человек, способный взять на себя моральную ответственность за решение или действие, персонифицирующий свое Я в контексте с другими, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию.

Нравственность – выработанное личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и опытом поведения убеждение в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе.

Образование – способ и результат вхождения человека в мир культуры; один из решающих источников создания у подрастающих поколений реальных представлений о подлинных и мнимых ценностях жизни и деятельности людей в духовной и материальной сфере общества, отражающих в себе социальные, правовые и нравственные его нормы; образование есть синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации.

Образовательное учреждение – юридическое лицо, призванное осуществлять образовательный процесс.

Образовательные программы – нормативные документы, включающие в себя содержание образования определенных уровней и направленности.

Обучение — важнейший способ получения систематического образования; один из видов общественной деятельности.

Общая культура педагога – совокупность социально значимых характеристик, определяющих готовность личности эффективно решать широкий спектр социальных ролей безотносительно к профессионально-педагогической деятельности; системное образование, включающее в себя культуру умственного и физического труда, культуру самообразования и саморазвития, культуру быта, культуру общения и досуга, культуру отношения педагога с окружающим миром.

Объект – то, что является предметом восприятия, воздействия, влияния и оценки субъекта, который вследствие произведенного выстраивает свои воздействия на предмет.

Отметка школьная – цифровой показатель (балл), выражающий уровень успеваемости учащегося в соответствии с системой, определяемой Уставом средней общеобразовательной школы; одна из форм выражения достижений учащихся.

Оценка – термин, употребляемый в педагогике для характеристики результатов образовательной деятельности по заданному критерию установления требований; мнение об объеме и качестве знаний, умений и навыков, отношений у того или иного ученика или класса в целом; одна из форм выражения достижений учащихся.

Педагог – общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности (воспитатель, учитель, преподаватель, репетитор и другие).

Педагогическая аксиология – раздел педагогики, изучающий систему ценностей в обучении, воспитании и развитии личности.

Педагогическая деятельность – самостоятельный вид профессиональной деятельности, в которой реализуется передача социального опыта из поколения в поколение.

Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание и развитие обучающихся.

Педагогическая задача – задача, поставленная и решаемая учителями в ходе учебно-воспитательного процесса; направлена на формирование определенных позитивных свойств личности учащегося или группы учащихся.

Педагогическая импровизация – нахождение неожиданного решения в педагогической ситуации и его мгновенное воплощение.

Педагогическая интуиция – быстрое принятие решения в педагогической ситуации без анализа этой ситуации.

Педагогическая направленность – совокупность устойчивых мотивов, потребностей, убеждений, обусловливающая поступки и поведение педагога; действенная ориентация на формирование личности ученика.

Педагогическая находчивость – быстрое переконструирование педагогической ситуации в созидательное русло.

Педагогическая позиция – устойчивая система отношений учителя к ученику, коллегам, родителям, профессии, самому себе, определяющая его действия, поступки и поведение в целом.

Педагогическая ситуация – определенное состояние педагогической системы в конкретный промежуток времени; совокупность условий, в которых учитель ставит педагогические цели и задачи, принимает и реализует педагогические решения.



Педагогическая техника – владение психофизическим аппаратом, которое обеспечивает педагогу искусность образовательного воздействия; средство, которое использует педагог, конструируя воздействие на детей: голос, мимика, пластика, поза, темпо-ритм, лексика.

Педагогическая технология – строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий; логика развертывания педагогического процесса, подчиненного той или иной педагогической идее или концепции.

Педагогическая этика – наука, изучающая особенности нравственного сознания, нравственной деятельности и нравственных отношений в сфере педагогического труда.

Педагогические способности – индивидуальные устойчивые свойства личности, способствующие успешному выполнению профессиональной деятельности педагога.

Педагогические умения – разворачивающиеся действия педагога, направленные на решение педагогических задач, выполняемые на достаточно высоком уровне.

Педагогический оптимизм – вера в возможности ученика, в его личностные резервы.

Педагогический стиль – устойчивая система образовательных задач, средств, способов, которая складывается у педагога, стремящегося к наилучшему осуществлению педагогической деятельности.

Педагогический такт – нравственно целесообразная мера взаимодействия с участниками педагогического процесса и воздействия на них; стиль поведения педагога, вызывающий уверенность у учащихся в справедливости принимаемых поступков и решений; выбор и осуществление такой меры педагогического воздействия, которая основана на отношении к личности ученика как главной ценности.

Педагогическое взаимодействие – совокупность или система взаимных воздействий субъектов (педагог–дети) как элемент совместной деятельности педагога с детьми.

Педагогическое воздействие – отдельный акт целенаправленного деяния педагога в адрес ребенка или группы детей (другого субъекта) как момент организованного педагогом взаимодействия с ребенком или детьми, оказывающий влияние на становление их личностного опыта, такой акт всегда субъект-объект-субъектный.

Педагогическое мастерство – высший уровень педагогической деятельности; системное образование личностно-профессиональных качеств и профессиональной компетентности педагога, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

Педагогическое общение – взаимодействие субъектов педагогической деятельности в образовательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности.

Педагогическое предвидение – предвосхищение реакции и поведения учащегося, предупреждение затруднений в педагогических ситуациях.

Педагогическое творчество – потребность в применении нестандартных приемов педагогической деятельности, созидании многообразных педагогических ситуаций, формировании новых комбинаций знаний и умений.

Принцип субъектности в педагогике – ориентация на решение задач по формированию и обогащению субъектного опыта ученика.

Профессиональная компетентность педагога – особый тип организации предметно-специфических знаний и умений, позволяющих принимать эффективное решение в той или иной педагогической ситуации; единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности.

Профессиональное становление педагога – процесс вхождения в педагогическую профессию с соответствующими качественными изменениями в личности педагога.



Профессионально-педагогическая культура – интегральное качество личности педагога, проектирующее общую культуру в сферу педагогической деятельности; способ сознательной организации образовательного процесса, в котором обеспечивается полнота овладения учащимися знаниями, умениями, ценностями и инструментарием для самообразования, а также полнота развития личности самого педагога.

Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психологического состояния, выяснение причин и оснований этого состояния.

Субъект – лицо, способное избирательно и целенаправленно выстраивать свое поведение и конструировать собственную жизнь; человек, осознающий себя носителем знания, воли, отношения, инициатором деятельности и поведения.

Субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность осознания себя индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности.

Ценностные ориентации – предпочтения (или отвержения) определенных ценностей и построенных на их основе способов поведения; это система устремлений личности, а также характер этой устремленности, высший уровень представлений об идеалах, смыслах жизни, которые лежат в основе активности каждого человека.

Ценность – предметы, явления, процессы, свойства, имеющие положительную значимость для человека или человечества в целом; в индивидуальном проявлении, то, что человек считает лично для себя значимым настолько, что без этого не мыслит себе собственной жизни.

Чувство – это переживаемое в различной форме внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

Эмоция – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства.

Эмпирическое обобщение – это установление преимущественно формальных родовидовых зависимостей в различных классификациях.

Эффект Розенталя состоит в том, что у детей, о высоких способностях которых сообщается учителем независимо от реального уровня этих способностей, действительно существенно возрастает степень интеллектуального развития.