Тетрадь по самообразованию

Тетрадь по самообразованию воспитателя

Что писать в тетради по самообразованию?

Алдакаева Н.Г., Яковлева Л.Ю.

Тетрадь по самообразованию с заметками на полях / Н.Г., Алдакаева, Л.Ю.Яковлева – Салехард. ИМЦ, 2009 . – 32 с.

В данном методическом пособии собраны материалы, необходимые для организации работы педагога по самообразованию. Пособие также содержит алгоритм действий педагога, начиная от выбора темы самообразования и заканчивая оформлением методических материалов. Заметки на полях – это полезная информация в виде рекламы книг и статей; в виде тестов по определению способности к обучению и саморазвитию; в виде примерных вариантов планов и алгоритмов составления папок, портфолио и проектов.

Данное пособие может быть использовано педагогами любого образовательного учреждения для организации работы по самообразованию, а также руководителями, заинтересованными в качественной организации подобной работы.

Зачем нужно самообразование?

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны — реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.

В работе по самообразованию педагогом используются самые разнообразные формы:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период в ИПО);

3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

- средств массовой информации,

- вычислительной и оргтехники,

- библиотек,

- музеев, выставок, театров, клубов,

- экскурсий,

- научных, технических, художественных, спортивных обществ,

- исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,

- общения с учеными, интересными людьми,

- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д.

Эти статьи Вам помогут

Киреева, М.В.    Система повышения профессионально-педагогической компетентности педагогических работников   // Методист. – 2006.–№6.–С.54–58

Кривенко, В.А.    Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося гимназии   // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007.–№1.–С.99–116.

Самсонов Ю.А.    Основы управления образованием и самообразованием руководящих работников школ   // Образование в современной школе. – 2001.– №7.–С.66–72.

Цели самообразования

Самоцельное самообразование – это определенный вид деятельность, который провоцирует и создает мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний: ПК, астрономии, психологии и др.

Попутное самообразование. Занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнаёт что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше.

Целенаправленное самообразование, связано с тем, что человек сам ставит себе цель в определённой области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач, в их решении и в анализе результатов.

Тетрадь по самообразованию

3

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный. Этап предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий. Этап, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме.

3 этап – практический. Этап, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на городских МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный. Этап, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.

План самообразования учителя должен включать: перечень литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок завершения работы; предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: необходимо делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

РЕПЛИКА

Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.

А. Дистервег.

Что такое самообразование?

Самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека ; это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью

А.Г. Мысливченко, И.Л. Наумченко

Пишем тетрадь по самообразованию

4

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА НОВОЙ ФОРМАЦИИ.

Стать авторитетным – значит, быть интересным, компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество. Следовательно, учитель новой формации – это, прежде всего, непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового, умеющая легко отказываться от штампов и стереотипов в учебно-воспитательной работе и в жизни вообще. Это человек с развитой интуицией, со здоровым чувством юмора. Он должен быть готов и рад не только учить, но и учиться у своего ученика.

Представляем модель формирования и развития учителя новой формации.

КОНСТРУКТИВНАЯ ЧАСТЬ.

Первый этап – формирование – имеет три уровня: начальный (школьный), средний (обучение в пед. училище) и высший (пед. институты и университеты).

На этапе формирования, когда будущий учитель сам еще является обучаемым, важным является не только успешное освоение общих образовательных дисциплин, но и его умение работать самостоятельно.

Педагогическая практика предоставляет возможность начинающему педагогу увидеть свои пробелы. Именно в этот период и возникает желание стать идеальным учителем, что, в свою очередь, влечет к осознанной работе по самообразованию.

А вот объем педагогической практики увеличивать на данном этапе, не стоило бы: длительное наблюдение процесса обучения, что называется изнутри, может привести к тому, что ещё социально незрелая личность студента утратит всякое желание по окончании учебного заведения работать в школе.

Второй этап – развитие – являющийся в идеале бесконечным, можно разделить на два уровня: установочный (трехлетняя практика под руководством наставника) и продуктивный (самостоятельная трудовая деятельность).

(продолжение следует)

Определите свой уровень профессионального роста

Сегодня разработаны уровни профессионального роста учителя (И. Щербо), уровни его саморазвития:

Нулевой уровень – слабая методическая подготовка.

1-й уровень — стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников.

2-й уровень – применение новых технологий обучения.

3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий.

4-й уровень – разработка новых методик при частичном изменении содержания

5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии предмета.

6-й уровень – создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части.

7-й уровень – создание авторского курса, не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением.

Тетрадь по самообразованию воспитателя

5

Установочный уровень должен предполагать формирование у молодого учителя четких умений и навыков в работе с документацией, с детскими коллективами, с родителями. На данном этапе вполне достаточно индивидуальной работы с опытным наставником.

Так как это период создания собственного преподавательского имиджа, то участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, в работе методических объединений или творческих групп в рамках школы может только приветствоваться.

Учитель может работать и за их пределами школы: в архивах, музеях, библиотеках, на промышленных предприятиях и в других учреждениях. Такая работа — тоже метод обучения, необходимый для подготовки учителей к самообразованию, формирования важных навыков планирования работы, ее организации и самоконтроля, умения обрабатывать и анализировать информацию, делать обобщения, вносить необходимые коррективы.

Но на продуктивном уровне, когда предполагается уже определенная результативность, а деятельность учителя квалифицируется в категориях, все ранее перечисленное становится обязательным. И чем выше квалификационная характеристика педагога, тем диаметрально шире требования к уровню его развития.

Таким образом, «педагогом новой формации» может быть назван только постоянно стремящийся к саморазвитию, самореализации педагог. В работе по самообразованию важна динамика.

Процессы формирования и развития такого педагога длительны и не измеряются часами. Прекращение этих процессов, утрата самого желания развиваться – начало деградации. И не всегда так уж важно, чему учиться и что развивать: создавать презентации на компьютере или играть на гитаре. Это могут быть любые образовательные модули: «Образование и демократия», «Социальное неравенство в образовании», «Информационные технологии в образовании», «Управление образовательным процессом», «Обучение, учение и особенности обучающихся», «Научно-исследовательская работа, методы исследования», «Мультимедийные системы», «Компьютерная графика» и т.п. Завтра он — талантливый учитель — обязательно найдет применение своим знаниям на уроке.

Проблемы видятся в другом: в отсутствии свободного времени, которое можно было бы потратить на саморазвитие, и в недостаточной информированности о проводимых курсах.

НА ЗАМЕТКУ

АЛГОРИТМ

работы педагога над индивидуальной научно-методической темой (проблемой)

Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:

- ознакомление с литературой;

- ознакомление с нормативно-правовыми документами;

- изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.

Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:

- составление картотеки литературных источников;

- выписки из литературных источников.

Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:

- обоснование выбора темы;

- актуальность и новизна;

- выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;

- формулирование цели и задач работы;

- разработка календарного плана индивидуальной работы.

Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.

Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.

Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.

Литературное оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.

Что писать в тетради по самообразованию?

6

Программа самосовершенствования

В условиях реформирования школы, в процессе массового перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию и самосовершенствованию профессионального мастерства учителя.

Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.

Действия педагога в процессе самообразования: - принятие решения о необходимости самоизменения; — разработка программы самосовершенствования; — работа по реализации программы; — корректировка хода работы или самой программы при необходимости; — самоанализ выполнения программы; — постановка перед собой новых целей и задач.

Основным этапом в деятельности педагога является разработка программы собственного роста и совершенствования. Принципы построения программы: - научность; — прогностичность; — актуальность; — оптимальность; — реалистичность; — целостность; — контролируемость.

Основные этапы работы над программой по самообразованию: • самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей для рационального перехода на преподавание по новым технологиям; • формирование общей концепции «Я в перспективе. Мои достижения»; • выбор стратегии саморазвития, переход на новое состояние основных направлений работы над собой; • определение задач и этапов деятельности; • конкретизация ближайших целей (ожидаемый результат); • составление плана действий по самосовершенствованию; • самооценка роста; • передача опыта коллегам.

Познай себя! Выберите одну из предложенных фигур (квадрат, треугольник, круг, зигзаг! Теперь прочитайте, что характеризует выбранную вами фигуру!

Квадрат. Квадрат — это, прежде всего, неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот чем знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Квадраты- коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

    Мыслительный анализ — сильная сторона Квадрата. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, к подробностям. Они любят раз и навсегда заведенный порядок. Аккуратность, любовь к порядку и соблюдению всех правил и приличий могут развиться до крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадраты неэффективно действуют в неопределенной ситуации.

      Треугольник. Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные люди, которые ставят конкретные цели и, как правило, достигают их.

    Треугольник — очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле — это установка на победу, выигрыш, успех. Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения. Треугольники очень не любят оказаться неправыми и с большой неохотой признают свои ошибки.

     Треугольники честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение максимально высокого качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря — сделать карьеру.

     Главное отрицательное качество Треугольника — сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Особенно это характерно для «зарвавшихся» Треугольников, которых никто вовремя не остановил. Треугольники заставляют все и вся вращаться вокруг себя, без них жизнь теряет свою остроту.       (продолжение следует)

7

Программа по самообразованию может быть стратегической и тактической. Программа саморазвития педагога предполагает отражение следующих моментов:

1. Учитель должен знать - историю возникновения технологии; - теоретическое обоснование новых результатов; — проблемы, которые могут быть решены с помощью данной технологии; — результаты, которые могут быть получены после ее применения на практике; — методы и приемы, использующиеся в данной технологии; — методы и приемы работы учащихся; — этапы освоения технологии учителем и учащимися.

2.Учитель должен уметь разработать: - модифицированный вариант учебной программы; - календарно – тематическое планирование; — планы различных типов уроков, предусмотренных новой технологией, учебные модули и раздаточный материал к ним; — содержание учебных проектов; — задания для учеников к учебным проектам; — новые тексты разноуровневых заданий для рубежного и итогового контроля, тестовые контрольные задания и др.

3. Учитель должен уметь применять на практике: - методы и приемы новой технологии; - проводить учебные занятия различных типов; — анализировать занятия и вскрывать недостатки; — обучать учащихся новым приемам учебной деятельности; — проводить самоанализ; — оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы педдиагностики; — осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся и др.

    

 Круг. Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди, их благополучие. Круг чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, и школьный класс, т.е. стабилизирует группу.

    Круги обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Естественно, что люди тянутся к ним. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика, лжеца.

    Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать твердую позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем- то конфликт, наиболее вероятно, что именно он уступит первым.

    Круги не отличаются решительностью, слабы в «политических играх» и часто не могут подать себя должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх. Главные черты их стиля мышления- ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т.д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что Круг — прирожденный психолог.

   

Зигзаг. Эта фигура символизирует креативность и творчество уже хотя бы потому, что она самая уникальная из всех фигур и единственная разомкнутая фигура.

   Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего- то нового, оригинального- вот что нравится Зигзагам. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот- заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается».

     Зигзаги органически не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Они хотят быть независимыми от других в своей работе. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них также реален, как мир вещей для остальных.

     Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень экспрессивны. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца, так как с утратой новизны этого дела, Зигзаг теряет интерес к самой идее. 

8

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА

Методическая тема - это внешнее оформление той проблемы, которую решает педагог (например: «Интегрированные уроки ИЗО и черчения»). Методическая тема направлена на совершенствование системы обучения.

Выбор формы, способа разработки методической темы.

Форма, способ изучения

Вид оформления

работы

Место защиты,

предъявления

Изучение источников

Анализ собственной деятельности.

Апробация новых подходов.

Изучение теории и практики применения.

Разработка моделей уроков.

Разработка собственных средств наглядности.

Разработка в творческой группе, паре.

Поиск ключевой идеи.

Постановка проблемы.

Разработка гипотезы.

Определение условий реализации разработки.

Реферат. Доклад.

Стендовый доклад

Научная статья.

Аннотация.

Видеоматериал.

Модифицированная (авторская) программа.

Спецкурс.

Цикл лекций по методике преподавания.

Цикл открытых уроков.

Методические рекомендации.

Программа стажировки педагогов.

Руководство работой педагогических мастерских.

Открытые уроки (область, город, школа)

Методическое объединение.

Научно-методический совет. Педсовет.

Научно-практическая конференция (область, город).

Методическая конференция (школа).

Практический семинар (город).

Лаборатория (город)

Банк передового педагогического опыта (область, город, школа)

Научно-методический журнал.

Конкурс творческих работ (город, РФ)

Исследовательская тема приводит к появлению нового качества, когда учитель переходит на новую систему деятельности.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст