Тетрадь по р.яз.

Занятие № 11.

Тема: Имя существительное.

Мотивация изучения темы: Успех в учении и самообразовании во многом зависит от знания лексико-грамматической категории «имени существительного»; распознавание существительного на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли; способы образования существительных при помощи суффиксов и правописание типичных суффиксов существительных. Овладеть всеми приёмами поможет материал этого занятия.

Задание № 1. Самостоятельная работа.

Для закрепления знаний студенты отвечают на тестовые вопросы.

Какое имя существительное является разносклоняемым?

мороженое,

шимпанзе,

знамя,

юноша.

Какое имя существительное относится к 3-му склонению?

конь,

рояль,

тюль,

мозоль.

Какое имя существительное относится к 1-му склонению?

умница,

племя,

знамя,

Эмилия.

Задание № 2. Определите тип склонения существительного.

Какао — _________. 2. Место — __________. 3. Грош — _________. 4. Олень — _________. 5. Радость — _________. 6. Удача — _________. 7. Гребля — _________. 8. Парикмахерская — __________. 9. Сутки — ___________.

10. Сумка — _________. 11. Дитя — __________. 12. Заведующий — __________. 13.Тбилиси — __________. 14. Желудь — _________. 15. Соловей — _________. 16. Аллея — _________. 17. Джинсы — ________. 18. Овца — __________.

19. Трасса — ________. 20. Комбайн — ____________.

Задание № 3.  Определите род имён существительных и составьте словосочетания «прилагательное + существительное в ед. числе».

Шампунь — род; .

Шасси -

род;

Непоседа -

род;

Рояль -

род;

Вуаль -

род;

Плакса -

род;

Кенгуру -

род;

Толь -

род;

Амплуа -

род;

Пони -

род;

Алиби -

род;

Токио -

род;

Протеже — род; ______________________________________________

Задание № 4. Работа с текстом.

1. Чтение текста «Сказки».

2. Работа со словарем.

3. Ответы на вопросы.

Сказки

 Сказка – удивительное явление в русской национальной культуре, отражающее народное представление о добре и зле, справедливости, благородстве, верности. Сказка всегда утверждает добро. Это – чудесный вымысел, игра фантазий. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – так восхищенно отзывался Пушкин о русских народных сказках, услышанных и записанных им со слов няни Арины Родионовны. Они глубоко тронули поэта своей волшебной красотой, пушкин пересказал их в поэтической форме легко, непринужденно и вдохновенно. Эти строки запоминаются без особого труда, и мы помним и любим их с детства. Все мы выросли с этими сказками, с ними растете вы, и будут расти ваши дети – сказки неподвластны времени.

1. Работа со словарем (по Ожегову).

2. Ответы на вопросы:

Определите тип и стиль текста.

О чем этот текст?

Когда вы впервые познакомились со сказками?

Как вы относитесь к сказкам?

Назовите свои любимые сказки.

Чему учит этот текст?

3. Выполнение заданий.

1. Выпишите из текста 5 словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное», составьте их схему, определите способ связи и укажите в чем они согласованы.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

2. Просклоняйте 2 словосочетания.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Задание № 5. Выпишите в именительном падеже отдельно существительные нарицательные и собственные. Из числа нарицательных выпишите отдельно существительные одушевленные и неодушевленные, собирательные, конкретные и отвлеченные.

Я теперь не сумею даже припомнить, какое дело или каприз судьбы забросил меня на целую зиму в этот маленький северный русский городишко, о котором учебники географии говорят коротко, не приводя о нем никаких сведений. Очень недавно провели близ него железную дорогу из Петербурга в Архангельск, но это событие совсем не отразилось на жизни города. Со станции в город можно добраться только глубокой зимою, когда замерзают непролазные болота, да и то приходится ехать девяносто верст среди ухабов и метелей, слыша нередко дикий волчий вой и по часам не видя признака человеческого жилья. А главное, из города нечего везти в столицу, и некому и незачем туда ехать.

Так и живет городишко в сонном безмолвии, в мирной неизвестности, без ввоза и вывоза, без добывающей и обрабатывающей промышленности, без памятников знаменитым согражданам, со своими шестнадцатью церквами на пять тысяч населения, с дощатыми тротуарами, со свиньями, коровами и курами на улице, с неизбежно пыльным бульваром на берегу извилистой, несудоходной и безрыбной речонки Ворожи, – живет зимой заваленный снежными сугробами, летом утопающий в грязи, весь окруженный болотистым, корявым и низкорослым лесом.

(А.И.Куприн)

Нарицательные

Собственные

Задание № 6. Определите одушевленность – неодушевленность следующих имен существительных:

Дочь — ______________________, молодежь — ___________________________, Ваня — ______________________, детвора — ___________________________, народ — _______________________, группа — __________________________, дитя — ________________________, существо — __________________________, насекомое — _______________________, страшилище — ___________________, пролетариат — ______________________, лицо — _________________________, герой — ________________________, кумир — ___________________________, бактерия — ________________________, клен — ________________________, лист — _________________________, листва — ________________________, молоко — ________________________.

Задание № 7. Пользуясь планом (см. ниже), сделайте морфологический разбор всех имен существительных в 1-м предложении задания 5.

Порядок разбора имен существительных

Часть речи.

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

Постоянные признаки:

А) собственное или нарицательное;

Б) одушевленное или неодушевленное;

В) конкретное, отвлеченное, собирательное, единичное;



Г) род (мужской, женский, средний, общий, не имеет рода);

Д) склонение.

3. Непостоянные признаки:

А) падеж;

Б) число.



III. Синтаксическая роль.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Домашнее задание. Определите род существительных и согласуйте с ними стоящие в скобках слова.

(Понятливый) шимпанзе ___________________________________________, (золотой) пенсне __________________________________________________, (крутогорбый) зебу ________________________________________________, (маленький) колибри ______________________________________________, (быстроногий) пони ________________________________________________, (ресторанный) меню _______________________________________________, (непроницаемый) жалюзи ___________________________________________, (попутный) такси ___________________________________________________, (австралийский) кенгуру _____________________________________________, (черный) кофе _____________________________________________________, (теплый) какао _____________________________________________________, (говорящий) какаду _________________________________________________, (целебный) алоэ ___________________________________________________, (широкий) авеню __________________________________________________, (соленый) иваси ___________________________________________________, (солнечный) Сухуми ________________________________________________, (красноярский) ТЭЦ ________________________________________________, (красивый) тюль ___________________________________________________, (ароматный) шампунь ______________________________________________, (непромокаемый) толь _____________________________________________.

Примечание студентаОтметка_______________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Занятие № 12.

Тема: Имя существительное.

Мотивация изучения темы: Успех в учении и самообразовании во многом зависит от знания лексико-грамматической категории «имени прилагательного»; распознавание прилагательного на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли; способы образования прилагательных при помощи суффиксов и правописание типичных суффиксов прилагательных. Овладеть всеми приёмами поможет материал этого занятия.

Задание № 1. ПУНКТУАЦИОННО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

Вставить, где необходимо, пропущенные буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. В словах с пропущенными буквами обозначить орфограммы.

Корреспонденц…я …кем …разобра…ая …брежно броше…а на письме…ый стол. Книги ещё …кем …чита…ые аккуратно расставле…ы на …большой деревя…ой полке. Книги …заслуживающие медле…ого чтения …заслуживают вообще чтобы их читали.

Задание № 2. Вставить -н- или -нн- :

Со(н-нн)ый, карма(н-нн)ый, революцио(н-нн)ый, соломе(н-нн)ый, оловя(н-нн)ый, деревя(н-нн)ый, стекля(н-нн)ый, лебеди(н-нн)ый , серебря(н-нн)ый, кожа..ый, ветре..ый. Тума..ый, чугу..ый, станцио..ый, хозяйстве..ый, оловя..ый, ветре..ый, ути..ый, песча..ый, серебря..ый, глиня..ый.

Подчеркнуть, разобрать по составу; членам предложения, сделать фонетический разбор.

Издали услышал Владимир необыкновенный шум и говор.

___________________________________________________________________

Задание № 3. Объяснить правописание сложных существительных, записать во второй столбик прилагательные, образованные от данных слов.

мировоззрение –

столетие –

юго-запад –

полночь –

лейб-гвардия –

социал-демократия –

вице-президент –

литературоведение –

Сделайте вывод о правописании прилагательных, образованных от сложных существительных.

___________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание № 4. Перепишите прилагательные, раскрывая скобки. Объясните их написание.

(Жаро)понижающий, (жёлто)волосатый, (жизне)радостный, (жюль)верновский, (задне)язычный, (земле)ройный, (зимне)весенний, (идеал)реалистический, (иззелена)синий, (индо)европейский, (информационно)рекламный, (картофеле)уборочный, (коричнево)красный, (лимонно)кислый, (лично)командный, (масло)жировой, (железо)бетонный, (машинно)тракторный, (машино)строительный, (медно)прокатный, (молочно)кислый, (молочно)белый, (национально)освободительный, (общественно)полезный, (общественно)экономический, (право)бережный, (снежно)белый, (словарно)технический, (электронно)вычислительный.

__________________________________________________________________



__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание № 5. Подбор существительных к прилагательным:

Передний ___________________ — передовой ___________________, обидчивый _________________________ — обидное ___________________, понятный ______________________ — понятливое _____________________.

Задание № 6. Синтаксический разбор с объяснением орфограмм.

В тр…ве между к…рней б…жит, струится маленький с…р…бря (н, нн)ый ручей.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Домашнее задание: Образуйте прилагательные от данных существительных:

Цена — _________________, окно — _______________, целина — _______________, олово — ____________________, дерево — _______________, родство — ____________________, традиция — _____________________, революция — _________________________, приветствие — ___________________, производство — ____________________________.

Примечание студентаОтметка_______________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________



Страницы: 1 | 2 | Весь текст