Тестовый контроль на уроках информатики

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

имени Н.В.Архангельского

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

«Тестовый контроль на уроках информатики»

Учителя информатики

Галицкой Ирины Викторовны

2009 год

Профессиональная деятельность

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащихся. Учащиеся могут успешно работать за компьютером, но при этом не владеть теоретической частью.

Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся на уроках информатики, позволяет педагогу скорректировать учебный процесс, меняя сочетания используемых линейных и нелинейных технологий обучения.

В своей работе я стремлюсь организовать четкую систему контроля с помощью тестирования, осуществлять наполнение каждого модуля педагогическим содержанием, выявлять и учитывать семантические связи модулей и их отношения с другими предметными областями.

По определению, тест – стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий. Несмотря на то, что ведется много споров по поводу использования тестов для контроля и оценки качества знаний, на мой взгляд, именно тестовый контроль подходит для оценки учителем работы учащихся с материалом раздела, особенно теоретическим.

Тесты заставляют учащихся мыслить логически, использовать зрительное внимание, укреплять память. Для организации тестов не требуется много времени урока, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания. Ученикам нравиться работать с тестами. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. Тесты и по назначению могут быть разные: входное тестирование, тест – разминка, контрольное тестирование, аттестационное тестирование и т.д. При этом выявляется глубина знаний теоретических вопросов.

Построение тестов можно осуществить по следующим последовательным шагам:

формализация экспертной целевой модели знаний;

нисходящее проектирование тестового пространства;

формирование и наполнение тестовых заданий;

формирование полного теста;

тестовый эксперимент;

выбор эффективного теста;

анализ, корректировка и доводка теста до вида эксплуатации.

Тестирование выступает как педагогическое средство обучающей системы и может быть использовано как метод (технология) контроля образовательного процесса, позволяющий оценить уровень знаний, умений и навыков обучаемого.

Основной задачей педагогического использования тестов является определение объема и качества знаний, а также уровня умений и навыков. В связи с этим выделяют три класса тестов: знаний, умений и навыков. Типы тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого.

Типы тестовых заданий по блоку «знания»:

альтернативные вопросы (требуют ответа «да/нет»);

вопросы с выбором (ответ выбирается из готового набора вариантов);

информативные вопросы на знание фактов (где, когда, сколько);

вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов;

вопросы, ответы на которые можно распознать каким-либо методом однозначно.

Типы тестовых заданий по блоку «навыки» (распознавание деятельности манипуляций с клавиатурой, по конечному результату):

задания на стандартные алгоритмы (альтернативные «да/нет», выбор из набора вариантов);

выполнение определенных действий.

типы тестовых заданий по блоку «умения»:

задания на нестандартные алгоритмы (альтернативные «да/нет», выбор из набора вариантов);

выполнение определенных действий.

Программа учебной дисциплины «Информатика» для средних школ, предназначенная для реализации Базисного учебного плана предполагает не только практическое освоение компьютерных технологий, но и приобретение большого объема теоретических знаний. На изучение информатики по учебному плану выделяется: по 1 часу в неделю для 5 – 7 классов, за счет ученического компонента; по 1 часу и 2 часам для 8 классов и 9 классов соответственно в базовой части учебного плана; в 10 — 11 классах в зависимости от профиля класса, разное количество часов.

Тесты позволяют:

эффективно использовать время урока, так как проводятся в начале (конце) урока и требуют всего 5-7 минут учебного времени;

качественно оценить знания учащихся;

освободить учителя от трудоемкой проверки письменных работ;

повысить заинтересованность учащихся в получении новых знаний, умений и навыков;

в кратчайший срок проверить знания и умения больших групп учащихся (оперативность получения обратной связи);

вывить проблемы при изложении и усвоении учебного материала;

применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми,

повышение мотивационной стороны обучения,

использовать дифференцированный подход в обучении (ориентация на различия в индивидуальной подготовке),

большинство тестов наглядные (срабатывает зрительная память учащихся),

возможность преодоления субъективизма выставления оценок (используется заранее продуманная система оценивания результатов).

Кроме того, систематическое тестирование стимулирует учащихся к стабильной подготовке домашних заданий и регулярному повторению пройденного материала перед уроком, что очень важно для изучения последующих тем. При этом оно исключает механическое заучивание, приучает к логическому мышлению и умению делать правильный выбор. Сэкономленное учебное время может быть использовано преподавателем для выполнения практических работ на компьютере.

Опыт показывает, что и сами учащиеся предпочитают тестирование другим методам контроля знаний, считая его наиболее объективным.

Тестирование применяется на всех этапах учебного процесса. С его помощью эффективно обеспечиваются предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости. При проверке определяются, прежде всего, пробелы в знаниях, что очень важно для дальнейшего обучения. Именно на этом можно основывать индивидуальную работу с обучаемыми по предупреждению неуспеваемости.

В настоящее время контроль знаний с помощью тестирования приобретает массовый характер. В этой связи стали актуальными проблемы повышения объективности создаваемых тестов, их надежности.

Чаще всего контроль и оценивание достижений учащихся производится только по конечному результату, при этом остаются неоцененными деятельность учащегося, его уровень развития и динамика обучения. Применение тестового контроля способствует рассмотрению достижений учащихся в процессе продвижения от одного уровня усвоения материала к другому.

При составлении тестов должны учитываться следующие требования:

строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются учащиеся;

простота – каждое задание должно заключаться в требовании от испытуемого ответа только на один вопрос;

однозначность – формулировка задания должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу, причем язык и термины, обозначения, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть безусловно и однозначно понятными учащимся.

При выборе критериев оценки тестов также учитываются мыслительные навыки, которые должны быть получены учащимися в процессе обучения:

информационные навыки (узнает, вспоминает),

понимание (объясняет, показывает),

применение (демонстрирует),

анализ (обдумывает, обсуждает),

синтез (комбинирует, моделирует),

сравнительная оценка (сравнивает по параметрам).

Это позволяет определить уровень сложности теста.

В процессе усвоения материала обучаемый последовательно достигает четырех уровней, каждый из которых обозначает приобретение им определенного нового качества. При этом последующий уровень усвоения не может быть достигнут, если учащийся не освоил предшествующий уровень знаний.

Первый уровень освоения означает приобретение обучаемым знаний-знакомств, с помощью которых он способен узнавать то или иное явление в ряду ему подобных. Основная особенность данного уровня состоит в том, что для его достижения требуется обязательная опора на конкретное явление, информация о котором была представлена в процессе обучения.

Второму уровню соответствуют такие знания, с помощью которых обучаемый может воспроизводить учебную информацию по памяти. На этом уровне ему не требуется предъявления данного явления. Он воспроизводит усвоенный материал без опоры, не видя.

Третий уровень означает приобретение обучаемым способности решать типовые задачи, используя для этого усвоенные им в процессе обучения способы их решения.

На четвертом уровне усвоения, уровень творчества, обучаемый способен творчески использовать полученные знания, умения и навыки в новых, нетипичных ситуациях, создавая оригинальные способы и подходы к их реализации.

Тесты, разработанные с учетом уровней усвоения, позволяют оценить качество усвоения.

Для проверки качества усвоения материала на первом уровне (уровне знакомств) должны использоваться тесты, требующие выполнения действий направленных на узнавание. Это – распознавание, различение, классификация объектов, явлений и понятий. Тесты первого уровня – это тесты на опознание (“да” — “нет”) и тесты на различение (избирательные и выборочные).

Тесты второго уровня требуют от учащихся выполнение действий по воспроизведению по памяти информации об объекте изучения. Например:

дополните текст …; (испытуемый должен дать полную формулировку)

напишите формулу …; (необходимо написать лишь нужную формулу)

нарисуйте схему …. (восстановить по памяти расположение элементов)

Можно выделить два типа тестов второго уровня: тесты на дополнения или подстановку, тесты на понимание и воспроизведение.

Тесты третьего уровня требуют от испытуемого умения применять усвоенную информацию в практической деятельности для решения типовых и некоторых нетиповых заданий. При этом всегда имеет место продуктивная деятельность учащегося в результате которой приобретенные знания проверяются на уровне умений. Такими тестами являются задачи, требующие готового способа решения, без его существенного преобразования. Воспроизведение и использование знаний происходит в том виде, в котором они были усвоены в процессе обучения.

Тесты четвертого уровня требую таких знаний и умений, которые позволяют принимать решения в новых проблемных ситуациях. К этому уровню относятся задания, для выполнения которых испытуемый должен ориентироваться в сложной, незнакомой ему ситуации.

Существуют методики составления тестовых заданий, которые используют структурированную нелинейную модель знаний в виде ориентированного семантического графа понятий и две формы представления тестовых заданий: каноническую (вопрос — 4 варианта ответов) и открытую (не содержащую вариантов ответов). Текстовые задания объединяются в группы по разделам, темам и классам эквивалентности. Класс эквивалентности тестовых заданий — это множество однотипных и одинаковых по сложности заданий, таких, что выполнение одного из них гарантирует выполнение других.

Примеры заданий, принадлежащих одному классу эквивалентности:

Сколько бит в одном байте?



а) 10; б) 100; в) 8; г) 1024.

4 байта — это

а) 8 бит; б) 16 бит; в) 400 бит; г) 32 бита.

Информационный объем сообщения равен 80 бит. Чему равен информационный объем данного сообщения в байтах?

а) 8 байт; б) 10 байт; в) 1 байт; г) 100 байт.

Существуют информативные (фактологические) и аналитические (операционные) тестовые задания. В качестве примеров фактологических заданий, представленных в открытой форме, можно предложить следующие:

Основная единица измерения информации называется _____________________________________________________________________

Перечислите известные вам устройства ввода _____________________________________________________________________

Память для временного хранения переменной информации называется _____________________________________________________________________

Устройство для обработки информации называется _____________________________________________________________________

Пример операционного задания, представленного в открытой форме:

Каков результат выполнения серии команд а: = 5; b:= a * a; a:= b — a; b:= а + 1? ________________________________________________________________________

Для повышения надежности заданий и облегчения диагностики знаний представляется целесообразным в состав четырех альтернативных ответов закладывать наиболее часто встречающиеся ошибки учащихся. Выявить их позволяет тестовый эксперимент с использованием тестовых заданий в открытой форме.

Можно выделить (по В.С. Аванесову) четыре основные группы заданий тестовой формы:

с выбором правильного ответа из нескольких предложенных;

с открытым ответом;

на установление соответствия;

на установление правильной последовательности.

Создание теста начинается со сбора заданий тестовой формы, которые должны: иметь форму логического утверждения, быть краткими, включать варианты ответа или место для ответа.

Текстовые технологии широко используются в образовании при текущей и итоговой аттестации учащихся, при проведении вступительных испытаний, а также для единого государственного экзамена. Предполагается, что тестирование станет важнейшей компонентой оценок выполнения требований образовательными учреждениями государственных образовательных стандартов. С введением единого государственного экзамена все большее количество учителей как один из видов контроля используют тесты.

Основные значимые результаты практической деятельности.

Программа учебной дисциплины «Информатика» для средних школ, предназначенная для реализации Базисного учебного плана предполагает не только практическое освоение компьютерных технологий, но и приобретение большого объема теоретических знаний. На изучение информатики по учебному плану выделяется: по 1 часу в неделю для 5 – 7 классов, за счет ученического компонента; по 1 часу и 2 часам для 8 классов и 9 классов соответственно в базовой части учебного плана; в 10 — 11 классах в зависимости от профиля класса, разное количество часов.

Учебники и учебно-методические комплекты, используемые на разных ступенях обучения.

Основная школа

В качестве программы базового курса предлагаем УМК Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ. Базовый курс». Учебник предназначен для продолжения изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в 7- 9 классах общеобразовательных школ, а также в классах предпрофильной подготовки по физико-математическому и информационно-технологическому профилям.

В комплект входят: методическое пособие «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 7-11 класс», 2CD, практикум по информатике и информационным технологиям, учебники 7-9 класс.

Учебник полностью соответствует образовательному стандарту по информатике, разработанному Министерством образования РФ. Содержание содействует формированию у учащихся:

7 класс: практических умений и навыков в области информационных технологий.

8 класс: содержание способствует практических умений и навыков в области обработки текстовой и числовой информации.

9 класс: алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы компьютерного практикума могут выполняться в различных операционных системах: Windows, Linux и Mac OS.

Практикум по информатике и информационным технологиям содержит 450 задач и заданий по всем разделам курса с решениями. Он является частью учебно-методического комплекта, состоящего из учебника, практикума и методических рекомендаций для преподавателя, а также CD-ROM, поставляемого вместе с методическим пособием. На CD-ROM размещены результаты выполнения практических заданий (проекты на языке Visual Basic, компьютерные презентации, Web-сайты и др.), а также полная программная и методическая поддержка курса. Практикум предназначен для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, а также школ с углубленной программой по информатике. Практикум может быть использован при подготовке к экзаменам по информатике в вузы, т.к. содержит большое количество разобранных задач по системам счисления, основам логики и программированию.

Средняя полная школа

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник. 10-11 класс. Учебник предназначен для изучения курса «Информатика и информационные технологии» (ИИТ) в общеобразовательных учреждениях. Учебно-методический комплект (учебник, практикум, методическое руководство, компьютерный практикум на CD-ROM), в который входит данный учебник, полностью соответствует разработанному Министерством образования новому общеобразовательному стандарту по ИИТ и обеспечивает возможность изучения углубленного курса ИИТ в 10-11 классах по естественно-математическому, информационно-технологическому и общеобразовательному профилям.

Особое внимание уделено изучению объектно-ориентированного программирования на языке Visual Basic, основ логики, систем счисления и коммуникационных технологий. Содержание учебника соответствует программе вступительных экзаменов по информатике в вузы и может быть использовано для подготовки к экзаменам.

В своей работе я стремлюсь организовать четкую систему контроля с помощью тестирования. Тесты заставляют учащихся мыслить логически, использовать зрительное внимание, укреплять память. Ученикам нравиться работать с тестами. Также на своих уроках использую мультимедийные презентации, как наиболее эффективную форму представления материала. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.

В 2006 – 2007 учебном году преподавала в 5а, 6а, 6б, 7а, 8а, 8в и 9б общеобразовательных классах, а также в 11в кадетском классе оборонно-спортивной направленности и 11а классе физико-математического профиля. В результате деятельности были достигнуты следующие результаты.

2006 – 2007 учебный год

Класс

Общая успеваемость

Качественная успеваемость

Коэффициент обученности

100%

93%

4,4

100%

100%

4,1

100%

100%

4,2

100%

62%

3,8

100%

100%

4,2

100%

54%

3,7

100%

91%

4,0

11а (физико-математический)

100%

82%

3,8

11в

100%

87%

4,0

среднее

100%

84,3%

4,0

2007 2009 учебные годы не работала, находилась в отпуске по уходу за ребенком.

В 2009-2010 учебном году преподаю в 5а, 5б, 5в, 6а, 6б, 6в, 7а, 7б, 7в, 8а, 8б, 8в, 8г, 9а, 9б, 10б, 11а, 11б общеобразовательных классах, а также в 10а и 11в информационно-технологического профиля. В результате деятельности были достигнуты следующие результаты (по итогам I триместра).

Класс

Общая успеваемость

Качественная успеваемость

Коэффициент обученности

100%

91%

4,5

100%

100%

4,9

100%

70%

3,5

100%

92%

3,7

100%

82%

3,5

100%

50%

3,5

100%



Страницы: 1 | 2 | Весь текст