Тестовый контроль как эффективный метод оценивания учебных достижений учащихся

«Тестовый контроль как эффективный метод оценивания учебных достижений учащихся»

Гайнутдинова Лира Рифовна, учитель музыки 1 категории МБОУ СОШ с. Ургала Белокатайского района РБ. е-mail: [email protected]

Образование в 21 веке является как единый процесс, который направлен на воспитание и обучение подрастающего поколения в интересах человека, общества, государства. У нас в России, образовательный процесс предполагает право педагогов на свободу выбора педагогических технологий, приемов и методов обучения, а также технологий измерения и оценки учебных достижений учащихся, как управляемых процессов, гарантирующих достижение поставленных целей

Анализ логико-философской, психолого-педагогической и методической литературы, практика школьного обучения свидетельствуют, что в последние годы отчетливо выявилась особая значимость проблемы целенаправленного развития процесса измерения и оценки учебных достижений учащихся. Сформировалось новое направление научных исследований, внесшее существенный вклад в теорию и практику процесса личностно-ориентированного обучения.

В настоящее время выявлены много различных способов оценивания знаний обучающихся. Проблемы оптимизации учебного процесса, измерений и оценки учебных достижений учащихся в последние годы непосредственно связаны с введением в практику обучения учебно-познавательных задач и заданий.

На сегодняшний день социальным заказом общества является учитель, который является современной, творческой личностью, обладающий нестандартным педагогическим мышлением, способный к освоению и созданию нового; готовый на индивидуальные достижения каждого обучаемого.

Современный учитель, за плечами которого богатый педагогический опыт, профессионализм найдет много способов для проверки знаний и оценки достижений обучающихся. По моему мнению, одним из традиционных и очень эффективных методов проверки знаний является тестирование.

Педагогический тест — это инструментальное средство контроля знаний, при использовании которого можно с заданной точностью определить надежность и валидность проводимых измерений. Применение тестовой методики позволяет осуществлять количественный анализ успешности обучения по различным учебным группам (классам, отдельным учебным заведениям, районам), что невозможно в рамках традиционной школьной системы оценивания. Профессионально составленный тест позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся (ограничение накладывает только наличие посадочных мест) по полной программе преподаваемой дисциплины, в то время как традиционные экзамены позволяют проводить только выборочную проверку знаний. При осуществлении тестового контроля проверяющим не требуется наличия специальных предметных знаний, что значительно упрощает организацию процедуры. Однако простота и технологичность использования тестовых процедур сочетается со значительными интеллектуальными и материальными затратами, необходимыми для его разработки.

В настоящее время преподаватели, руководители образовательных учреждений начинают достаточно широко применять тестовую форму контроля знаний, используя при этом либо опубликованные в педагогических изданиях тесты, либо тесты собственной разработки. Отмечая эту тенденцию, как безусловно положительную, следует отметить, что, как правило, при этом используются так называемые неформальные педагогические тесты, которые не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к инструментальным диагностическим средствам педагогического контроля. Управленцы всех уровней не располагают стандартизованными инструментальными средствами педагогического контроля. Учебные заведения (методисты) самостоятельно разрабатывают мониторинговый инструментарий, содержание и структура которого определяются спецификой изучаемого объекта, особенностями форм и методов диагностики. Качество диагностических средств не подвергается серьезной проверке, что делает проблематичным принятие обоснованных управленческих решений по результатам контроля.

Система измерителей учебных достижений — это нормативные требования к учащимся, заявленные в форме, позволяющей проконтролировать соответствие объекта измерения требованиям стандарта. В качестве таких измерительных средств, предлагается использовать критериально-ориентированные тесты. Для эффективного внедрения стандартизированных тестов учебных достижений в педагогическую практику региона необходимо разработать и утвердить:

единые унифицированные требования к составлению тестовых заданий;

стандартные требования к тесту как инструментальному средству педагогической диагностики (валидность, надежность и тд.);

единые требования к технологии проведения тестирования;





общие научно-обоснованные подходы к интерпретации результатов тестирования.

Такого рода стандартизация создаст условия, позволяющие проводить сравнительный анализ результатов тестирования и получать общую картину динамики развития системы образования региона.

Разрабатываемые нормативные требования не должны вступать в противоречие со сложившейся практикой оценивания знаний. Для того, чтобы система стандартизированных тестов выполняла свою организующую и стимулирующую роль, необходимо обеспечить ее преемственность с существующей системой оценивания. На начальном этапе не следует жестко увязывать требования стандарта, со знаниями отдельно взятого ученика (особенно с неудовлетворительной оценкой). Используя стандартизированные тесты, следует ориентироваться на получение обобщенных показателей уровня преподавания в учебной группе, образовательном учреждении, районе, реализуя, таким образом, мониторинг качества учебного процесса, аттестацию учебных заведений, сертификацию учащихся. При разработке стандартизированных средств контроля важно учитывать реально существующий уровень учебной подготовки учащихся в каждом конкретном районе (учебном заведении). Необходимо понимать, что использование новых программ, технологий, методик преподавания позволит добиться позитивных перемен в профессиональном образовании только в результате кропотливой, многолетней работы.

Создание измерительных стандартов и их внедрение в систему образования не может основываться исключительно на теоретическом обосновании минимальной достаточности знаний. Требуется постоянная работа по созданию, усовершенствованию измерительных средств, по уточнению статистических критериев оценки качества учебной подготовки. Нужно не допустить возможных разрушительных последствий использования нормативных требований, не прошедших серьезной эмпирической проверки, построенных исключительно на априорных соображениях педагогов.

Готовность учителя использовать тесты для проверки знаний по отдельно взятому предмету будет рассматриваться как условие эффективного повышения качества и объективности оценки учебных достижений учащихся. Смена традиционной организации процесса проверки учебных достижений учащихся, свойственной репродуктивному обучению, на более продуктивную сыграет только положительную роль.

Необходимо установить содержательное и структурное соответствие заданий теста. Важно учитывать и осуществление коррекционной программы обучения.

Создание новых технологий тестирования может служить основой для поиска эффективных методик, обеспечивающих объективность, гибкость, надежность контроля знаний в учебном процессе.

Сейчас образование переживает буквально взлет в использовании инновационных технологий. С большой уверенностью могу сказать, что многие учителя прекрасно научились владеть приемами ИКТ и систематически использовать свои знания в педагогической деятельности. Использование компьютерной техники для обработки результатов тестирования позволило бы вывести контроль знаний на более высокий научно-практический уровень.

Так как я являюсь учителем музыки, я бы хотела написать немного про тестовый контроль для закрепления знаний национально-регионального компонента. Очень часто на уроке мы говорим про выдающиеся личности Башкортостана. Это — мастера сцены, композиторы, их произведения и ни с чем не сравнимое богатое творческое наследие башкирского народа. В школах, где не поставлен на должный уровень изучение национально-регионального компонента в разы усложняется изучение музыкального материала на башкирском языке. Поэтому, начиная с первых классов учитель должен постепенно вводить детей в мир музыки своего народа. Наряду с произведениями русских, зарубежных композиторов должны прослушиваться и выдающиеся произведения башкирских композиторов. Постепенно приучать детей к тестовому контролю, определять в музыкальных викторинах те или иные произведения, узнавать творческие портреты мастеров сцен РБ.

Любой квалифицированный учитель музыки может разработать тестовый контроль с применением национально-регионального компонента. Это важно сделать именно потому, что только музыка способна объединить детей различной национальной принадлежности, воспитывая в них уважение к обычаям, традициям, языку, истории и культуре друг — друга, а также чувства достоинства, гордости за достижение национальной культуры.

При выполнении указанных выше требований стандартизация региональной системы измерителей учебных достижений станет определяющим фактором развития системы образования региона, массовое применение образовательных стандартов и тестовых технологий позволит не на словах, а на деле гуманизировать образование, создать условия для реализации творческого потенциала учащихся и преподавателей.