Тестовые задания для проведения рубежного контроля по литературе

ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ I КУРС

ЧАСТЬ А

Назовите авторов данных литературных произведений:

А) «Невский проспект» Б) «Евгений Онегин» В) «Гроза» Г) «Обломов» Д) «Герой нашего времени» Е) «Мертвые души» Ж) «Отцы и дети» И) «Кому на Руси жить хорошо»

2. К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора)?

А) комедия

Б) трагедия

В) драма

Г) трагикомедия.

3. Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин, герой драмы «Гроза»

А) телеграф

Б) громоотвод

В) печатный станок

Г) микроскоп

4. Катерина признается при людях Тихону в своем грехе. Что заставляет ее это сделать?

А) страх перед свекровью

Б) чувство стыда

В) желание искупить вину перед Богом и муки совести

Г) желание уехать с Борисом

5. Узнайте среди характеристик, данных героям «Грозы» Н.Добролюбовым, портрет Тихона.

А) «…только хочет больше, как можно больше прав для себя, когда же нужно признать их и за другими, …считает это посягательством на его личное достоинство, и сердится, и старается всячески оттянуть дело и воспрепятствовать ему».

Б) «…когда …поймет, что …нужно, и захочет чего-нибудь достигнуть, то добьется своего во что бы то ни стало…»

В) «…предстает один из множества тех жалких типов, которые обыкновенно называются безвредными, хотя они столь же вредны, как и самодуры, потому что служат им верными помощниками».

Г) «Образование отняло у него силы делать пакости, – правда; но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие…»

6. Кого Н. А. Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»?

А) Варвару; в) Тихона;

Б) Катерину; г) Кулигина.

7. Что мешает Обломову быть деятельным человеком?

А) бедность Б) болезнь В) отсутствие цели Г) воспитание и закономерности жизни

8. Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы:

а) расширить представление о барской жизни

б) объяснить происхождение героя

в) объяснить причины апатии и бездеятельности героя

9. Вслед за Гоголем Гончаров использует предметно – бытовую деталь как важное средство характеристики персонажа. В романе «Обломов» такой деталью является:

а) книга б) рояль в) письменный стол г) халат

10. Кто был главным оппонентом Евгения Базарова в спорах?

А) Аркадий Б) Павел Петрович Кирсанов В) Анна Сергеевна Одинцова Г) Николай Петрович Кирсанов

11. Какова будущая специальность Евгения Базарова?

а) инженер б) учитель в) ученый – исследователь г) врач д) неопределенная

12. Чем Е.Базаров особенно далек автору романа?

А) непониманием роли народа в освободительном движении

Б) нигилистическим отношением к культурному наследию России

В) преувеличением роли интеллигенции в освободительном движении

Г) отрывом от какой-либо практической деятельности

13. Укажите героиню романа Тургенева «Отцы и дети», встреча с которой стала причиной перемен в Базарове: «В разговорах с ней он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе»:

А)Анна Сергеевна Одинцова б) Фенечка в) Евдоксия Кукшина г) сестра Одинцовой Катя

14. Лирика – это:

а) Один из основных родов литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутреннее переживания лирического героя;

б) эмоциональное восприятие повествователем описываемого;

в) особое свойство литературных произведений, заключающееся в том, что автор воспроизводит в их художественном мире.

15. Сколько было мужиков, встретившихся на «столбовой дороженьке» и отправившихся на поиски счастливого на Руси?

а) 5 б) 9 в) 7 г)3

16. Кого искали мужики в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

а) счастливого б) богатого в) ученого г) скатерть-самобранку

17. Кого Некрасов называет счастливым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

а) купчину толстопузого б) Григория Добросклонова в) попа г) мужиков

18. О каком персонаже идет речь?

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

а) проворная Орефьевна, бурмистрова кума б) Ненила Власьевна в) княжна Переметьева г) Матрена Тимофеевна

19.Укажите, какой художественный прием использует А.А.Фет в выделенных словосочетаниях: «Снова птицы летят издалека//К берегам, расторгающим лед,//Солнце теплое ходит высоко//И душистого ландыша ждет».

А)олицетворение В)эпитет

Б)инверсия Г)аллегория

20.Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

А)Л.Н.Толстой, «Война и мир», князь Андрей В)И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров

Б)А.Н.Островский, «Гроза», Катерина Кабанова Г)Н.С.Лесков, «Очарованный странник», Флягин

21.Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

А)А.С.Пушкину В)Ф.И.Тютчеву

Б)Н.А.Некрасову Г)М.Ю.Лермонтову

22. Иван Флягин (Н.С.Лесков «Очарованный странник») в своей жизни не был

А)нянькой грудного ребенка В)солдатом

Б)садовником Г)монахом

23.Переломный момент в жизни Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») наступает, когда

А)он осознает себя великим грешником и хочет искупить вину страданием

Б)он отказывается от веры и перестает молиться

В)по его вине погибает человек

ЧАСТЬ В

1. Назовите имя героини в пьесе А.Н.Островского «Гроза», в которую влюблен Борис.

2. По приведенным ниже отрывкам узнайте, о каком герое идет речь. Назовите героя, автора и название произведения.

А) «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием, если мы будем к нему почтительны ».

Б) «В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в своей постели, на своей квартире,…Цвет лица у …не был ни румяный, ни смуглый, а безразличный, или казался таким, может быть, потому, что…как-то обрюзг не по летам… ».

В) «Длинное и худое (лицо), с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось неловкой улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

Каким героям принадлежат следующие высказывания (назовите героя, автора и произведение):

А) «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»

Б) «…Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю…»

В) «Не очень-то нынче старших уважают…Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то…»

Г) «Отчего люди не летают, как птицы? Иногда мне кажется, что я птица…»

4. Укажите название литературного направления в поэзии второй половины 19 века, которое нашло воплощение в творчестве Тютчева и Фета.

5. Назовите прием одушевления предметов и явлений, к которому прибегает поэт:

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный-

Все вторит весело громам.

ЧАСТЬ С. Задания представлены на выбор, требуют развернутого ответа. ( Одно из четырех)

1. Катерина по-гречески – «всегда чистая». Почему А.Н.Островский дал это имя своей героине?

2. Что из главы «Сон Обломова» мы узнаем о детстве, воспитании Обломова? Как воспитание Обломова влияет на формирование его личности?

3. Как вы понимаете слово «нигилизм»? В чем суть нигилизма Евгения Базарова? Что он отрицал?

4. Какой смысл вкладывает Н.С. Лесков в слово «праведник»? Докажите свое мнение на примере образа Ивана Северьяныча Флягина.