Тест родительского отношения

МБОУ СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов

г.Елец Липецкая обл.

подготовила учитель физики : Черепкова Я.Ю.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Помните : от того ,как родители разбудят ребенка , зависит его психологический настрой на весь день.

2.Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально . Показатель один- чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

3. Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком , не упускайте её.

4.Научитесь встречать детей после уроков . Не стоит первым задавать вопрос : «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральный вопрос : «Что было интересного в школе ?», «Чем ты сегодня занимался ?»,» Какие дела в школе?»

5.Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо ,с интересом слушайте рассказ ребенка о событиях в его жизни.

6. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создавайте в семье атмосферу радости , любви и уважения.

7.Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность , инициативу, качество выполнения работы.

8.Если не все у него получалось , не раздражайтесь , терпеливо объясните еще раз.

9. Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте ребенка начатую работу доводить до конца.

10. Каждый член семьи , в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.

11. Не наказывайте ребенка трудом.

ТЕСТ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

Авторами методики являются Я.А. Варга ,В.В. Столин.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. 61 вопрос опросника составляет 5 шкал ,выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения.

Принятие-это шкала выражает собой общее эмоционально положительное или отрицательное отношение к ребенку.( сюда относятся вопросы 3,5,6,8,10,12,14,15,16,18,20,23,24,26,27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,46,47,49,51,52, 53,55,56,60)

Кооперация- выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком , проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

( 21,25,31,33,34,35,36)

Симбиоз- вопросы ориентированы на то, что бы выяснить , стремится ли взрослый к единению с ребенком. ( 1,4,7.28,32,41,58)

Контроль- характеризует то, что взрослые контролируют поведение ребенка ,насколько они демократичны. ( 2,19,30,48,50,57,59)

Отношение к неудачам ребенка- показывает как взрослые относятся к способностям ребенка. ( 9,11,13,17,22,54,61)

ТЕСТ (отвечаем да или нет)

Я всегда сочувствую своему ребенку.

Я считаю своим долгом знать все , о чем думает мой ребенок.

Мне кажется , что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

Я уважаю своего ребенка.

Хорошие родители ограждаю ребенка от трудностей жизни.

Мой ребенок часто мне неприятен.

Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

Бывают случаи ,когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

Мне кажется , что другие дети потешаются над моим ребенком

Мой ребенок часто совершает такие поступки ,которые заслуживают осуждения

Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

Мой ребенок , как губка, впитывает в себя все самое плохое.

При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

Ребенка с детства следует держать в жестких рамках , только тогда из него вырастет хороший человек.

Я люблю ,когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

К моему ребенку постоянно липнет все дурное.

Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

Когда в компании говорят о детях , мне становится стыдно ,что мой ребенок не такой умный и способный , как другие дети.

Я жалею своего ребенка

Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками , то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок

Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время

Я часто жалею о том , что мой ребенок взрослеет , и с нежностью вспоминаю то время , когда он был еще совсем маленьким.

Я часто ловлю себя на том ,что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

Я мечтаю о том , чтобы мой ребенок достиг того , что лично мне не удалось в жизни.

Родители должны не только требовать от ребенка , но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением , как к личности

Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка

При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка

Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

Я часто признаю ,что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

Дети рано узнают о том , что родители могут ошибаться.

Я всегда считаюсь с ребенком.

Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

Основная причина капризов моего ребенка-это эгоизм ,лень, упрямство.

Если проводить отпуск с ребенком , то невозможно нормально отдохнуть

Самое главное чтобы у ребенка было спокойное ,беззаботное детство

Иногда мне кажется , что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

Я разделяю увлечения моего ребенка

Мой ребенок кого угодно может вывести из себя

Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны

Мой ребенок часто меня раздражает

Воспитание ребенка-это сплошная нервотрепка

Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер

Я не доверяю своему ребенку

За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей

Иногда мне кажется , что я ненавижу своего ребенка

В моем ребенке больше недостатков ,чем достоинств

Мне близки интересы моего ребенка , я их разделяю

Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно , и если он это делает , то обязательно получается не так , как нужно

Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни

Мой ребенок нравится мне таким ,какой он есть

Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка

Я восхищаюсь своим ребенком

Ребенок не должен иметь секретов от родителей

Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него

Ребенок должен дружить с теми детьми ,которые нравятся родителям

За каждый ответ да получаем 1 балл , за нет – 0 баллов

Много баллов по шкале «принятие»-говорят о том ,что у данного взрослого имеется выраженное положительное отношение к ребенку; взрослый принимает ребенка таким ,какой он есть. Низкие баллы по этой шкале – такой взрослый считает ребенка неудачником ; не верит в его будущее.

Высокие баллы по шкале «кооперация»-признак того ,что взрослый проявляет искренний интерес к тому ,что интересует ребенка ,высоко оценивает способности ребенка ; низкие –говорят ,что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Высокие баллы по шкале «симбиоз» -данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, стареется быть ближе . Низкие балы- взрослый держит дистанцию

Высокие по «контроль»- взрослый ведет себя слишком авторитарно ,требуя безоговорочного подчинения Низкие- контроль за ребенком отсутствует;

Высокие по шкале «отношение к неудачам»- признак того ,что взрослый считает ребенка маленьким неудачником ; увлечения несерьезными Низкие- неудачи ребенка случайны , верит в него .